Новости
Культура и искусство [58]
Спорт и отдых [12]
Общество [23]
Происшествия [1]
Новости сайта Во Мстёре.Ру [4]
Наука и образование [1]
Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64

"Мстёра" - край нехоженых лесов и полевых цветов, особый, живущий своей необычной жизнью цветистый мир красок и образов. В самом названии "Мстёра" звучит что-то былинное, сказочное. Перед глазами невольно встают гривастые коньки-горбунки, заоблачные дали с златоверхими теремами и причудливыми храмами, своеобразная полусказочная, полуреальная природа и человек во всём его безграничном многообразии: мифические герои и обыкновенные труженики, исторические персонажи и современники".
                          А. А. Тиц. По окраинным землям Владимирским

Такое описание посёлка Мстёра, расположенного в Вязниковском районе Владимирской области, неслучайно. До настоящего времени посёлок знаменит искусством лаковой миниатюры, изделиями мстёрских ювелиров, вышивкой. 


Его история начинается в далёком XVI веке. Первое письменное упоминание о Мстёре относится к 1628 г. В писцовой книге "Суздальского уезду письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витовтова" за 1628 - 1630 гг. сказано: старинная родовая вотчина князей Ромодановских "погост Богоявленская слободка (в те времена она так называлась, а позднее получила своё современное название от реки, на берегу которой расположена - В.Б.) на реке на Мстёре да на погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древянна вверх". Но ещё раньше, в духовной грамоте Ивана Васильевича Ромодановского от 1521 - 1522 гг. упоминается Свято-Ивановский монастырь близ села Татарово, которое сейчас граничит со Мстёрой.


Обе упомянутые выше церкви были монастырскими. В 1628 г. около монастырей было 20 бобыльских дворов (бобыли - непашенные безземельные крестьяне), в которых жили 70 человек. Занимались бобыли хлебопашеством на земле вотчинников. В это время слободка быстро растёт. Уже в 1646 г. в ней насчитывается 156 дворов с 435 жителями. Её рост продолжается и в дальнейшем. Согласно переписи 1763 г. в ней насчитывается 1309 жителей, 1856 г. - 2620, а к началу XX в. - около 4000. Меняется и её название. Это уже не слободка, а торгово-промышленная слобода.


 "Это одно из самых бойких мест края. - отмечал в путевых записках русский экономист В.П.Безобразов, посетивший слободу в 1861 г. - Мстёра только носит официальное звание села, а по фабричной деятельности (разные домашние производства, преимущественно иконопись) и торговле, по всему быту жителей, вовсе не занимающихся земледелием, кроме огородничества […] - это настоящий город". Заняться местных жителей ремёслами и торговлей заставили низкое плодородие почв и малоземелье. Ещё в древних актах записано, что здесь "пашни пахотные худые земли". При выходе из крепостной зависимости мстёрские крестьяне получили в надел не столько земли (всего 880 десятин из положенного минимума в 1752 десятины), сколько так называемые "оброчные статьи": базарную площадь с лавками, 4 водяных мельницы на реках Мстерка и Тара, перевозы, пристани и рыбные ловли на Клязьме, паточный завод, миткалевую и полотняную фабрики. Из продуктов сельскохозяйственного производства широкую известность, даже за пределами Владимирской губернии, получила культура мстёрского лука.


Возникновение иконописного промысла среди крестьянского населения Мстёры относится к I половине XVIII в. Это подтверждено документами того времени - мстёрские "иконники" получали "виды на отлучку" для производства иконописных работ в разных городах России. К середине XIX в. больше половины жителей слободы занимались иконописанием и операциями, связанными с ним. Иконы изготавливались различных видов: живописные, цветные, красные, подризные, подфолежные, подстаринные и др. В основном это были недорогие иконы, довольно низкого качества. Именно здесь появился особый тип иконописцев - "старинщики". Они изготавливали имитации и подделки под старинные иконы, а также занимались реставрацией старых икон. Современники отмечали, что иконописцы-старинщики были превосходными специалистами своего дела и могли "старую, скоробленную, вовсе повреждённую временем икону […] так прекрасно "починить", что икона становится неузнаваемой; дска (в слове "дска" нет ошибки, именно так звучало слово "доска" в устах мстерских иконописцев, когда речь шла об иконе старых писем - В.Б.) выравнивается, краски расчищаются и оживают, выпавшие места - "выпадки" записываются вновь так искусно под стиль писем иконы, что трудно бывает после и найти записанное место; и наоборот - старинщик и вновь написанной иконе придает все признаки древней и много-существовавшей; он искусственно закоптит и скоробит доску, наделает трещин и "выпадков". Работы таких мастеров стоили очень дорого.


Одновременно с иконописью зарождаются здесь промыслы по художественной обработке металла. Для украшения икон чеканились оклады, венцы и др. Были также мастера, хорошо владевшие финифтяным делом и гравировкой.


