|
Исторические сведения
| |
Варвара | Дата: Воскресенье, 11.03.2018, 15:29 | Сообщение # 16 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Владимирское село: традиции и новые тенденции в фокусе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года
часть II
Хозяйства населения
Как отмечалось ранее, в ЛПХ и других индивидуальных хозяйствах зафиксирован рост площади сельхозугодий на 24%. Порадоваться бы надо за богатеющего частника, но прибавление земли сельхозугодий не привело к увеличению посадок картофеля и овощей. У многих приусадебные участки превращаются в места отдыха и общения с природой.
Переписчики ВСХП-2016 отметили изменение в ландшафте приусадебных и дачных участков: земля, зачастую, используется под зоны отдыха: цветники, газоны, альпийские горки, гамаки, барбекю, вольеры для собак и прочее.
К счастью, это не разворот на 180 градусов, но тенденция вырисовывается отчетливо. Многие, видимо, считают, что купить сельскохозяйственную продукцию проще, чем ее вырастить.
Число ЛПХ и других индивидуальных хозяйств граждан с заброшенными участками при обеих переписях было на уровне 52 тыс.
В объединениях граждан: - число освоенных участков сократилось на 4 тысячи (со 164 тыс. до 160 тыс.). - число заброшенных участков в абсолютных цифрах также осталось на одном уровне – 57 тыс. При обеих переписях - это более четверти (26 от всех участков.
Хозяйства населения: огородные предпочтения
Обратим внимание на изменения в огородных предпочтениях жителей частных хозяйств. По сравнению с 2006г. площадь посадок картофеля уменьшилась с 17,4 тыс. до 8 тыс. га, более чем наполовину. Но все равно частники остаются лидерами по выращиванию второго хлеба. На их долю приходится 58% посадок этой культуры всеми производителями. А если взять с учетом дачников, садоводов, огородников в садово-огороднических товариществах – более 70%.
Далее идут овощные культуры - 25% (в 2006г. - 30. Это традиционные для нашей местности капуста, лук, огурцы, морковь, свекла, помидоры и др. Фаворитами при обеих переписях были капуста (кроме цветной и брокколи) и лук репчатый - 3,7% и 3,4% соответственно. Любопытно, но 10 лет назад лук опережал капусту (5,8% против 5,3.
Третье место - у моркови (2,8% в 2016г. / 4,2% в 2006г.). Четвертая позиция - у огурцов (2,1% /3,8.
У свеклы большие подвижки: она поднялась на 5 место (2%, а была на 7 (2,3.
Помидоры показали при обеих переписях 6 результат (1,8% /2,4. Чеснок с 5 места в 2006г. (2,6 опустился на 7 позицию (1,7
Любопытный факт: по всем позициям мы наблюдаем 1-2% снижение, но только не по кабачкам и патиссонам, здесь зафиксирован пусть небольшой, но рост удельного веса на 0,2 п.п. (с 1,2% до 1,4. Встречались и дыни с арбузами, но это единичные случаи и в итогах по нашей области они не отражены.
А вот и цифровое подтверждение наблюдений переписчиков: если в 2006г. в ЛПХ газонами и декоративными насаждениями было занято 3% от земельной площади участков, то в 2016г. – 8%.
Перепись зафиксировала устойчивую тенденцию на увеличение числа хозяйств, имеющих небольшую посевную площадь. Если в прошлую перепись частники сажали картофель в основном на площадях 6 соток и более, то в эту перепись подавляющее большинство хозяйств - 78% - сажают картофель на площадях менее 6 соток. Та же ситуация по овощам, только еще более выраженная: в 2006г. овощи, занимающие площадь до 3-х соток, были только у 10% хозяйств, в эту перепись уже у 89%.
Многолетние насаждения и ягодные культуры
Площади многолетних плодовых насаждений и ягодных культур в целом за 10 лет по региону увеличились на 14%.
Больше всего площадей с многолетними насаждениями при обеих переписях имели ЛПХ (60% от всех сельхозпроизводителей) и садоводческие и огороднические товарищества (35. Нынешняя перепись показала рост площадей – на 16% и на 20% соответственно.
КФХ и ИП продолжают осваивать эти культуры, но их доля пока небольшая – 1%. СХО сократили площади под многолетними насаждениями на 42%.
Площади многолетних плодовых насаждений в целом по области за 10 лет показали рост: 1. груша на 53%. 2. вишня на 38%, 3. слива на 13%, 4. яблоня 9%.
Появилось около 24 га черешни, а также немного абрикоса. Если говорить про личные подсобные хозяйства населения, в отличие от плодовых насаждений ягодники уменьшились (с 908 га до 854 га). Рост отмечен только у крыжовника, малины и ежевики. Смородина, земляника, клубника, рябина черноплодная, облепиха – в минусе. Виноград выращивают на площади почти 9 га (в 2006г. он встречался очень редко, в единичных случаях).
Есть приятные нюансы: пусть не много, но на приусадебных участках владимирцы стали сажать масличные культуры, например, горчицу (0,8 га). А для пчел (в период цветения) - эфирно-масличные культуры (анис, кориандр, мята, мелисса и др. - 0,1 га). Кстати, семей медоносных пчел в области стало на 5% меньше (15 тыс. семей, против 15,8 тыс. в 2006г.).
Пчеловодством занимаются в основном в ЛПХ – около 14 тыс. пчелосемей.
Аналогичные тенденции наблюдаются и в садоводческих (огороднических) товариществах.
Животноводство и птицеводство
Главенствующую роль в животноводстве региона играют сельхозорганизации, за исключением овцеводства и содержания коз. Их разведением занимаются в основном хозяйства населения.
КФХ и ИП занимаются разведением всех видов сельскохозяйственных животных, но пока их доля не очень значительна. Также мы видим их желание разводить птицу, правда, пока поголовье всего 43 тысячи голов.
