Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 6 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • »
Неподалёку от Мстёры
GFUV-7357Дата: Четверг, 21.10.2021, 17:16 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Цитата GFUV-7357 ()
в лесу на границе Ковровского и Вязниковского районов состоялась презентация новой книги «Наши Дебри» Николая и Эллы Фроловых.

Во Владимире издана новая книга «Родной земли святыни. Православные храмы и пастыри Ковровского края». Ее авторами стали кандидат исторических наук директор музея Ковровского района Элла Фролова, а также журналист и краевед Николай Фролов.
Они хорошо известны и в Вязниках, так как их перу принадлежит уже шесть книг по вязниковской истории.

газета "Маяк"
 
GFUV-7357Дата: Пятница, 22.10.2021, 11:31 | Сообщение # 27
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Цитата GFUV-7357 ()
Во Владимире издана новая книга «Родной земли святыни. Православные храмы и пастыри Ковровского края».



Читать тут
Прикрепления: 3384892.jpg (128.0 Kb)
 
GFUV-7357Дата: Четверг, 20.01.2022, 12:59 | Сообщение # 28
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Открылась первая экспозиция нового музея «Стародуб на Клязьме».



В преддверии 870-летия города Стародуба на Клязьме, юбилей которого будет отмечаться в 2022 году, в селе Клязьминский городок Ковровского района открылась первая экспозиция нового музея. Здесь будет действовать один из филиалов районного историко-краеведческого музея – музей «Стародуб на Клязьме». Его первая экспозиция, посвященная средневековому городу Стародубу на Клязьме, уже начала принимать первых посетителей.

газета "Маяк"
Прикрепления: 7915538.jpg (291.2 Kb)
 
КатюшкаДата: Четверг, 01.09.2022, 12:26 | Сообщение # 29
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 131
Награды: 4
Репутация: 1
Статус: Offline
Памятник Ивану Стародубскому открыт накануне его 825-летия
 
Одним из главных событий празднования 870-летия основания города Стародуба на Клязьме стало открытие памятника князю Ивану I Всеволодовичу Стародубскому. Именно он оказался основателем стародубской княжеской династии, потомки которой в Москве, Петербурге и за рубежом здравствуют по сей день. От Ивана I вели счет своим предкам князья Пожарские, Ковровы, Кривоборские, Палецкие, Ряполовские, Гагарины, Осиповские и другие. Примечательно, что вотчины Ромодановских, Ряполовских, Палецких и Кривоборских находились в бывшем Вязниковском уезде.

Иван I Стародубский родился 28 августа 1197 года. В последнее воскресенье нынешнего августа ему исполняется 825 лет со дня рождения. Князь Иван был внуком основателя Стародуба князя Юрия Долгорукого (младшего сына Владимира Мономаха) и сыном великого князя Владимирского и Суздальского Всеволода III Большое Гнездо. Согласно исторической традиции, Иван родился в Стародубе, где в честь этого события его отец построил деревянную церковь во имя святого Иоанна Милостивого — святого, соименного младенцу.

После кончины первого стародубского князя Владимира Всеволодовича, тогдашний владимирский великий князь Юрий II Всеволодович отправил в Стародуб в качестве наместника другого младшего брата князя Ивана Всеволодовича. Почему Юрий II сразу не выделил Стародуб в качестве удела младшему брату Ивану — неизвестно. Возможно, после кровавой междоусобицы со своим старшим братом Константином Всеволодовичем, которая закончилась он опасался чрезмерного усиления младшего брата и не хотел давать ему даже тени самостоятельности, оставляя в своей полной зависимости. И это притом, что в междоусобице Иван поддерживал как раз Юрия, а в 1226 году по его приказу вместе с братом Святославом совершил победоносный поход на мордву.

Поворотным в истории Стародуба стал грозный 1238-й — год нашествия орды хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Вплоть до середины XIX столетия сохранялась легенда об обороне Стародуба от ордынцев зимой 1238-го, записанная краеведами XIX века. Согласно этому преданию, ко времени подхода монголо-татарского отряда к городу князь Иван Всеволодович находился в Стародубе с небольшой дружиной. Передовой отряд монголов будто бы попал в засаду на подходе к городу и был частью перебит, а частью обращен в бегство. При подходе главных сил врага стародубцы вместе с князем, тяжело раненым в первой схватке, ушли из Стародуба через задние ворота в дремучие леса, где и растворились в непроходимых дебрях. Преследовать их в лесной чащобе враги не рискнули.

Враги разграбили город, спалили Стародуб дотла и ушли. Известно, что в несчастливой для русских битве на реке Сити в пределах нынешней Ярославской области 4 марта 1238 года, когда погибли великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович и два его племянника, в том числе павший смертью героя князь Василько Константинович Ростовский, стародубская дружина не принимала участия. Видимо, князь Иван Всеволодович, сознавая неравенство сил и незначительность своего войска, счел за благо пересидеть нашествие в лесах. К тому же, если он действительно был ранен в сражении с монголами, то, вероятно, был лишен физической возможности предпринимать активные действия.

