"Мстёра" - край нехоженых лесов и полевых цветов, особый, живущий своей необычной жизнью цветистый мир красок и образов. В самом названии "Мстёра" звучит что-то былинное, сказочное. Перед глазами невольно встают гривастые коньки-горбунки, заоблачные дали с златоверхими теремами и причудливыми храмами, своеобразная полусказочная, полуреальная природа и человек во всём его безграничном многообразии: мифические герои и обыкновенные труженики, исторические персонажи и современники".
А. А. Тиц. По окраинным землям Владимирским
Такое описание посёлка Мстёра, расположенного в Вязниковском районе Владимирской области, неслучайно. До настоящего времени посёлок знаменит искусством лаковой миниатюры, изделиями мстёрских ювелиров, вышивкой.
Его история начинается в далёком XVI веке. Первое письменное упоминание о Мстёре относится к 1628 г. В писцовой книге "Суздальского уезду письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витовтова" за 1628 - 1630 гг. сказано: старинная родовая вотчина князей Ромодановских "погост Богоявленская слободка (в те времена она так называлась, а позднее получила своё современное название от реки, на берегу которой расположена - В.Б.) на реке на Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древянна вверх". Но ещё раньше, в духовной грамоте Ивана Васильевича Ромодановского от 1521 - 1522 гг. упоминается Свято-Ивановский монастырь близ села Татарово, которое сейчас граничит со Мстёрой.
Обе упомянутые выше церкви были монастырскими. В 1628 г. около монастырей было 20 бобыльских дворов (бобыли - непашенные безземельные крестьяне), в которых жили 70 человек. Занимались бобыли хлебопашеством на земле вотчинников. В это время слободка быстро растёт. Уже в 1646 г. в ней насчитывается 156 дворов с 435 жителями. Её рост продолжается и в дальнейшем. Согласно переписи 1763 г. в ней насчитывается 1309 жителей, 1856 г. - 2620, а к началу XX в. - около 4000. Меняется и её название. Это уже не слободка, а торгово-промышленная слобода.
"Это одно из самых бойких мест края. - отмечал в путевых записках русский экономист В.П.Безобразов, посетивший слободу в 1861 г. - Мстёра только носит официальное звание села, а по фабричной деятельности (разные домашние производства, преимущественно иконопись) и торговле, по всему быту жителей, вовсе не занимающихся земледелием, кроме огородничества […] - это настоящий город". Заняться местных жителей ремёслами и торговлей заставили низкое плодородие почв и малоземелье. Ещё в древних актах записано, что здесь "пашни пахотные худые земли". При выходе из крепостной зависимости мстёрские крестьяне получили в надел не столько земли (всего 880 десятин из положенного минимума в 1752 десятины), сколько так называемые "оброчные статьи": базарную площадь с лавками, 4 водяных мельницы на реках Мстерка и Тара, перевозы, пристани и рыбные ловли на Клязьме, паточный завод, миткалевую и полотняную фабрики. Из продуктов сельскохозяйственного производства широкую известность, даже за пределами Владимирской губернии, получила культура мстёрского лука.
Возникновение иконописного промысла среди крестьянского населения Мстёры относится к I половине XVIII в. Это подтверждено документами того времени - мстёрские "иконники" получали "виды на отлучку" для производства иконописных работ в разных городах России. К середине XIX в. больше половины жителей слободы занимались иконописанием и операциями, связанными с ним. Иконы изготавливались различных видов: живописные, цветные, красные, подризные, подфолежные, подстаринные и др. В основном это были недорогие иконы, довольно низкого качества. Именно здесь появился особый тип иконописцев - "старинщики". Они изготавливали имитации и подделки под старинные иконы, а также занимались реставрацией старых икон. Современники отмечали, что иконописцы-старинщики были превосходными специалистами своего дела и могли "старую, скоробленную, вовсе повреждённую временем икону […] так прекрасно "починить", что икона становится неузнаваемой; дска (в слове "дска" нет ошибки, именно так звучало слово "доска" в устах мстерских иконописцев, когда речь шла об иконе старых писем - В.Б.) выравнивается, краски расчищаются и оживают, выпавшие места - "выпадки" записываются вновь так искусно под стиль писем иконы, что трудно бывает после и найти записанное место; и наоборот - старинщик и вновь написанной иконе придает все признаки древней и много-существовавшей; он искусственно закоптит и скоробит доску, наделает трещин и "выпадков". Работы таких мастеров стоили очень дорого.
Одновременно с иконописью зарождаются здесь промыслы по художественной обработке металла. Для украшения икон чеканились оклады, венцы и др. Были также мастера, хорошо владевшие финифтяным делом и гравировкой.
