Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 7 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • »
Исторические сведения
GFUV-7357Дата: Суббота, 21.08.2021, 16:10 | Сообщение # 31
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Книга, запечатлевшая Вязниковский край осенью 1778 года.

Если сегодня в сколько-нибудь крупных селах и деревнях имеются постоянно действующие магазины, то в старину лавок – аналога нынешних магазинов, было немного, и почти исключительно в городах. Поэтому для наших предков огромную роль играли базары и ярмарки. Базары обычно проводились еженедельно, а вот ярмарки, отличавшиеся большим размахом, организовывались один — два раза в год, по большим праздникам. Селений, где проходили большие базары и ярмарки, тоже было немного, и туда в торговые дни съезжались покупатели со всей округи. На большие ярмарки народ собирался сразу из нескольких уездов или даже губерний.

Впервые ярмарки и наиболее крупные базары Владимирской губернии описал когда-то известный на всю Россию, а ныне прочно забытый писатель и исследователь, этнограф и фольклорист второй половины XVIII века Михаил Дмитриевич Чулков. Солдатский сын, проявивший незаурядные способности к наукам, окончивший гимназию при Московском университете, он служил придворным камер-лакеем, но предпочел сытой устроенной жизни при царском дворе менее хлебный, но привлекательный для него удел просветителя. За неполных 58 лет своей жизни М. Д. Чулков написал и издал множество книг: первые в России детективные и авантюрные романы, сборники рассказов и сказок, различные словари и фундаментальное исследование «Историческое описание российской коммерции» в 7 томах.

И это именно М. Д. Чулков в 1788 году издал в Москве ранее не имевшую аналогов книгу «Словарь учрежденных в России Ярмарoк», где в первый раз дал информацию о 550 ярмарках и наиболее крупных базарах в тогдашней Российской империи. Во Владимирской губернии тогда ежегодно проходили 22 ярмарки, из них 4 — в Вязниковском уезде.

Примечательно, что хотя указанный словарь увидел свет в 1788 году, то есть 10 лет спустя после учреждения Екатериной II Владимирской губернии, Чулков, видимо, использовал гораздо более ранние сведения, которые получил из различных документов во время службы в Коммерц-коллегии.

В его книге отражена ситуация на осень 1778 года, когда Владимирское наместничество и Владимирская губерния уже появились, а новые города и уезды, в числе которых, к примеру, были Вязниковский и Ковровский, официально еще не открыли (это произошло лишь в декабре 1778-го). Именно поэтому, к примеру, заметки о Коврове ошибочно помещены в чулковском словаре два раза. Он упоминается там и как «село Суздальского уезда» (каковым являлся до 1778 года), и как «город Владимирской губернии».

Переходным периодом объясняется и следующая информация о Вязниках: «Вязники, слобода Владимирского наместничества; бывает ярмарка в праздник Казанския Пресвятыя Богородицы июля 3 дня». Вязниковская слобода стала уездным городом Вязники в декабре 1778-го, а с сентября до декабря еще оставалась слободой в составе Владимирского наместничества.

Уникальным является и упоминание Мстеры — тогда Богоявленской слободы, в связи с проведением там Крещенской ярмарки: «Богоявленская слобода, Владимирской губернии Суздальского уезда. Здесь бывает годовая ярмарка генваря 6 числа; съезжаются из разных городов купцы с товарами». В составе Владимирской губернии к Суздальскому уезду Мстера формально относилась всего три с половиной месяца — с сентября по декабрь 1778-го, и именно в этот небольшой срок и было составлено Чулковым краткое описание местной ярмарки.

Весьма оригинальным в словаре Чулкова выглядит и описание ярмарок в Никологорах:

«Никольский погост Владимирской губернии, близ городка Ярополча. Здесь бывает ярмарка мая 9 дня и в десятую пятницу, а недельные торги по субботам». В данном случае имелся ввиду праздник Десятой пятницы перед Днем Архангела Михаила.

В том же духе упоминается и четвертая ярмарка в пределах нынешнего Вязниковского района, проводившаяся в Успенском погосте в нынешнем Паустовском муниципальном образовании:

«Успенский погост, Владимирской губернии, близ города Ярополча; в сем селе бывает ярмарка в праздник Успения Пресвятыя Богородицы, а еженедельные торги по понедельникам».