В числе позитивных моментов следует отметить развитие кролиководства: рост поголовья в целом составил 20%. Ключевую роль в этом сыграли сельхозпредприятия, которые практически на ровном месте (в 2006г. в с/х организациях было всего 80 кроликов) за 10 лет нарастили поголовье почти до 18 тысяч. Хороший прирост и в фермерских хозяйствах: поголовье увеличилось в 12 раз (с 0,3 тыс. до 3,9 тыс. голов)
Не поддержали лозунг «Даешь кроликов!» личные подсобные хозяйства, а также «дачники»: за 10 лет поголовье сократилось на 12% и 70% соответственно. В целом по области выросло поголовье овец - на 14% и поголовье свиней - на 18%. Если бы не потери из-за вируса африканской чумы свиней, последняя цифра могла бы быть выше. Отрицательная динамика: - у поголовья коз - сокращение более чем наполовину (52, - у поголовья крупного рогатого скота и коров - на 11% и 13% соответственно. Сократилось и число лошадей. В начале прошлого столетия Россия была страной, где проживало каждое третье такое животное на Земле. Сегодня мы не входим даже в десятку.
Более того – мы потеряли почти всех отечественных «носителей» некогда знаменитых пород. У нашего Владимирского тяжеловоза судьба складывалась так же непросто, но сегодня есть положительная динамика. Общее же число лошадей во Владимирской области на 1 июля 2016г. - менее 600. 10 лет назад было на 90 лошадей больше.
Стоит заметить, что при сельхозпереписи учитываются только те животные, которые используются в сельскохозяйственных работах. Лошади, принадлежащие любителям верховой езды, а также используемые для организации прогулок, в переписи не участвуют.
Птицеводство является наиболее динамично развивающейся отраслью аграрного сектора Владимирской области. В целом по региону по сравнению с 2006 годом поголовье птицы увеличилось на 18%. Рост показало поголовье всех видов птицы за исключением гусей (сократилось на 8.
Наблюдается рост поголовья птицы нетипичных для нашей области пород: цесарок, индеек, фазанов и, особенно, перепелок. По данным переписи в области их насчитывалось около 20 тыс. Разводят их все категории хозяйств. Большинство - за фермерами, но есть и почитатели среди сельхозорганизаций.
Скотные дворы и птичники населения
Всем нам приходится бывать в сельской местности, и мы видим, как мало сейчас встречается сельскохозяйственных животных и птицы. К сожалению, перепись не опровергла наши предположения.
Поголовье свиней в частных хозяйствах за 10 лет сократилось на 60%, овец и коз - на 48%, (учтено в нынешнюю перепись всего 19 тыс. голов), птицы - почти на 25%.
Крупный рогатый скот встречается еще реже. Если в 2006г. его было порядка 23 тыс., то в 2016г. - около 7 тыс. голов.
Есть в частных хозяйствах и лошади - 209 голов (в 2006 - 362). Любопытно, но некоторые личные подсобные хозяйства стали больше походить на фермерские. Они имеют значительное количество голов скота и птицы (по крупному рогатому скоту - свыше 10, по овцам, козам и птице – свыше 100).
Чаще всего крупные хозяйства разводят свиней – 63 хозяйства (в 2006г. – 68). Далее по популярности идет содержание крупного рогатого скота – 48 хозяйств (в 2006г. – 39). Птичники с поголовьем свыше 100 и выше голов имели 44 хозяйства (в 2006г. - 12). Разведение поголовья овец и коз сделали для себя приоритетом 7 хозяйств (в 2006г. - 4)
Пусть не часто, но экзотические породы птиц помимо фермерских хозяйств, встречались в хозяйствах частников и дачников (в основном перепелки). Задавали переписчики в ЛПХ и вопрос о целях производства сельхозпродукции.
Ответ можно считать однозначным – самообеспечение продовольствием. Как дополнительный источник денежных средств его рассматривают только 3% владимирцев (в 2006г.- около 4.
Технический парк
Нынешняя перепись показала: в сельхозорганизациях уменьшилось число сельскохозяйственной техники по всем позициям, причем достаточно серьезно (на 33% - 53. Так, количество тракторов сократилось с 7,5 тыс. до 6,8 тыс., при этом наиболее существенное сокращение их количества произошло в сельхозорганизациях (с 3,9 тыс. до 2,6 тыс. единиц). Одной из причин такого сокращения может быть повышение производительности видов современной с/х техники.
В фермерских хозяйствах и у ИП ситуация иная. 3-х кратный рост показали кормоуборочные комбайны, почти на четверть выросло число сеялок, на 10% – тракторов, на 6% - косилок, на 4%- зерноуборочных комбайнов.
Одновременно у КФХ и ИП произошло сокращение числа картофелеуборочных комбайнов – на 60%, доильных установок - на 35%, грузовых автомобилей - на 5%, плугов - на 3%.
Значительное техническое перевооружение за 10 лет произошло в личных подсобных хозяйствах и в других индивидуальных хозяйствах населения. В 5 раз увеличилось количество мотоблоков и мотокультиваторов (с 10 тыс. до 50 тыс.), в 3 раза - количество доильных установок (с 29 до 87), в 2 раза - легковых автомобилей (с 62,2 тыс. до 127,3 тыс.), почти на треть - грузовых автомобилей (с 3,3 тыс. до 4,2 тыс.), количество тракторов увеличилось на 19 % (с 3,3 тыс. до 3,9 тыс.).
Численность работников, занятых в организациях (хозяйствах) Перепись показала 40%-е снижение численности работников, занятых в СХО (с 20 тыс. до 12 тыс.) и 17%-й рост работников КФХ (ИП) - с 900 человек до 1100 человек.