Зарождение другого художественного промысла во Мстёре - вышивки, относится к 60-м годам XIX столетия. Одна девушка из окрестных селений, хорошо знавшая золотошвейное мастерство, вышла замуж за мстёрского жителя и стремилась использовать свои умения на новом месте. Уже к 1875 г. в слободе в этом промысле было занято более 50 человек. Местные мастерицы вышивали плащаницы, хоругви, воздухи, епитрахили и прочее. Приблизительно в это же время во Мстёре появляются и развиваются другие виды вышивки, среди которых особое место занимала вышивка белой гладью. В 1897 г. здесь работали около 400 вышивальщиц.
В экономическом отношении, особенно в занятости женского населения, большую роль сыграло заведение не характерное для сельской местности. Это литография, основанная в 1858 г. мстёрским крепостным крестьянином И.А.Голышевым. Она выпускала в огромном количестве лубочные картины, которые раскрашивали женщины и девочки, получая дополнительный заработок. Особую известность Голышев получил благодаря своей научной деятельности.
Иван Александрович Голышев (1838 - 1896), археолог, этнограф, краевед, художник, общественный деятель. Им опубликованы до 500 историко-краеведческих статей в периодических изданиях, написаны 18 книг и брошюр, изданы 10 альбомов, посвящённых памятникам старины. На свои средства он организовал и содержал во Мстёре воскресную рисовальную школу и народную библиотеку. В 1861 г. к Голышеву приезжал русский поэт Н.А.Некрасов, чтобы договориться о распространении своих произведений в виде дешёвых "красных книжек", доступных для простого народа. Иван Александрович был членом Императорских русских географического и археологического обществ, Московского археологического общества, Общества истории и древностей российских при Московском университете, Киевского исторического общества летописца Нестора, Нижегородского и Владимирского губернских статистических комитетов, Ростовского музея церковных древностей и др. Труды Голышева сохранили свою научную ценность и по сей день.
Изготовленные во Мстёре расхожие (дешёвые) иконы, лубочные картины распространялись через офеней - торговцев вразнос различными мелочными товарами. Летом офени занимались крестьянским трудом в родных селениях, а с завершением полевых работ - отправлялись в дорогу. Они исколесили практически всю Россию, а некоторые уходили торговать за её пределы. Офени победнее возили свой товар на тележке или санках, а те, что побогаче отправлялись в путь на подводе. К концу XIX века среди мстерян офеней уже не было - этим промыслом занимались жители окрестных деревень.
Как было отмечено выше, во Мстёре было два монастыря - Богоявленский мужской и Иоанновский женский, которые упразднены в 1764 году. Церкви стали приходскими. Существующий ныне Богоявленский храм построен князьями Ромодановскими в 1687 году. В нём у западных дверей были захоронены представители этого известного рода. Рядом с ним расположена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. О времени её строительства документальных подтверждений нет, но по характеру кладки И.А. Голышев относил её к XVI - XVII векам. Второй приход имел один каменный храм во имя Иоанна Милостивого, который был выстроен в 1809 году, вместо обветшавшего деревянного.
Появление третьего прихода связано с широким распространением в слободе старообрядчества. Около половины мстёрских жителей придерживались старой веры. По официальным данным их число было значительно ниже. В 1768 году во Мстёре насчитывалось 202 "записных раскольника". Старообрядчество преследовалось официальной Церковью и властями. Особой формой примирения старообрядцев и Церкви стало единоверие. В 1800 году были утверждены "правила единоверия", по которым старообрядцы признавшие иерархию и догматы синодальной Церкви взамен получали клир, обязавшийся служить по старым обрядам. Так в слободе появился единоверческий приход. Мстёрскими единоверцами были построены два храма: деревянный Троицкий - в 1850 году и каменный Никольский - в 1866 - 1884 годах. К середине XIX века местное население по вероисповеданиям распределилось следующим образом: представителей официального православия - 1774 человека, единоверцев - 473, старообрядцев разных согласий - 373.
В 1911 году во Мстёре было 18 иконописных заведений, 8 - ризочеканных, 24 - фольгоуборных, 4 - киотных, 3 - фольгопрокатных, 3 - кирпичных, 4 - сапожных, 1 - столярное, 1 - позолотное и 1 - тележное. Кроме этих производств работали клеёночная фабрика, кожевенный завод и 30 торговых лавок. Интересно отметить, что оценка заведений и торговых лавок, принадлежавших единоверцам, составляла 66% от общей оценки всех частных предприятий. Владельцами самых крупных из них являлись Ф.В.Панкратов, Е.М.Фатьянова, И.Е.Мумриков, П.И.Козлова, В.С.Крестьянинов.
Таким образом, к 1917 году слобода Мстёра являлась крупным торгово-промышленным поселением. По внешнему виду она походила на небольшой уездный город - улицы прямые, широкие, строения расположены правильными кварталами, много каменных двухэтажных домов; все дома крыты железом. Из правительственных и общественных учреждений имелись почтово-телеграфная контора, земская больница, школа живописи, пожарная дружина, ссудно-сберегательное товарищество; слобода - местопребывание должностных лиц и земских служащих.
Материал подготовил В.В.Борисов пос. Мстёра