Можно добавить, что «Словарь учрежденных в России Ярмарoк» М. Д. Чулкова содержит информацию и о четырех ярмарках и «торговых съездах» в соседнем Гороховецком уезде. В их описании никаких анахронизмов нет, так как Гороховецкий уезд существовал и до 1778 года. Про уездный центр там говорится следующее:

«Гороховец, город Владимирской губернии. Здесь ярмарок нет, а бывает одна, расстоянием от оного в двадцати четырех верстах, за рекою Клязьмою при Флорищевской пустыни прежде праздника Успения Пресвятыя Богородицы дней за пять, на которую привозят холст и прочие мелочные российские товары, также и шелковые».

Еще в словаре упоминаются три ярмарки более скромного размера и исключительно местного значения: в Вознесенском погосте, в селе Кожино и несуществующем ныне селе Флорово, располагавшемся в 10 верстах от Гороховца в сторону Мурома:

«Вознесенский погост, Владимирской губернии, Гороховецкого уезда. Здесь бывает торговый съезд в день Вознесения Господня»; «Кожино, село Владимирской губернии, Гороховецкого уезда. Здесь бывает торговый съезд июля 20 дня»; «Флорово, село Владимирской губернии, Гороховецкого уезда; в сем селе бывают торговые съезды июня 23 и августа 18 числа».

Любопытно, что в 1788 году, когда ярмарочный словарь Чулкова только что вышел из печати, во Владимирской губернии помещенная в нем информация еще больше устарела, так как в июле того года владимирский генерал-губернатор генерал-поручик и кавалер Иван Александрович Заборовский предложил Владимирскому наместническому правлению «иметь попечение, дабы учреждения, относящиеся до торговли, сохраняемы и исполняемы были с точностью, и потому оно не может оставить без внимания устроение городов и промыслов, обращение в них торгов, установление ярмарок, торговых дней и наблюдение, дабы никто запрещенным не торговал».

Следствием генерал-губернаторской инициативы стал указ Владимирского наместнического правления от 21 августа 1788 года, которым в городе Вязники устанавливались еженедельные базары по вторникам. Этим же документом в Вязниковском уезде учреждались в «Никологорском погосте еженедельные торги по субботам и сверх того годовые ярмарки в дни Николая Чудотворца, и в девятую пятницу после Пасхи, в Успенском погосте — еженедельные торги по понедельникам, сверх же сего бывают ярмарки в Троицын и Успеньев дни, в селе Сарыеве — еженедельные торги только в зимнее время по пятницам, сверх сего бывает годовая ярмарка июля 28, в слободе Мстере — еженедельные торги по субботам, а годовые ярмарки января 6-го и Июля 23-го». Указывалось, что «на оных [базарах и ярмарках] торгуют шелковыми мелочными товарами, льном, хлебом и крестьянской посудой и съестными припасами».

Данная информация сегодня представляет немалый интерес для истории Вязниковского края, а «Словарь учрежденных в России Ярмарoк» навсегда остался одной из самых первых по времени издания книг, где упоминаются Вязники и селения Вязниковского края.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №32 (552) от 19.08.2021 г.
 
GFUV-7357Дата: Среда, 03.11.2021, 11:52 | Сообщение # 32
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Почему Гёте не получил мстёрские иконы.

Читать тут
 
GFUV-7357Дата: Вторник, 16.11.2021, 15:46 | Сообщение # 33
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Кандидат на пост «сельского мэра» ходил с протянутой рукой.

Читать тут
 
GFUV-7357Дата: Четверг, 13.01.2022, 17:46 | Сообщение # 34
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
2022 год: Календарь памятных дат.
 
GFUV-7357Дата: Четверг, 19.05.2022, 21:48 | Сообщение # 35
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Как Вязниковский край губернии менял.

Вязники — город Владимирского региона. Это сегодня известное и истинное утверждение, не вызывающее сомнений. А ведь было время, когда Вязниковский край входил в совершенно другие губернии – Московскую, Нижегородскую и даже Казанскую, не говоря уже о принадлежности его Ивановской области.

 В допетровской Руси регионального административно-территориального деления фактически не существовало. Почти все Московское царство было поделено на уезды, обычно очень обширные, которыми управляли назначаемые царем воеводы.

Первые губернии в России были учреждены в 1708 году – в царствование Петра Великого,  в числе его многочисленных реформ. Центральную часть страны тогда занимала протяженная Московская губерния, в состав которой входило 39 городов. Однако Вязниковская слобода и Ярополч в неё не вошли. Они были включены в состав Казанской губернии, ещё более огромной, чем Московская. Первым казанским губернатором стал ближний окольничий и сподвижник,  родственник царя – Петр Матвеевич Апраксин. В бытность казанским губернатором, в 1710 году он  получил титул графа за выдающиеся заслуги перед Отечеством.