Показатель численности на 1 с/х организацию сократился с 74 человек до 54. В КФХ число работников в среднем на 1 хозяйство осталось на уровне 2006г. – 3 человека. Видимо, речь идет о других факторах, которые помогают нашим фермерам добиваться улучшения показателей (семена, удобрения, селекция, увеличение производительности труда и т.д.).
Индивидуальные предприниматели, напротив, стали привлекать больше работников. Если в 2006г. в среднем на 1 ИП было 2 работника, то в 2016г.- 3. Любопытно, но найма работников практически нет в ЛПХ региона. В 2006г. работников нанимали только 3 домохозяйства из 100, в 2016г. - 4 домохозяйства.
Число сельхозпроизводителей - получателей субсидий (дотаций) и кредитных средств
Впервые при переписи 2016г. был задан вопрос сельскохозяйственным организациям, КФХ и индивидуальным предпринимателям, получали ли они субсидии (дотации) за счет средств из государственного федерального или регионального бюджета в 2015 г., а также привлекали ли кредитные средства.
Вот какие ответы мы получили от наших сельхозпроизводителей: субсидии (дотации) получили 139 с/х организаций и 59 КФХ (ИП); кредитовались 47 с/х организаций (в основной массе малые и микропредприятия) и 19 КФХ (ИП).
Всех, заинтересовавшихся более широким и более подробным спектром итогов ВСХП-2016, в том числе по муниципальным образованиям региона,
приглашаем на сайты%
Владимирстата http://vladimirstat.gks.ru/wps....re_2016 и Росстата http://www.gks.ru/free_do....6.html.
Окончательные итоги по всему перечню показателей будут сформированы и обнародованы в IV квартале текущего года.
*Численность населения РФ за 10 лет выросла почти на 4 миллиона (со 142,8 миллиона человек в 2007 году до 146,8 миллиона человек в 2017 году).
При этом количество сельских жителей сократилось с 38,1 миллиона человек до 37,8 миллиона человек (300 тыс. человек).
Любопытный факт: в 1917 году сельчане составляли 83% от всего населения России, в 2017 году – 26%.
ЛПХ*- личные подсобные хозяйства граждан КФХ* - крестьянское (фермерское) хозяйство ИП* - индивидуальный предприниматель *сельскохозяйственные угодья - земли, предназначенные только для выращивания продукции сельского хозяйства. К ним относятся пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища;
пашня - сельскохозяйственные угодья, ежегодно обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур, многолетних трав, а также пары;
посевные площади - часть пашни, занятая под посевы сельскохозяйственных культур;
залежь - земельный участок, который ранее использовался под пашню и более одного года не использовался под посевы сельскохозяйственных культур и не подготовлен под пар.
Солдатова Наталья Михайловна, специалист Владимирстата по взаимодействию со СМИ тел. (4922 534167); моб. 8 930 740 88 65 ;mailto: P33_nsoldatova@gks.ru http://vladimirstat.gks.ru
|
|
| |
Варвара | Дата: Воскресенье, 11.03.2018, 15:42 | Сообщение # 17 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Владимирстат о женщинах Владимирской области
Владимирстат может многое рассказать о собирательном образе землячки. Для владимирских девушек и женщин это будут как отличные новости, так и не очень. Как всегда все зависит от системы координат. Во-первых, женское сообщество остается по-прежнему более многочисленным и сильной половине его в ближайшей перспективе не догнать. На начало 2017г. в области проживало более 760 тыс. женщин (мужчин - около 630 тыс.). Из них горожанок - почти 600 тыс., а сельчанок - более 160 тыс. человек.
Во-вторых, женщинам, по сравнению с мужчинами, в современном мире предопределен более долгий жизненный путь. Причиной является увеличивающаяся год от года ожидаемая продолжительность жизни*, на фоне которой молодость и старость становятся относительными понятиями.
Эксперты отмечают, если в 1800г., например, лишь около трети женщин доживали до 60 лет, то сегодня в развитых странах более 90% женщин отметят свое 60-летие. Более того, 60-летний человек сегодня и 100 лет назад - это очень разные люди. Сегодня 60-летние считаются людьми среднего возраста, а 150-200 лет назад считались бы старыми.
Демография владимирских женщин также вписывается в мировые тренды. Ожидаемая продолжительность жизни женщин области, родившихся в 2016г., достигла 76 лет, это на 11,6г. больше, чем у мужчин (64,4г.). В последующие десятилетия, по прогнозу Росстата, показатель продолжит улучшаться и к 2030г. увеличится до 80,4г.
Уже сегодня долголетие характерно для значительной части жительниц региона: на начало января 2017г. возрастная группа «85+» насчитывала 19 тыс., а 75 женщин уже отметили вековой юбилей. Цифры по долгожителям среди мужчин - намного скромнее - 4, 4 тыс., среди них перешагнувших столетний рубеж – 34 человека.
За цифрами - образ
Среднестатистическая землячка - это, как правило, жительница города, замужем, имеет среднее профессиональное образование и одного ребенка, проживает в квартире**. Преимущественно она имеет профессию специалиста в сфере образования или здравоохранения, продавца, служащего, занятого подготовкой информации, оформлением документации и учетом, работника сферы обслуживания.
Её заработная плата на четверть меньше мужской и разрыв имеет тенденцию к увеличению. Например, в 2017г. среднемесячная зарплата женщин была на уровне 25,4 тыс. рублей, что составляло немногим более 72% от заработной платы мужчин (в 2015г.- 21.4 тыс., 73,2%).
Меньше всего от зарплаты мужчин (60,7%) женщины получают в организациях, занятых в строительстве. Выше мужчин в 1,4 раза финансово оценен труд женщин в организациях общего образования, а также в организациях, имеющих виды деятельности «Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка», «Деятельность профессиональная научная и техническая прочая».
Долгий век - в радость
Жизнь – это главная ценность. И то, что судьба благосклонна к представительницам прекрасной половины - это счастье для всех. Но маленькая ложка дегтя в этой бочке меда все же есть. Речь идет о демографическом показателе, который вряд ли женщин обрадует. Вкупе с невысокой рождаемостью последних лет средний возраст представительниц прекрасной половины 33 региона год от года увеличивается.
Так, в 2017г. средний возраст женщин достиг почти 45 лет (44,9г.), в городской местности – 44,5г., в сельской – 46,6г. За период 2002-2017гг. владимирская женщина стала старше на 2,7г. и она старше среднестатистического мужчины на 6,7г. (38,2г.).
Посмотрим на возрастной состав наших героинь. На 1 января 2017г. свыше 47% женщин (почти 358 тыс.) находятся в расцвете сил, а по-статистически - пребывают в категории трудоспособного возраста (16-54 года), годом ранее доля этой категории была больше – 48% (365,8 тыс.). Отрадно отметить, что девочек (от рождения до 15 лет) стало больше - почти 15% (около 111 тыс.), в 2016г. – немногим более 14% (109,5 тыс.). Оставшиеся 38% (почти 292 тыс.) - это женщины старше трудоспособного возраста (55 лет и больше), годом раннее их доля также была на уровне 38%, но по численности меньше - 290 тыс. Владимирские дамы элегантного возраста заслуживают наших искренних комплиментов. При встрече вряд ли мы сможем угадать их возраст. Наши землячки выглядят намного моложе своих лет, предпочитают жить в насыщенном ритме, большинство продолжает трудиться, а для многих счастливые перемены только начинаются...
Что касается национальности, большинство женщин региона (по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года) русские - 90%, украинки - 0,9%, 0,5% составляют татарки, по 0,3 % у армянок и белорусок, у мордовок - 0,2%.
А где мне взять такого… мужа
Хоть и праздничная тема послужила стимулом к подготовке коллективного портрета землячки, но ограничиться только пастельными красками у статистиков не получится. Беспристрастные цифры констатируют: у женщин зрелого возраста (от 70 лет) очень мало шансов прожить остаток века со спутником: на 1 мужчину в среднем приходится три женщины.
Дорогие женщины, имейте это в виду, успевайте найти, выбрать, полюбить и родить детей от главного мужчины своей жизни. Пожелать - то пожелали, а насколько это реально? К сожалению, та же статистика говорит, что и в молодости нашим женщинам это сделать не просто: вероятность найти спутника жизни среди мужчин 33региона для них хоть и растет, но мизерно.
После переписи населения 2010г. прошло 7 лет, а дисбаланс полов, по-прежнему, один из самых максимальных в России: 54,7% и 45,3% (по итогам ВПН-2010. соотношение было 45% мужчин к 55% женщин).
Жаль, но по прогнозу Росстата, даже в перспективе значительного рывка к сближению полов не произойдет: слишком много факторов влияет на этот процесс, главные из которых: рождаемость, смертность и миграция. Если в 2017г. на 1000 мужчин 33-региона приходилось 1209 женщин, то в 2025г. будет 1180, в 2035г. – 1147 женщин.
А если так, Владимирстат не советует владимирским девушкам долго «витать в облаках», ожидая «фантастического» мужчину. Логичнее постараться сделать выбор спутника жизни до 34 лет. В этом случае шансы стать любимой женщиной мужчины - ровесника или моложе, особенно сельчанина, будут выше. В городской местности мужчины сохраняют численное превосходство до 34 лет, в сельской - до 45 лет.
Современная мужская демография особо не радует, но только не в этом случае: годом ранее цифры были хуже - 33 и 41 год соответственно.
Для большего убеждения еще несколько цифр в разрезе возрастных групп. Больше всего может повезти разделить любовь с парнем-земляком девушкам 18-19 лет, ведь на 1000 юношей приходится всего 817 барышень. Отличные шансы и в группе 20-24 лет, здесь на 1000 парней «выпадает» 883 девчонки. Далее мужчин заметно меньше: в группе 30-34лет - уже 943 , в группе 35-39 лет почти 1 к 1 (на 1000 мужчин – 999 женщин).
А теперь информация для потенциальных женихов. В наши дни несомненными лидерами по числу представительниц прекрасного пола являются городские округа: Гусь-Хрустальный, где на 1000 мужчин приходится 1282 женщины, город Владимир (1254), город Муром (1247), а также Судогодский (1276) и Гороховецкий (1258) районы.
Десятилетие детства
Чтобы население страны не сокращалось, надо, чтобы в среднем на одну женщину приходилось немногим более двух рождений. На деле в России, как, и во многих развитых странах, рожают меньше.
В последние годы ситуацию усложняет вхождение в репродуктивный возраст поколения 1990-х, которое по численности в 1,6 раза меньше поколения 1980-х годов. Не случайно в 2018 г. в России начинается Десятилетие детства. Это будет время повышенного внимания общества к проблемам семьи, детства и стимулирования рождаемости. По словам Президента страны (ежегодное послание к Федеральному Собранию, март 2018г.) на охрану материнства и детства в ближайшие шесть лет власти направят не меньше 3,4 триллиона рублей.
А как обстоят дела с рождаемостью в 33 регионе? С 2008 по 2015г. число родившихся год от года росло. Этот показатель на 1000 населения поднялся с 10,6 до 11,6. Но уменьшение числа потенциальных рожениц делает свое дело: в 2016г. показатель составил 11,2, в 2017 г. - лишь 9,7: родилось около 13,4 тыс. младенцев, что на 2,3 тыс. меньше, чем в 2016г.
Перед счастьем материнства расступаются года
Современные женщины позже становятся матерями. Из диаграммы видно, что до 1994 г. средний возраст мамы, родившей первенца (18,6г.), значительно отличается от среднего возраста мамы, родившей первого ребенка с 2015 по 2017гг. (26,1г.).
Более продолжительное время, чем раньше, современные семьи имеют одного ребенка. Если до 1994г. второго ребенка женщины рожали в возрасте 19,5г., то сейчас – в возрасте 30,1г. При рождении третьего ребенка возраст мамы в 1995-1999гг. в среднем составлял 23,5г., а родившей с 2015 по 2017 гг. - 32,4г.
Средний возраст матери, лет (данные по России)
Средний интервал между рождениями первого и второго ребенка до 1994г. составлял 22 месяца, в 2005-2009 гг. - 62,9 месяца, а в 2015-2017 гг. уже вырос до 67,6 месяца.
Аналогичные подвижки происходят в жизни владимирских женщин. Например, если в 2015г. средний возраст матери при рождении составлял 28 лет (в городской – 28,2г., в сельской – 26,9г.), то в 2016г. на 0,3 года выше - 28,3г. (в городской - 28,5г., в сельской – 27,2г.).
Суммарный региональный коэффициент рождаемости в 2016г. был на уровне 1,71, а в 2017г., по прогнозу Росстата, уменьшится до 1,49.
У меня сестренка есть, у меня братишка есть
Социологи указывают: модель однодетной семьи в России перестала быть столь массовой, как в прошлые годы. Владимирские женщины также все чаще решаются на рождение второго и последующего ребёнка. Так, в 2017 г. число вторых и последующих детей составило 60% в общем числе новорождённых (2016г. – 61%, в 2015г. – 58,5%).
Рождение ребенка – ответственный шаг. И женщина, пусть даже самая сильная, идет на него, рассчитывая на моральную и материальную продержку мужчины, в идеале - мужа. Это сложная тема, вряд ли она под силу только цифрам. Хотя приоткрыть завесу мы все же попробуем.
В 2017г. в регионе появилось на свет 8055 вторых и последующих по счёту детей, из которых: 80% были рождены мамами и папами, состоящими в зарегистрированном браке, около 10% малышей, у которых отцы официально установили отцовство, и чуть более 10% детей – у одиноких мамочек. Стоит заметить, что пропорции мужчин, по сравнению с 2016г. практически не изменились:81%,9% и 10% соответственно.
По числу рождений двойняшек до прошлого года в области была положительная динамика: в 2014г. – 161 рождение, в 2015г. – 203, в 2016г. – 207. В 2017г. таких феерических событий в жизни владимирских семей стало меньше - 161 рождение. Статистику рождений троен в рамки тренда выстроить не удалось: в 2014г. - 1 рождение, в 2015г. – 5, в 2016г. - 1, в 2017г. - появились 3 тройни.
Заканчивая статистический образ на этой жизнеутверждающей ноте, пожелаем нашим женщинам исполнения самых смелых мечтаний!
* ожидаемая продолжительность жизни при рождении, являясь наиболее точным измерителем здоровья и долголетия, показывает число лет, которое в среднем предстояло бы прожить человеку из поколения родившихся в данном году при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким же, как в данный период; ** такая информация может быть получена только при всеобщей переписи населения.
Солдатова Наталья Михайловна, специалист Владимирстата по взаимодействию со СМИ тел. (4922 534167); моб. 8 930 740 88 65 mailto: P33_nsoldatova@gks.ru http://vladimirstat.gks.ru
|
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 12.10.2018, 19:26 | Сообщение # 18 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
|
И. Голышовъ. Иконописание в слободе Мстере
Иконописание в сл. Мстере существует весьма с давнего времени. Из древнего акта видно, что иконопись существовала в начале ХУШ столетия: «А ныне де ты Борисов без мирского приговору тот их двор и с огородом отдал собою иконнику Александру Алексееву, который пришел ныне из Москвы». Иконопись существовала уже ранее моего указания, и могла перейти от монастырских иноков, так как прежде были в сл. Мстере монастыри, и иконопись сохранила до сих пор название Суздальской. В то время сл. Мстера состояла в Суздальском уезде, «Иконописцы были при многих монастырях; «много было их и при монастырях Суздальских».
С давнего и в настоящее время иконописное мастерство составляет отрасль одного из наиболее господствующих распространенных промыслов; иконописью занимается крестьян большая часть, что видно из показанных мною выше цифр (449 домохозяев) в сравнении с другими ремеслами весьма значительно, иконников всех более половины жителей, чеканщики и сусальщики также по ремеслу в связи с иконописью, те и другие произведения свои употребляют на иконы, чеканка производится частью на самых иконах, и на меди (латуни) также на фольге разных цветов (Фольга покупается в Москве и на Нижегородской ярмарке, цвета имеет, малиновый, голубой, желтый, зеленый, оранжевый и белый.), медные ризы на иконы серебрятся и накладываются на образа; часто чеканятся только одни оклады (Оклады называются которыми обивают только поля икон, т е. края образов, шириною не более одного вершка, а изображение остается незакрыто металлом.), которыми украшают иконы; сусальщики куют серебро и продают иконникам; отсюда сусальное серебро продается иконописцам в слободу Холуй (Слобода Холуй находится в Вязниковском уезде в 46 верстах от уездного города, слободы Мстеры 25 верст, Холуйские жители почти исключительно все занимаются иконописью.).
Иконописным мастерством крестьяне занимаются круглый год; производительность идет через посредство офеней; офени приезжают в слободу не только в базарные но и будничные дни, особенно в осеннее время, когда отправляются в дорогу для торговой промышленности, и разбирают иконы целыми возами, и развозят их по всей Российской Империи «а где не побывает офеня»? Иконы пролают офеням частью на деньги, а более в кредит на честное обязательство; а потом меняют им же на другие товары, на мед, пшено, холст, полотно, грибы, на лошадей, телеги и проч.
Иконопись производится всеми возрастами: мальчики с малолетнего возраста с 8 и 9 лет начинают писать иконы, которые только что могли в училище или у какого-нибудь причетника выучить азбуку или прочитать псалтирь, и иногда написать что-нибудь пером из прописи, поступают в иконописное заведение, и определяются сначала в ученики, по взаимному согласию их родителей и хозяина, к которому мальчик определяется, на 5 или на 7 лет. В течении этого срока ученик не получает ни копейки денег, только может зарабатывать заурочные, для этого он берет у хозяина на урок сколько нужно сработать икон в неделю, таким образом просиживают целые ночи и выгоняет себе один или два дня за которые уже получает деньги по цене производимой работы. После срока ученья он получает жалование на 1-й год от 15 до 25 руб. серебр., а потом жалованье это возрастает с каждым годом искусством и главное скоростью работы, или он уже нанимается по сдельно по положенным ценам в заведениях; теперь за иконником лежит обязанность семейной жизни, по наступлении совершеннолетия, он имеет помощницу жену, и прокармливает своим трудом семейство (В благосостоянии которого помогает ему жена, и на приобретенные ею деньги от трудов огородничества или работ и торговли, она одевает детей, и даже приготовляет на эти деньги белье своему мужу.), оплачивает повинности с вечной и неразлучной своей спутницей кистью, которую он бросает только тогда, когда разлучится с жизнью, или нездоровье отбросит ее из рук его.
Всегда почти иконники разделяются на две стороны: один мастер личник, а другой доличник; редко можно встретить чтобы один мастер написал всю икону, а всегда более раздельно один мастер пишет только лица, а другой одно платье. Иконники к сожалению плохо обучаются в рисовании, а в сл. Мстере рисованию учеников почти не учат вовсе, а как только поступает мальчик, то дают ему писать икону Св. Евангелиста Иоанна Богослова, которую он повторяет несколько раз, до тех пор когда привыкнет рука водить по чертам рисунка, а месяцев через 5 он уже делается мастером и пишет иконы на продажу. Для руководств в иконописи, у иконников существуют с давнего времени рукописные подлинники, в которых описываются изображения святых и праздников и проч. из подлинников разного времени, по которым иконники руководствуются, выписываю несколько таких образцов.
|
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 12.10.2018, 19:28 | Сообщение # 19 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
|
Иконописание производится следующим образом - берется доска (Доски у иконников называются деревами, которые более еловые, сосновые, ольховые и частью на заказные работы употребляются липовые и кипарисные дерева (доски для икон) привозятся в большем количестве и особенно зимой и в великом посте привоз бывает по 20 возов вдруг и более, в каждом возу укладывается от 300 до 600 досок, которые привозятся из Вятской губернии, и из сел Ландеха и Пестяков Владимирской губернии Гороховецкого уезда, и кроме того работаются в самой слободе.) грунтуется алебастром, на грунтовку накладывают рисунок, изображение икон на бумаге проколотой иглою, рисунки у иконников существуют с давнего времени, и большей частью копировка с древних и других икон, копировку делают так: по иконе обводят сажей разведенной на сусле (Сусло первоначальное приготовление к домашней браге, на котором краска не скоро засыхает, и легко отпечатывается на бумаге.), или просто чернилами, накладывают сырой лист бумаги и плотно прижимают, от чего делается отпечаток, по отпечатку прокалывают иглою сразу листов по 6 и 12-ти так что выходит 12 рисунков вдруг, по рисунку бьют мешочком с толченным углем, черная пыль проходит сквозь игольные скважины, оставляет отпечаток изображения, таким образом каждый иконник заготовляет для себя досок сколько ему нужно на неделю, их заготовляет каждый мастер десятками или сотнями.
Но отпечатку из черной пыли проводят графьей (иглою вставленную в деревянную ручку), от иглы на грунте делается небольшое углубление, чтобы рисунок не пропадал под первыми наложенными красками и виден был до последних красок потом иконы переходят в руки учеников или этот же мастер накладывает сусальное серебро или золото (Золото накладывается только на заказные иконы, а в продажу всегда употребляется сусальное серебро, и покрывается крушиной, а иногда масляным лаком, от чего серебро принимает желтый цвет и заменяет золото.).
После сего пишется доличное (платье) , по окончании доличного переходят к другому мастеру писать лица, который уже доканчивает икону, а после всего иконы покрываются олифой.
Чтобы яснее видеть производство работы, прилагаю сведение как начинается и кончается икона.
Доличное. Чистое дерево доска.
1) Клеить — заклеивают клеем трещины и скважины на доске обрезками бумаги. 2) Леквасить - грунтовать жидким алебастром на густом клею. 3) Второй раз леквасить; тем же самым грунтом, но почище. 4) Чистить клепиком - тупым ножом счищается лишняя масса грунта. 5) Оттирать тряпочкой обмоченной в воде; счищают шероховатости, и грунт делается ровным. 6) Ладонью лощить; ладонью с водою водят по грунту, от чего грунт делается гладким, как бы полированным. 7) Рисунок натереть - набить мешочком с толченным углем по изображению наколотому иглою на бумаге. 8) Графить - чертить по отпечатку иглою. 9) Под чеканные накрыть чернетью; покрывается краской под названием Псковская чернеть, вместо тонкого слоя грунта под серебро, это делается только на иконах которые предназначаются чеканными. 10) Серебро наложить — серебро накладывается на венцы, на поля, частью платье, разрезается ножом и кладется сколько нужно величины потом аккуратно подливают яичный белок, разбавленный с водою, на который приклеивается листочек серебра. 11) Чеканить — чеканами настукивают в глубь разные украшения, на тех иконах которые предназначены чеканными. 12) Суриком раскрывать - писать на иконе суриком. 13) Зеленым кроном процвечать — процвечать писать платье отделяя от красного суричного цвета. 14) Белилами раскрывать. 15) Кроном желтым раскрывать — писать на иконе платье, белой и желтой красками. 16) Сажей расписывать — описывать контур платья черной краской и назначать ноги и проч. 17) Баканом разцвечать; писать малиновой краской, которой закрывается для более яркого цвета, и предыдущие некоторые из красок, как то сурик, от чего малиновый цвет делается светло красным. 18) Баканом прикрывать — отделять одно платье от другого, в темно малиновый цвет. 19) Венцы кружалом окружить — кружалом они называют деревянный циркуль, на ножке циркуля игла, а на другой кисть, которой очерчивают венцы на иконе. 20) Кроном желтым пробелять. 21) Белилами пробелять — пробелы называются, писать сверх красок тонкими кистями, и проводить по платью черты, складки и ипроч. лица. 22) Санкирить — покрыть места под лица, руки темной краской. 23) Белилами прометить — назначить образование лица, глаза, нос и проч. 24) Сажей описывать — написать назначение черной краской волос, глаз и проч. 25) Охрой охрить — лицо покрыть местами темноватой краской и сделать тень для отделения от шеи, волос и проч. 26) Отживкой — отживлять, дать лицу белый светлый вид. 27) Отживкой и охрой править — последней краской дать живость лицу. 28) Мумией чернью описывать — писать волосы. 29) Сажей еще описывать — писать в волосах, назначать чернышки в глазах и проч. 30) Белилами насекать — писать седину в волосах, бороде, белки в глазах, этой последней краской личная работа оканчивается.
Окончание иконы.
31) Полевую суриком крыть — поля иконы окрасить суриком. 32) Черты обводить — обвести по краям иконы, и отделить средину от краев черной чертой. 33) Отдваивать белилами — обвести белой краской вторую черту. 34) Опушивать — обвезти по самым краям иконы суриком или черной краской. 35) Крушиной крушинить — крушина есть ягоды, собираемые иконниками в лесах, которые они варят особенным у них способом; из этого делается желтая жидкость, жидкостью покрывают по серебру, которое принимает вид золота. 36) Подписывать — подписывают иконы более сажен, тупым гусиным пером или кистью с неимоверной скоростью. 37) Олифить - наложить олифу. Олифа - вареное особенным способом с прибавлением некоторых красок льняное масло, которое сгущается и заменяет лак; им покрывают все иконы вместо лака. 38) Водить — олифа сперва намазывается, и немного дадут времени ей сгустеть на образе, а потом гладко растирают по всей иконе, в летнее время олифят на солнце, а зимой нарочно топят довольно жарко печи.
Сведения эти об иконах простого письма, а хорошей работы икона проходит через руки мастеров более 100 раз; иконы разделяются на несколько категорий иконописи, здесь указываются которые более работаются, и составляют торговую промышленность как в продаже так и производительности икон.
Иконы полномерные.
Величина икон 11 вершков длиною и шириною 9 вершк., цена в продаже гуртом за 100 икон от 25 до 30 руб. сер.
Мало-мерок.
Ветчина икон; дл. 8 ½ , ширин. 7 вер., цена за 100 икон от 15-ти до 20 рублей серебром.
Десятерик.
Велич. икон дл. 7, шир. 5 ½ верш., цена за 100 икон от 7 до 10 руб. сер.
Девятерик.
Велич. икон дл. 6, шир. 5 верш, цена за 100 икон от 4 до 5 руб. сер.
Осмерик.
Велич. икон дл. 5 ½ , шир. 4 ½ вер., цена за 100 икон от 3 до 4 руб. сер.
Листоутки.
Образа меньшей меры: от 1-го, 2-х, 3-х и 4-х вершков; цена разная, сообразно величине от 1 руб. до 3 за 100 икон.
Названия сортов произошли от прежнего времени: полномерными назывались иконы полной меры в длину 3 четверти аршина т. е. 12 вершков; маломерок, меньшей меры, длиною 11 верш., десятерик 10 верш., девятерик 9 верш., осмерик 8 верш.; но в настоящее время дешевизна икон вынудила иконников переменить как величину икон, так и самое искусство, и сохранилось только одно прежнее название; полномерные теперь вместо 12 вершк. длиною 11, маломерок вместо 11 вершк. 8 ½ вершк., десятерик вместо 10 вер. 7, девятерик вместо 9 верш. 6, осмерик вместо 8 верш. 5 ½ и проч.
Сорта окон также разделяются на несколько отделов.
Иконы живописные.
Живописными называются образа, писанные светлыми красками разных цветов по фону светлых же красок с облаками и воздухом, но без серебра и имеют вид похожий на живописную работу.
Иконы цветные.
Цветные образа написанные разными красками, по серебрянному фону, рисунок икон похожий на греческую работу.
Иконы цветные чеканные.
Образа из отдела цветных, но на них делается украшение вглубь чеканной работы, на венцах, полях и частью на платье.
Иконы подстаринные.
Образа, писанные темными красками с темноватыми лицами, и на темпом фоне, имеют как бы старый вид.
Иконы красные.
Образа, писанные немногими красками, а более всего дешевым баканом и суриком, от красного цвета произошло и самое название красными. Цена этих отделов икон от вышепоказанных не изменяется.
Иконы подризные.
Образа разной величины, писанные только одни лица и руки, а на остальное накладывается медная серебряная риза, так что вся икона закрывается ризой, цела за 100 икон десятерик от 40 до 50 руб. серебр. Цена разная сообразно с величиною икон.
Иконы подуборные.
Образа подстаринного письма, обложенные кругом по краям окладом, т. е. широким бордюром, и накладываются венцы, оклад и венцы вычеканенные из меди золотятся или серебрятся, цена за 100 икон десятерику от 10 до 13 руб. серебр.; цена разная, сообразно с величиною икон.
Иконы подфолежные.
Образа разных размеров в деревянных, окрашенных красной краской, киотах за стеклами, убранные ризами из разноцветной фольги (латуни), с колонками арабесками и друг. украшениями, на этих иконах только пишутся лица, руки и ноги, а остальное все закрывается фольговой ризой, цена за 100 икон десятерик от 25 до 30 руб. сер.; цена разная, сообразно с величиной икон.
Общее название иконам.
У иконников и офень существуют и свои особые названия иконам, по этим названиям офени наперед сторговываются с иконниками, и потом уже выбирают из партии потребное количество образов.
Одиночка или розница.
Называются вообще все образа, на которых изображено одно или два лица, иконы с крупными фигурами, Божия Матери, Святителей, Мучеников, Мучениц и проч.
Людница.
Образа, нa которых изображено несколько лиц и фигур, Господские Праздники и проч.
В четвертях.
Образа, разделенные крестообразно клетками на четыре части, в которых изображаются иконы Божией Матери и проч. Святых.
Трерядница.
Образа разделенные на три ряда, в которых изображаются разные Св. Угодники. Кроме общих названий, некоторые образа имеют свое особое название: Воскресение Христово с 12-ю Господскими праздниками называется полница, Иисус Христос сидящий на престоле, называется седница; Никола зимний, Николай Чудотворец в Архиерейской митре, Никола летний, без митры, Никола главной, изображение угодника только до плеч и проч. Образа живописные, красные подфолежные более расходятся в Малороссии, образа подстаринные и полуборные более на Дону, остальные отделы и сорта по всем местностям России. Смотря по дешевизне ценности образов видно что иконоторговцы и иконописцы пользуются только от большего сбыта и скорости работы, икон сбывается в год огромное количество, как иконники говорят не счетом, а возами; дешевизна икон, а главное скорость работы довольно замечательна и оригинальна, иконники не заботятся где у них краска перешла за контур или не дошла все равно лит бы кипело в руках дело, от чего иконники и получили название в народе «богомазы».
|
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 12.10.2018, 19:30 | Сообщение # 20 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
|
Старинная иконопись.
Старинная иконопись довольно замечательна; этой работой в сравнении с обыкновенной иконописью (Иконопись производится во Владимир губ. кроме сл. Мстеры в селах Палехе и Холуе Вязников. уезда, в селе Палехе более отчетливой работы и хорошего искусства, а старинной иконописью занимаются исключительно в сл. Мстере.) занимаются не многие, мастера этой иконописи называются старинщиками, которые вполне изучили это искусство, иконопись старинная производится не в большом количестве, и старинщики зарабатывают большие деньги, мастерство со всеми их усовершенствованиями и химическими материалами содержится от других в некоторой тайне, в подделке икон.
Контрафакцией этой занимаются более из раскольников, староверов, которые сбывают свои произведения за большие деньги в Москву, Нижегородскую ярмарку и другие места тоже раскольникам, или перепродают друг другу.
Старинщики производят иконопись вновь, поправляют древние поврежденные от времени иконы, что называют они починкой; скупают древние иконы по всем местностям, а более у офень, которые привозят древние вещи и иконы из разных мест России, древние иконы старинщики перепродают в Москву и другие места, ценность икон у них доходит до больших цифр, до 1000 руб. и более, иконы подделанные у них очень усовершенствованы, а также и починка древних икон, древние иконы скоробленные или вовсе поврежденные, исправляются старинщиками в том же виде как и были прежде, и на оборот на новонаписанной иконе подделывают старый вид, трещины, места отставшие от грунта, скоробленные доски так что трудно узнать, что икона новонаписанная и буквально относится к древнему времени, кроме образов старинщики торгуют разными древними вещами и книгами, старинщики называются офенями подфурники.
Иконописцы разделяются на пять категорий, фабриканты, работники — хозяева, работники по найму, и ученики, работники — промышленники, старинщики.
Фабриканты имеют у себя работников до 20 и более человек, работники — хозяева работают у себя с семейством дома и продают иконы офеням непосредственно сами, работники и ученики, работают по найму, или сдельно на хозяев; промышленники отправляются в разные местности, набирают заказы, и работают в той местности, где берут заказы и исполняют их, старинщики занимаются древним иконописьмом, и починкой поврежденных древних икон, а также и торговлей древними образами и вещами.
Кроме тех промышленников, которые сами иконописцы, есть много офеней, они только разъезжают по разным местностям, набирают заказы на иконы, и доставляют эти заказные работы в иконописные заведения для исполнения работ, потом развозят, набирают вновь и т. д., получают они за это половину суммы, за какую была взята написать икону, т. е. 50 коп. с рубля.
Еще раз заметим, что иконописцы плохо обучаются в рисовании, а главное и в грамотности, много есть иконников вовсе не грамотных; но они подписывают иконы только с вида, т. е. с оригинала (От чего очень часто встречаются надписи на иконах с грубыми погрешностями.) и к сожалению родители мало обращают своего внимания на образование детей; приятно взойти в мастерскую иконников и взглянуть на трудолюбие их, особенно в зимний вечер посмотреть трудящихся иконников; как взойдете в комнату сначала поражает пирамида дерев (досок для икон) и неоконченных образов, можно подумать, что это приготовлено на несколько месяцев, а между тем дня чрез 3 они будут готовы, потом сильный запах лекваса (грунтовки досок) и посредине комнаты за столиком сидит трудящаяся семья иконников до 6 человек, за столом за одной осьмериковой свечкой, посредине их спущены от потолка на веревочках к самой свечке, как они называют глобусы, круглые белого стекла с налитой водой бутылки, от свечки сквозь воду проницает самый сильный свет на то место иконы где пишут, таких бутылок столько, сколько работников, в центре бутылок горит свечка, в противоположных сторонах также работает другая трудящаяся компания, на столах лежат все их принадлежности: краски, разведенные в деревянных без ручек ложках, кисти, горшочек с водой, для промывания кистей, яичные скорлупы, в которых хранится материя из яйца для разведения красок, потом деревянные циркули и кисти, — вот все принадлежности мастерской иконников.
И. Голышовъ.
|
|
| |
|