Зарождение другого художественного промысла во Мстёре - вышивки, относится к 60-м годам XIX столетия. Одна девушка из окрестных селений, хорошо знавшая золотошвейное мастерство, вышла замуж за мстёрского жителя и стремилась использовать свои умения на новом месте. Уже к 1875 г. в слободе в этом промысле было занято более 50 человек. Местные мастерицы вышивали плащаницы, хоругви, воздухи, епитрахили и прочее. Приблизительно в это же время во Мстёре появляются и развиваются другие виды вышивки, среди которых особое место занимала вышивка белой гладью. В 1897 г. здесь работали около 400 вышивальщиц.


В экономическом отношении, особенно в занятости женского населения, большую роль сыграло заведение не характерное для сельской местности. Это литография, основанная в 1858 г. мстёрским крепостным крестьянином И.А.Голышевым. Она выпускала в огромном количестве лубочные картины, которые раскрашивали женщины и девочки, получая дополнительный заработок. Особую известность Голышев получил благодаря своей научной деятельности. 
Иван Александрович Голышев (1838 - 1896), археолог, этнограф, краевед, художник, общественный деятель. Им опубликованы до 500 историко-краеведческих статей в периодических изданиях, написаны 18 книг и брошюр, изданы 10 альбомов, посвящённых памятникам старины. На свои средства он организовал и содержал во Мстёре воскресную рисовальную школу и народную библиотеку. В 1861 г. к Голышеву приезжал русский поэт Н.А.Некрасов, чтобы договориться о распространении своих произведений в виде дешёвых "красных книжек", доступных для простого народа. Иван Александрович был членом Императорских русских географического и археологического обществ, Московского археологического общества, Общества истории и древностей российских при Московском университете, Киевского исторического общества летописца Нестора, Нижегородского и Владимирского губернских статистических комитетов, Ростовского музея церковных древностей и др. Труды Голышева сохранили свою научную ценность и по сей день.
Изготовленные во Мстёре расхожие (дешёвые) иконы, лубочные картины распространялись через офеней - торговцев вразнос различными мелочными товарами. Летом офени занимались крестьянским трудом в родных селениях, а с завершением полевых работ - отправлялись в дорогу. Они исколесили практически всю Россию, а некоторые уходили торговать за её пределы. Офени победнее возили свой товар на тележке или санках, а те, что побогаче отправлялись в путь на подводе. К концу XIX века среди мстерян офеней уже не было - этим промыслом занимались жители окрестных деревень.


Как было отмечено выше, во Мстёре было два монастыря - Богоявленский мужской и Иоанновский женский, которые упразднены в 1764 году. Церкви стали приходскими. Существующий ныне Богоявленский храм построен князьями Ромодановскими в 1687 году. В нём у западных дверей были захоронены представители этого известного рода. Рядом с ним расположена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. О времени её строительства документальных подтверждений нет, но по характеру кладки И.А. Голышев относил её к XVI - XVII векам. Второй приход имел один каменный храм во имя Иоанна Милостивого, который был выстроен в 1809 году, вместо обветшавшего деревянного.


Появление третьего прихода связано с широким распространением в слободе старообрядчества. Около половины мстёрских жителей придерживались старой веры. По официальным данным их число было значительно ниже. В 1768 году во Мстёре насчитывалось 202 "записных раскольника". Старообрядчество преследовалось официальной Церковью и властями. Особой формой примирения старообрядцев и Церкви стало единоверие. В 1800 году были утверждены "правила единоверия", по которым старообрядцы признавшие иерархию и догматы синодальной Церкви взамен получали клир, обязавшийся служить по старым обрядам. Так в слободе появился единоверческий приход. Мстёрскими единоверцами были построены два храма: деревянный Троицкий - в 1850 году и каменный Никольский - в 1866 - 1884 годах. К середине XIX века местное население по вероисповеданиям распределилось следующим образом: представителей официального православия - 1774 человека, единоверцев - 473, старообрядцев разных согласий - 373.


В 1911 году во Мстёре было 18 иконописных заведений, 8 - ризочеканных, 24 - фольгоуборных, 4 - киотных, 3 - фольгопрокатных, 3 - кирпичных, 4 - сапожных, 1 - столярное, 1 - позолотное и 1 - тележное. Кроме этих производств работали клеёночная фабрика, кожевенный завод и 30 торговых лавок. Интересно отметить, что оценка заведений и торговых лавок, принадлежавших единоверцам, составляла 66% от общей оценки всех частных предприятий. Владельцами самых крупных из них являлись Ф.В.Панкратов, Е.М.Фатьянова, И.Е.Мумриков, П.И.Козлова, В.С.Крестьянинов.

 

Таким образом, к 1917 году слобода Мстёра являлась крупным торгово-промышленным поселением. По внешнему виду она походила на небольшой уездный город - улицы прямые, широкие, строения расположены правильными кварталами, много каменных двухэтажных домов; все дома крыты железом. Из правительственных и общественных учреждений имелись почтово-телеграфная контора, земская больница, школа живописи, пожарная дружина, ссудно-сберегательное товарищество; слобода - местопребывание должностных лиц и земских служащих.

 

Материал подготовил В.В.Борисов пос. Мстёра

Суббота, 21.12.2024, 15:04
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск по сайту
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница

Статистика сайта

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0