Включение Вязников в Казанскую губернию было не самым удачным решением, хотя бы по географической причине. По прямой от Вязников до Казани — 434 километра, а до Москвы — 287 км, то есть первопрестольная ближе к Вязникам почти в полтора раза. А с учетом того, что передвигаться три века назад можно было лишь на лошадях, то легко представить, во что превращалась необходимость получить в губернском центре какую-нибудь справку или подать челобитную графу-губернатору. Ведь в общей сложности, в оба конца приходилось преодолевать более полутысячи километров по неспокойным дорогам весьма скверного качества.

Очевидно, негативные отклики с мест, в том числе и из Вязниковского края, по поводу нереально огромных расстояний между центром Казанской губернии и её окраинами, заставили царя Петра изменить свое первоначальное решение. И в 1713 году Вязниковскую слободу,  Ярополч приписали к Московской губернии. Московским губернатором тогда же был назначен боярин Алексей Петрович Салтыков, четвероюродный брат царя, женатый на княжне Наталье Михайловне Ромодановской, дочери владельца Богоявленской слободы (Мстеры) князя Михаила Григорьевича Ромодановского.

В 1714-м царь учредил отдельную Нижегородскую губернию, выделив ее из Казанской. Тогда в состав этого первого по времени нижегородского региона вошел соседний Гороховец. От Вязников до Нижнего Новгорода по прямой всего 114 километров, поэтому для вязниковцев было бы выгоднее вместе с гороховчанами стать жителями нижегородского региона, но на это соизволения государя не последовало.

А в 1717 году Пётр Первый Нижегородскую губернию упразднил, вновь присоединив ее к Казанской. Но не прошло и двух лет, как решение своё поменял и восстановил Нижегородскую губернию. Однако для Вязниковской слободы эти нижегородско-казанские метания роли не играли, она оставалась по-прежнему в Московской губернии, генерал-губернатором которой в том же 1719-м стал еще один земляк вязниковцев  — владелец Мстеры, князь-кесарь Иван Федорович Ромодановский.

Но помимо удаленности Вязниковского края от Москвы, существовало еще одно обстоятельство, которое больше беспокоило не местное население, а власти – это немалое число раскольников-старообрядцев, которые тогда активно выступали против петровских преобразований. Одним из таких оплотов старообрядцев стал Нижегородский край, староверы которого были тесно связаны с вязниковскими единоверцами.

Борьбу с нижегородскими старообрядцами царь возложил на своего стольника, бывшего капитан-поручика лейб-гвардии Преображенского полка  нижегородского губернатора Федора Юрьевича Ржевского и епископа Нижегородского Питирима — бывшего раскольника, перешедшего в православие и яростно преследовавшего прежних своих собратьев.

Ржевскому и Питириму были даны широкие полномочия. И дабы их деятельности не препятствовали административные границы, в 1722 году определением Святейшего Синода Вязниковская слобода и город Ярополч с округой были приписаны к Нижегородской епархии, а в 1723 году об этом же последовало еще одно подтверждающее синодальное определение.

Хотя губернатор Ржевский после смерти Петра Великого был отрешен от должности (при Петре II в 1727-м восстановлен на прежнем посту, но в 1728 году окончательно снят), его  преемники на нижегородском губернаторстве оставались под сильным влиянием владыки Питирима, который в 1724 году получил сан архиепископа, а в 1730-м стал еще и членом Святейшего Синода. Архиепископ Питирим продолжал энергично бороться с раскольниками вплоть до своей кончины в 1738 году, после чего «вследствие челобитья» с мест, Вязниковская слобода и Ярополч перешли в непосредственное ведение Святейшего Синода и тогда же фактически вернулись под светскую власть московского губернатора.

А в 1744 году, по воле дочери Петра Великого императрицы Елизаветы Петровны, была образована Владимирская епархия, а еще через 33 года, уже при Екатерине II, появилась и Владимирская губерния. С тех пор альтернативы Владимирскому региону для Вязниковского края не было и нет, за исключением 1929-1944 годов, когда Вязниковский район входил в состав Ивановской области.

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век», №18 (589) от 19 мая 2022 г.
 
  • Страница 7 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • »
Поиск:

Понедельник, 30.12.2024, 20:55
Форма входа
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница