Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
Исторические сведения
GFUV-7357Дата: Вторник, 25.05.2021, 17:14 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Как Мстера стала имением графов Паниных

Мстера, которая в нынешнем году отметит 500-летний юбилей, в течение длительного времени (более столетия) являлась вотчиной графов Паниных и их ближайшей родни. Однако прежняя Мстерская слобода стала владением панинского семейства почти случайно, в силу стечения целого ряда обстоятельств и политической конъюнктуры второй четверти XVIII столетия.

Читать тут
 
GFUV-7357Дата: Понедельник, 05.07.2021, 07:55 | Сообщение # 27
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
О рыбной специализации Мстёры XVIII столетия.

Отмечающая в нынешнем году 500-летний юбилей Мстёра имеет богатую  историю. Если с позапрошлого столетия слобода Мстёра по большей части была известна своей иконописью, то в более глубокую старину там были развиты и другие промыслы. Например, в первой половине XVII века жители Богоявленской слободы (так тогда именовалась Мстёра) торговали в Вязниковской слободе москательным товаром — красками, клеем, уксусом, поташем, золой и прочей немудреной, но крайне необходимой средневековой химией. Также в начале 1740-х гг. зажиточные крестьяне Богоявленской слободы вели крупную рыбную торговлю, хотя сама Мстёра и не была самым клевым мёстом.

 Рыбные спекулянты и их навар

Центром рыботорговли была не сама Мстёра, а село Кляземский городок тогдашнего Суздальского уезда (бывший удельный город Стародуб на Клязьме, ныне село Клязьминский городок Ковровского района).

Так 15 декабря 1740 года крестьянин Богоявленской слободы Никита Козьмин продал в Кляземском городке 5 тысяч мороженых судаков. Эту рыбу он купил в Нижнем Новгороде за 60 рублей, а продал по 14 рублей 50 копеек за каждую тысячу рыбин — то есть за 72 рубля 50 копеек. 5000 тысяч замороженных рыбин — это впечатляющий груз, который даже в современную фуру поместится лишь в трудом.

В апреле 1741 года крестьянин Богоявленской слободы Иван Федоров приобрел Самаре партию свежей рыбы: «7 осетров яицких, 80 щук, 45 сазанов и 300 жерехов» за 19 рублей 60 копеек. Эту рыбу он продал в Кляземском городке за 34 рубля 60 копеек.

В октябре 1740 года житель Богоявленской слободы Андрей Афанасьев приобрёл на Макарьевской ярмарке в Нижегородском уезде 3 тысячи 300 сушеных судаков за 39 рублей 60 копеек. Эту партию рыбы он успешно реализовал в Кляземском городке по цене 30 рублей за тысячу — то есть выручил почти 93 рубля и получил прибыль более 50 рублей — сумму по тому времени весьма приличную.

23 октября 1741 года крестьянин Богоявленской слободы Иван Михайлович Кокурин «с товарищи с слободы» купил на Макарьевской ярмарке 13 с половиной тысяч судаков и 400 «сазанов коренных» — всего за 93 рубля 37 с половиной копеек. Эту рыбу он полностью продал в Кляземском городке. Причем, брал по 13 рублей за каждую тысячу судаков и по 8 рублей за сотню сазанов. Таким образом, за судаков И. М. Кокурин с партнерами из Мстеры получил 175,5 рублей, а за сазанов — 32 рубля. Всего за проданную рыбу мстеряне получили 207,5 рублей, заработав круглую сумму в 114 рублей 13 копеек.

11 ноября 1741 года крестьянин Богоявленской слободы Иван Иванович Скучилов продал в Кляземском городке 6300 сушеных судаков, которых приобрел на Макарьевской ярмарке за 78 рублей 75 копеек. Продажная цена составила 81 рубль 90 копеек, прибыль — 6 рублей 90 копеек.

4 декабря 1741-го мстерянин Андрей Афанасьев, уже упоминавшийся выше, продал в Кляземском городке 350 «сазанов коренных», купленных за 21 рубль на Макарьевской ярмарке. За них он выручил по 8 рублей за сотню — всего 28 рублей, «наварив» 7 рублей.

В тот же день другой мстерский рыбный торговец, о котором также шла речь ранее, Иван Михайлович Кокурин продал в Кляземском городке 4550 сушеных судаков и 850 «сазанов коренных», купленных на Макарьевской ярмарке за 107 рублей 87 копеек. Продавал он судаков по 13 рублей за тысячу, а сазанов — по 8 рублей за сотню. Всего он выручил 127,15 рублей, получив прибыль 19 рублей 28 копеек.

29 декабря 1741 года крестьянин Богоявленской слободы Иван Степанович Щадрин продал в Кляземском городке 800 сушеных судаков, купленных им за 9 рублей 60 копеек. Продажная цена составила 10 рублей 40 копеек.

За указанную рыбную торговлю мстеряне платили пошлину по 10 копеек с каждого вырученного рубля, которая вносилась в Гороховецкую таможню.

Снабжали рыбой все окрестности

Очевидно, мстёрские рыботорговцы, как в царствование императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, так и в предшествующие времена, перепродавали достаточно крупные партии свежей и сушеной рыбы. При этом в местном «рыбном порте» Кляземском городке велась торговля не только привозной рыбой, но выловленной поблизости. Об этом, в частности, свидетельствует хранящаяся в Государственном историческом музее в Москве «Роспись расходов на покупку рыбы и других припасов» Суздальского Покровского девичьего монастыря, датированная июнем 1689 года — то есть порой царствования молодого царя Петра I и его старшего брата хворого государя Ивана V. Тогда суздальская обитель покупала в Кляземском городке «на монастырский обиход»  язей, судаков, окуней (как свежих, так и высушенных), стерлядей и щук, пойманных в реках тогдашнего обширного Суздальского уезда.

Мстеряне реализовывали столь крупные партии рыбы населению десятков окрестных сел и деревень. Крестьяне покупали рыбу в запас на месяцы вперед. Торговля велась в холодное время года — со второй половины осени до середины весны, когда низкая температура способствовала сохранности замороженного рыбного изобилия. Что же касается купленной рыбы, то ее хранили в ледниках — специальных подвалах, заполненных колотым льдом, где сохранялась низкая температура даже в летний зной. С сушеной и вяленой рыбой было гораздо проще, она почти не портилась.

Рыба пользовалась повышенным спросом ещё и потому, что в старину наши верующие православные предки неукоснительно соблюдали многочисленные церковные посты, когда рыба превращалась в первостепенный повседневный продукт.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» № 25 (545) от 01.07.2021 г.

https://xn--b1akdajq8j.xn--p1ai/2021....oletiya
 
GFUV-7357Дата: Пятница, 09.07.2021, 08:07 | Сообщение # 28
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Сиятельные владельцы старой Мстёры.

В нынешнем 2021 году отмечается 500-летие Мстеры — бывшей Богоявленской слободы, получившей всероссийскую и всемирную известность в качестве центра иконописи и лаковой миниатюры. К данному юбилею запланирован выход новой книги историка, краеведа и журналиста Николая Фролова. Она будет посвящена прежним хозяевам Мстеры, оставившим заметный след в истории России.

О прошлом Мстеры и о мстерянах написано немало, но особенного внимания заслуживает история возникновения данного населенного пункта и его развития до середины XIX столетия. Эти страницы недостаточно изучены. Особенно не повезло владельцам данной вотчины. В советское время о них упоминали лишь вскользь, да и фактических неточностей и ошибок было немало.

Еще в 1898 году в изданной во Владимире 5-й части «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии», автором которой стал преподаватель Владимирской духовной семинарии Василий Маркович Березин, в описании Мстерского прихода говорилось, что в 1683 году Мстера принадлежала князьям Федору, Андрею и Михаилу Ромодановским. Однако к тому времени князя Андрея Григорьевича Ромодановского уже не было в живых: он был растерзан мятежными стрельцами в мае 1682 года в Москве. Зато наряду с его дядей, князем Федором Григорьевичем и братом Михаилом Григорьевичем Ромодановскими частью Богоявленской слободы владела малолетняя княжна Марфа Степановна Ромодановская — внучатая племянница князя Федора и двоюродная племянница князя Михаила. Между тем, пассаж о трех князьях Ромодановских, совместно владевших Богоявленской слободой — Мстерой в 1683 году, до сих пор «курсирует» по различным публикациям о мстерской истории.

Впрочем, впервые об этом написал еще известный мстерский краевед, археолог и издатель Иван Александрович Голышев в 1865 году в своем классическом труде «Богоявленская слобода Мстера Владимирской губернии, Вязниковского уезда», где, видимо, неточно датировал (или прочитал) храмозданную грамоту на строительство Богоявленской церкви в нынешней Мстере.

В том же «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» значится, что Богоявленская слобода в 1744 году принадлежала графине Паниной. Однако вдова генерал-поручика Аграфена Васильевна Панина, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной в том же 1744 году Богоявленской слободой, графского титула не имела. Его получили лишь ее сыновья Никита и Петр Ивановичи Панины 22 сентября 1767 года по указу императрицы Екатерины II. А мать будущих графов скончалась 20 августа 1753 года (по другой версии — в 1763-м), так и не узнав о сиятельном титуле своих отпрысков.

В той же книге говорится и о том, что Богоявленская слобода затем «перешла к гр. С. П. Паниной, вышедшей замуж за генерала И. В. Тутолмина». Однако муж графини Софьи Петровны Паниной – Иван Васильевич Тутолмин, в пору их венчания в 1794 году был не генералом, а камергером, то есть придворным. Причем, и в будущем он служил исключительно по гражданской части и генеральского чина никогда не имел.

С Тутолминым вообще нередко происходит путаница. Вот, например, как говорится о нём в книге Фаины Васильевны Пиголицыной «Мстерский летописец», посвященной мстерскому археологу-любителю, краеведу, литографу и издателю Ивану Александровичу Голышеву:

«Потом слободой владели графы Головкины, Панины, Тутолмины и опять — Панины. Генерал-майор Иван Васильевич Тутолмин был московским губернатором, а под старость — начальником московского воспитательного дома. Мстёра перешла к нему как приданое невесты Софьи Петровны Паниной, однако с оговоркой, что после его смерти имение снова вернется к Паниным. Генерал умер раньше своей жены, а Софья Петровна перед смертью завещала Мстёру племяннику Виктору Никитичу Панину, внучатому племяннику воспитателя Павла I, Никиты Ивановича Панина».

В процитированном фрагменте перемешаны сразу три Тутолмина. Московским военным губернатором в 1806-1809 гг. был генерал от инфантерии Тимофей Иванович Тутолмин. Главным надзирателем Императорского воспитательного дома в Москве в первой половине 1810-х гг. являлся действительный статский советник Иван Акинфиевич Тутолмин. А владевший Богоявленской слободой (Мстерой) действительный тайный советник, камергер сенатор и член Государственного совета Иван Васильевич Тутолмин ни московским губернатором, ни

«начальником московского воспитательного дома» никогда не был, как никогда не имел чина генерал-майора. К тому же мстерский помещик И. В. Тутолмин не умер раньше своей жены, а пережил ее почти на шесть лет.

Даже в фундаментальных научных трудах сведения о владельцах Мстеры порой напоминают скверный анекдот. Например, в библиографическом справочнике Дениса Николаевича Шилова, изданного в 2002 году Европейским университетом в Санкт-Петербурге, в биографии мстерского помещика графа Виктора Никитича Панина указано, что у него было имение «родовое: 921 душа м[ужского] п[ола] в с. Богоявленском (Метеря тож) Вязниковского у[езда] Владимир. губ.» Надо понимать, что указанная в справочнике «Метеря» — это и есть Мстера.

Сравнительно малоизвестен, к примеру, переход Богоявленской слободы во владение семейства графов Паниных, получивших это имение в качестве компенсации за пожалованную им бывшую вотчину князей Долгоруковых, отобранную у князей при императрице Анне, а при дочери Петра Великого императрице Елизавете Петровне возвращенную прежним хозяевам.

Между тем, даже нынешний 500-летний юбилей Мстеры отмечается благодаря давнему вотчиннику нынешней мстерской округи, боярину Ивану Васильевичу Ромодановскому. Он упоминал в своем завещании 1521 года не только село Барское Татарово, ныне вошедшее в черту поселка Мстера, но и Ивановский монастырь, который находится во Мстере до сих пор.

К тому же, владельцы Богоявленской слободы – Мстеры оставили значительный след в отечественной истории и, без сомнения оказали большое влияние на жизнь и развитие своего имения.

Немалый интерес представляют собой и судьбы потомков последних владельцев Мстеры, оказавшихся в эмиграции — в Германии, Бельгии и во Франции. Среди них и их близкой родни есть люди очень известные. Но это тема для отдельной публикации.

Михаил ОДИНЦОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №26 (546) от 08.07.2021 г.
 
GFUV-7357Дата: Вторник, 20.07.2021, 12:14 | Сообщение # 29
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Капитан Черкасский из Мстёры — правнук князя Пожарского.

Среди наших именитых земляков историки по праву числят и князя Бориса Михайловича Черкасского — ближнего, доверенного стольника царя Петра I и офицера элитного лейб-гвардии Преображенского полка, активного участника Северной войны со Швецией. В приданое за женой княжной Марфой Степановной Ромодановской, потомка старинного рода одной из ветвей князей Стародубских-Рюриковичей, Б. М. Черкасский получил треть богатой Богоявленской слободы — будущей Мстёры.

Казалось бы, о князе Борисе нам известно почти все. Недавно в Москве в Новоспасском монастыре во время обстоятельных археологических раскопок даже нашли ранее затерянное надгробие Б. М. Черкасского, погребенного там в феврале 1721 года. Однако в казавшейся классической и давно устоявшейся биографии этого видного соратника Петра Великого и одного из крупнейших вотчинников Вязниковского края первой четверти XVIII столетия неожиданно оказались «белые пятна».

Читать тут
 
GFUV-7357Дата: Суббота, 07.08.2021, 07:34 | Сообщение # 30
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Потомки владельцев Мстёры живут во Франции

Читать тут
 
Поиск:

Воскресенье, 22.12.2024, 17:04
Форма входа
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница