|
Неподалёку от Мстёры
| |
GFUV-7357 | Дата: Суббота, 11.03.2017, 20:12 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Цитата GFUV-7357 ( ) В глухом лесном углу, на границе Вязниковского и Ковровского районов, есть уголок, который с незапамятных времен известен под красноречивым названием — Дебри. ПОГОСТ "ИЖЕ НА ДЕБРИ" В 36 верстах от уездного города Вязники и в 90 верстах от губернского Владимира находился погост Дебри. Своё название погост получил не случайно: в стародавние времена его окружали глухие непроходимые леса,ныне сильно поредевшие, испещрённые частой паутиной дорог и тропинок. Впервые Никольский храм в "в Задеберьи" упоминается при находившейся здесь Николаевской мужской обители в 1522 году. Все постройки маленького монастыря были деревянными – благо строительный материал произрастал тут же. Устроителями и содержателями Николаевского монастыря были местные вотчинники из знаменитого рода князей Ромодановских. После смерти в конце 1540-х годов князя Михаила Юрьевича Ромодановского, часть его земель (в том числе и те, на которых стоял монастырь) по завещанию была отобрана на государя. После Великой Смуты эти земли снова стали принадлежать прежним владельцам. Так, в 1628 году церковь во имя чудотворца Николая "на Дебри" упоминается в вотчине князя Ивана Ромодановского. О монастыре уже не сказано ни слова. Очевидно, он прекратил своё существование, попав во владение к государю и лишившись покровительства княжеского рода Ромодановских в ещё "досмутные" времена. Легенда же, бытовавшая среди местных жителей ещё каких-нибудь 100-120 лет назад передаёт совершенно другую историю Дебрского погоста. Предание рассказывает, что церковь некогда стояла в деревне Мицино и хранился в той церкви образ Николая Чудотворца. Несколько раз эта икона чудесным образом была переносима из мицинской церкви в лес, где крестьяне неизменно находили её. Позже Никольская икона была взята в московский Успенский собор, а новая написана "на дске" из берёзы, на которой из раза в раз являлся прежний образ. Список с образа, взятого в Москву, приложили в построенную в 1688 году на месте перенесения иконы деревянную Никольскую церковь. Но, как видно из вышеизложенного, легенда о создании храма немного "припоздала". Причиной возникновения предания стал храмозданный крест, приложенный во вновь построенную и освящённую церковь "в погосте иже на дебри" как раз в 1688 году. Разумеется, это был свежесрубленный храм на месте прежнего ветхого или сгоревшего. А крест, кстати, сохранялся в погосте до начала XX столетия, а, возможно, и до самого разорения Никольской церкви. Так простояла неоднократно перестраиваемая деревянная церковь Дебрского погоста до начала XIX века. Менялись владельцы местных земель (в XVIII столетии это были князья Куракины), а жизнь вокруг Никольского храма текла своим чередом – тихо, размеренно… Начало XIX века во Владимирской епархии было отмечено массовым строительством каменных церквей. Многие из них после изгнания армии Наполеона из пределов России возводились во славу русского оружия. Вот и в погосте Дебри в 1812 году началась постройка новой каменной церкви. Строилась она на средства прихожан, а главными жертвователями стали крестьянин деревни Крестниково Яков Строганов и крестьянин деревни Мосеево Иван Михайлов. Возведение храма длилось 13 лет и было закончено в 1825 году. Главный престол холодной церкви остался прежним – во имя святителя и чудотворца Николая. Придельный же в трапезе освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери. После храм с прилегающим церковным кладбищем обнесли каменной оградой со Святыми воротами с северной её стороны. По данным на конец 1890-х гг. "утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно". Тогда же упоминается икона Николая Чудотворца, писанная на берёзовой "дске" – напоминание о дебрской легенде. Несмотря на то, что погост состоял во 2-м благочинническом округе Вязниковского уезда, его приход составляли 11 ковровских деревень. В конце XIX века в Дебрском приходе проживало 290 душ мужского пола и 360 женского. Население прихода стало уменьшаться после выхода манифеста 1861 года. Тогда многие прихожане, занимавшиеся офенской торговлей, со своими семьями переселились в самые разные уголки империи от Малороссии до Сибири. Из Дебрей происходила целая династия священнослужителей, представители которой носили фамилию по месту своего происхождения – Дебрские. Сын диакона Никольской церкви Пётр Александрович Дебрский более 40 лет прослужил священником в ковровском селе Троицко-Никольское. За своё служение он был удостоен множества наград, стал протоиереем и благочинным, а с получением ордена св. Владимира IV степени был возведён в дворянское достоинство. Уйдя на покой, Пётр Александрович вернулся в родной погост, где и скончался почтенным старцем в 1901 году. Его сын – Александр Петрович – стал настоятелем Никольского храма в Дебрях и скончался после 1917 года. Из-за малочисленности прихода служители погоста получали в год всего 450 рублей (данные на конец XIX века). С 1887 года при церкви начала действовать земская школа (именовавшаяся Крестниковской), в которой в 1897 году обучались 40 ребятишек. Среди местных жителей сегодня уже никто и не знает – как называется место, где находилась их бывшая приходская церковь. Именно слово "церковь" и является для них определяющим, а на вопрос о том, как найти Никольский храм погоста Дебри, те лишь удивлённо пожимают плечами. Стоящая на краю высокого склона над долиной ныне высохшей речки, церковь скрыта окружающим её лесом, подступившим к храмовым стенам. Можно пройти совсем рядом и не заметить её. Впрочем, храм, закрытый в 1930-е годы, уже трудно назвать церковью. До основания разобраны ограда и колокольня, крыша рушится. Роспись осталась только в холодной церкви, да и то едва различимая. От деревянного иконостаса уцелели только верхние ярусы со следами потухшей позолоты. Неокрашенные участки на стенах характерной формы и кованые крюки над ними указывают на большие образа, утерянные при разорении церкви. Кафельная плитка выворочена из пола. Сопоставив уцелевшие кусочки можно прочесть надпись: "Харьковъ-Бергенгеймъ" – продукция крупнейшего завода керамических и терракотовых изделий барона Эдуарда Бергенгейма поставлялась в том числе и во Владимирскую губернию. Уцелевшие деревянные, обитые железом, южные храмовые ворота распахнуты, по-прежнему приглашая прихожан на богомолье. Но храм привлекает внимание лишь посещающих могилы усопших родственников, погребённых при церкви, да поклонников тихой охоты, случайно забредших сюда. Из приходских деревень доброй половины уже нет. Немного осталось и потомков прихожан, которые помнят как звонил в ветреную погоду забытый одинокий колокол на звоннице уже разорённой Никольской церкви погоста Дебри…
https://m.vk.com/public129611027
|
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Понедельник, 27.03.2017, 20:46 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Цитата GFUV-7357 ( ) После кончины старика Дебри перешли к его младшему сыну — Павлу Васильевичу Муратову. Муратов Павел Васильевич. Остатки склепа. Погост Дебри.
Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Понедельник, 27.03.2017, 20:47 |
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Пятница, 04.08.2017, 20:38 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Владимирский форпост на Клязьме отметит 865-летие.
В 2017 году исполняется 865 лет основанию города Стародуба на Клязьме или иначе – Стародуба Кляземского. Этот город находился на месте нынешнего села Клязьминский Городок в 14 километрах от Коврова. Он был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году в качестве пограничной крепости, охранявшей водный путь по Клязьме на дальних подступах к столице княжества Владимиру.
Призыв
В прошлом году первый раз побывал в этих местах.
Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Пятница, 04.08.2017, 20:38 |
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Понедельник, 04.09.2017, 20:30 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Цитата GFUV-7357 ( ) Владимирский форпост на Клязьме отметит 865-летие. 865-летие Стародуба — общий праздник для ковровчан и вязниковцев
В селе Клязьминский городок Ковровского района с населением более тысячи человек, центре сельского муниципального образования, расположенном между Ковровом и Мстёрой, в минувшую субботу 26 августа отметили 865-летие основания города Стародуб-Клязьминский. Нынешнее село ведет свою историю от посада средневекового города, основанного в 1152 году великим князем Киевским Юрием Долгоруким, с 1238-го ставшего центром одноименного Стародубского княжества. Стародуб и его преемник Клязьминский городок — древнейший населенный пункт Ковровского района. С 1238 года и до третьей четверти XIV века Стародубское княжество было самостоятельным и в нём правили потомки младшего сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Всеволодовича Стародубского.
Призыв
Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Понедельник, 04.09.2017, 20:32 |
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Четверг, 14.09.2017, 21:10 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| СЕЛО СТАНКИ В 12 верстах по старому счёту от Вязников, на старой дороге в Ковров, при речке Мертюх находится село Станки. Происходя от слова "стан", название села по общепризнанному мнению относит нас во времена лихих людей, кои некогда наводняли здешние края. Следует полагать, что в годы Смуты, когда вместе с польскими и литовскими отрядами печальную славу татей и душегубов стяжали шайки воровских и разбойных людей, один из таких рассадников зла находился в этой местности. Первые упоминания о Станках относятся уже к тем временам, когда Москва была освобождена от отрядов Юзефа Будилы и Миколая Струся, а российский престол заняли Романовы. В 1628 году здесь описана вновь построенная Успенская церковь. Правда, некоторые исследователи связывают более ранние времена и имя Михаила Верижника (XV столетие) с существовавшим здесь монастырём, даже не смотря на веские доказательства в опровержение этой версии. Помянутая в 1628 году шатровая Успенская церковь была деревянной с шатровой же деревянной колокольней. Позже при ней показаны ещё два храма: деревянный во имя Иоанна Златоуста (скорее всего, возведённый одновременно с Успенской церковью) и каменный во имя Двенадцати Апостолов, строительство которого связывают с именем российского дипломата и станковского помещика графа Петра Чернышова. Все три церкви предстают нашему вниманию в 1753 году, когда Златоустовскую разобрали и употребили на ремонт Успенского храма. Следует отметить, что Станки "по обе стороны речек Мертюхи и Мануиловки" до самой отмены крепостного права были владельческим селом, которое в разные времена принадлежало многим помещикам, среди коих, помимо Чернышова, значились имена Владыкиных, Телятьевых, Бартеневых, Нащокиных, Бредихиных и прочих. Само село всегда было полнолюдным, чему способствовало его удачное расположение на большой дороге, дававшей подпитку живущим в нём. К примеру, в конце XVIII столетия здесь числилось 54 двора с проживающими в них 174 душами мужеского и 178 душами женского пола. По данным предреформенной переписи 1859 года, здесь 76 дворов и 494 души (223 мужского и 271 женского пола). В 1873 количество дворов уменьшилось до 65 (со 189 мужского и 226 женского пола крестьянских душ), но село продолжало оставаться крупным селением уезда, являясь центром одноимённой волости. В начале XX столетия здесь проживало более 350 человек. Вернёмся к станковским храмам. Смена деревянной Успенской церкви на каменную состоялось в первой четверти XIX столетия – с 1819 по 1826 годы "тщанием прихожан и от подаяния посторонних жертвователей". В последующие годы при ней появились два придела: в 1840 году во имя Иоанна Златоуста (в память о существовавшей ранее деревянной церкви) и в 1844-м – во имя Иоанна Богослова. Стоявший рядом храм во имя Двенадцати Апостолов, время построения которого "за древностию не известно", с устроенным позже приделом во имя Иоанна Воина, оставался нетронутым до 1870-х годов. Тогда ветхую зимнюю церковь положено было сломать, однако в 1882 году её отремонтировали и перестроили, увеличив к западу объём, расширив окна, заново перебрав своды и новую главу. Весь церковный комплекс на берегу Мертюха, блистающий побелкой стен, был обнесён каменной оградой со Святыми вратами на восточной стороне, заключившей и сельское кладбище. В селе было устроено приходское училище. Размещалось оно в здании волостного правления, где ребятишек округи (приходские деревни Сингерь, Костенева, Глубокова, Димакова, Плоскова, Ендовы / Яндовы, Швариха, Барское Рожино / Рыкино) "чтению по церковным и гражданским книгам Закону Божию, первым четверым действиям арифметики и письму" обучали приходской священник и дипломированный учитель, оплату трудов коих брало на себя вязниковское земство. Позже училище расширено (вместе со штатом "учащих") и преобразовано в народную школу, также курируемую земством. Уникальные снимки, сделанные в Станках в 1910-е годы фотографом И.В. Авдониным, ярко показывают российскую глубинку, отражая веками установленное размеренное её существование: трудовые будни, минуты отдыха, детские забавы, религиозную жизнь... Восхитительные чёрно-белые свидетели минувших дней более чем вековой давности, притягивают, завораживают, показывая нам далёкий, незнакомый мир наших предков. А быть может, кто-то узнает на снимках сельские уголки, сохранившиеся до нынешних дней. Из Станков вышла известная фамилия Скипетровых – потомков священника Ефима Петровича Скипетрова – служивших на гражданском и духовном поприщах, вписавших свои имена в историю малой и большой Родины. Это были священники, учителя, мелкие чиновники и государственные служащие. Одним наградой их деятельности было возведение в дворянское достоинство, другим – терновый венец...
https://vk.com/public129611027?w=wall-129611027_101
|
|
| |
|