Лишь после ухода Батыя из Северо-Восточной Руси в степи возник (точнее, был воссоздан) Стародубский удел с самостоятельными князьями. Весной 1238 года новый великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович (отец святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского), утвердил права младшего брата Ивана на Стародуб, которым тот фактически уже владел ранее.

В 1245 и 1247 годах Иван I Всеволодович ездил в Орду вместе со своим старшим братом с великим князем Ярославом II Всеволодовичем (отцом Александра Невского). К 1263 году относится последнее известие о князе Иване I Стародубском в летописях: «Егда прииде Ярослав во Орду и хан принят его с честью, даде ему доспех и повеле обвестите его почину на великое княжение. Коня же его повеле вести Владимиру резанскому да Ивану стародубскому бывшим тогда во Орде». В данном случае имеется в виду племянник князя Ивана — великий князь Владимирский Ярослав III Ярославич (Тверской). Имя жены Ивана I Всеволодовича до нас не дошло, но известно, что у него был сын-наследник Михаил.

Князь Иван I Стародубский был похоронен в Стародубе, но его могила, как и захоронения других стародубских князей, не сохранилась. По свидетельству ковровского краеведа середины XIX века Николая Ильича Шаганова, княжеские надгробия к тому времени уже исчезнувшего Стародуба в начале 1800-х гг. были употреблены на устройство фундамента каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая сохранилась до сих пор.

В открытии памятника Ивану I Стародубскому приняли участие глава администрации Ковровского района Вячеслав Скороходов, глава Ковровского района Юрий Назаров, глава администрации Клязьминского сельского поселения Наталья Молодцова, глава города Коврова Елена Фомина, председатель Ковровского горсовета Анатолий Зотов, благочинный г. Коврова протоиерей Михаил Чернов и благочинный Ковровского района протоиерей Игорь Любченко, руководители предприятий, ветераны, журналисты, жители Коврова, Владимира, Ковровского, Камешковского, Вязниковского, Меленковского, Муромского и Суздальского районов.

Праздничные торжества начались с открытия памятника князю Ивану Стародубскому. Право открытия мемориала было предоставлено В. Скороходову и Н. Молодцевой. Князь изображен в полный рост в виде стилизованного русского витязя.

После открытия памятника все желающие могли осмотреть экспозиции нового музея и приобрести историко-краеведческую литературу, просмотреть специально подготовленный 10-минутный видеофильм о стародубской истории, полюбоваться видами с крепостной и одновременно смотровой башни. А потом действо праздника перенеслось на центральную площадь, где силами различных творческих коллективов был дан многочасовой концентр. Завершился грандиозный праздник показательными выступлениями реконструкторов и дискотекой для молодежи — уже затемно. По общему мнению юбилей Стародуба на Клязьме удался на славу. А Клязьминский городок, в 2020 году уже получивший звание самой красивой деревни Владимирской области, теперь имеет хорошие перспективы стать еще и одним из важных туристических центров не только районного, но и областного масштаба.

Николай Фролов.


Хочешь быть непохожим нa других - оставайся самим собой.
 
ЛакинДата: Понедельник, 05.12.2022, 21:42 | Сообщение # 30
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
Храм - маяк и его последний настоятель.

В старину судоходство по Клязьме было весьма интенсивным — ладьи, барки и баржи разных типов при помощи парусов и весел, а то и волоком, поднимались от устья до Владимира с различными грузами, в том числе муки и соли, которые доставлялись с низовьев Волги через Оку.

Однако клязьминское русло изобиловало опасными для судоходства мелями, из которых самым серьезным препятствием на пути купеческих караванов по праву считалась Венецкая мель, расположенная между Мстерой и Ковровом. Река в том месте делала крутой поворот меж лесных берегов, из-за чего заметить перекат издали было невозможно, особенно в темноте или тумане. Не раз случалось, что тяжелогруженые барки выносило прямо на песчаную банку, где они разламывались или переворачивались. Некоторые суда, пытаясь уклониться от мели, врезались в береговую кручу, разбиваясь в щепы.

Именно поэтому на высокой круче на правобережье Клязьмы напротив Венецкой мели примерно четыре столетия назад и построили деревянный храм в честь Архангела Михаила, который стал уникальным речным маяком. Позже там был возведен каменный храм, закрытый и разоренный в начале Великой Отечественной войны. А его последним настоятелем стал уроженец города Вязники Иосиф Миловидов, погибший в пору массовых репрессий конца 1930-х гг.

Если закрыли храм на Венце в начале Великой Отечественной, то построили вскоре после Отечественной войны с Наполеоном. После грозных событий 1812 года во многих селах и городах Российской империи строились новые храмы в честь избавления от нашествия и великой победы. То же случилось и в погосте Венец. С 1812 года на Венце священствовал местный уроженец Симеон Кириллович Венецкий. Отец Симеон замыслил устроить вместо старого деревянного новый каменный храм. За помощью батюшка обратился к прихожанам — крестьянам окрестных деревень, многие из которых были офенями.

Сегодня мало кто помнит это название «странствующих рыцарей наживы», как когда-то называли торговцев из крестьян, ходивших с лубяными коробами, доверху наполненными различными товарами — от женских украшений, платков и лент до книг и икон. Отсюда и второе, сегодня более известное название торговцев вразнос — коробейники, благодаря популярному романсу на слова Н.А. Некрасова «Коробейники» или «Ой, полным полна коробушка, есть и ситцы и парча…». Родиной офенского промысла была Владимирская губерния, а одним из центров — села и деревни на границе Ковровского и Вязниковского уездов, где именно и находился Венец. Отсюда вышли тысячи ходебщиков — прежде это тоже было одно из общеупотребительных названий коробейников. Офенская торговля долгое время, вплоть до третьей четверти XIX века, являлась одним из самых прибыльных промыслов.

Поэтому не случайно строиться новый каменный храм на Венце стал именно на средства приходских крестьян-офеней. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка о строительстве церкви. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Все вместе они пожертвовали значительную по тем временам сумму – 9600 рублей (тогда, к примеру, даже владимирский губернатор получал жалованье в 4000 рублей в год). Строительство каменного храма в честь Преображения Господня с приделом в честь Архангела Михаила началось летом 1820 года по благословению епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта (Троепольского). В 1825 году был освящен придельный, а еще через пять лет — основной храм.
Церковь представляла собой широкую ротонду на четверике с «фонариком» над куполом, двумя четырехколонными портиками с северного и южного фасадов. Четырехъярусная высокая колокольня придавала всему храму особенно величавый, парадный вид. Пол в церкви был выложен красными, белыми и синими плитками, которые образовывали красивый узор. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду ни с одним другим храмом Ковровского уезда.

Самым последним в истории настоятелем Преображенского храма села Венец стал уроженец города Вязники Иосиф Алексеевич Миловидов. Он родился в 1873 году в Вязниках в семье священника села Дубровинское Курганского уезда Тобольской епархии. То, что местом его рождения стали Вязники — не случайно. Дедушка Иосифа Миловидова Иван Николаевич Миловидов почти 45 лет был священником вязниковского Казанского собора. Внук и родился в доме дедушки.

С Вязниками были связаны и детские, и юношеские годы будущего венецкого священника. Когда Иосифу не исполнилось еще и года, скончался его отец и его семья — вдова священника Мария Павловна с малолетними детьми Василием, Александрой и Иосифом приезжают в Вязники, где их в 1874 году по указу Владимирской духовной консистории приписывают к Казанскому собору, чтобы осиротевшее семейство могло получать часть дохода соборного причта на свое содержание.

В 1894 году Иосиф Алексеевич Миловидов закончил Владимирскую духовную семинарию и стал законоучителем Вязниковского женского приходского училища, где преподавал два года. Затем его переводили законоучителем в Южское и Кохомское училища, и только в 1899 году он из псаломщиков кладбищенской церкви г. Шуи был рукоположен во священника в село Флорово Гороховецкого уезда. Через четыре года иерей Иосиф Миловидов стал настоятелем храма погоста Спас-Преображенский Вязниковского уезда. Одновременно он был определен и законоучителем приходских Ванчинского земского училища и Олтушевской земской школы.

В Преображенском храме погоста Венец И.А. Миловидов священствовал в конце 1920-х – начале 1930-х годов и стал последним его настоятелем. К 1937 году отец Иосиф проживал в деревне Олтушево Вязниковского района, недалеко от Спас-Преображенского погоста. 11 октября 1937 года Иосиф Алексеевич Миловидов был арестован Вязниковским районным отделением НКВД и обвинен в контрреволюционной пропаганде вместе с группой священно-церковнослужителей. Содержался арестованный священник в тюрьме в городе Иванове (тогда наш край входил в состав Ивановской области). И уже 26 октября отца Иосифа приговорили к расстрелу, а 1 ноября приговор был приведен в исполнение. Похоронен репрессированный священник на кладбище Балино в Иванове. Лишь в 1962 году постановлением Владимирского областного суда священник И.А. Миловидов был посмертно реабилитирован.

А Преображенская церковь на Венце была официально закрыта Ивановским облисполкомом 14 июля 1941 года уже после начала Великой Отечественной войны, хотя решение Ковровского райисполкома о закрытии храма было принято 21 июня. Еще в марте 1941-го колхоз «Прогресс» просил продать ему на слом здание церкви, но начавшаяся война помешала осуществить этот проект. Венецкий храм до сих пор пребывает в полуразрушенном состоянии. Как сложится его дальнейшая судьба — покажет время. А пока вязниковец И. А. Миловидов так и числится его последним настоятелем…

автор: Николай Фролов

Источник газета "Маяк"

Добавлено (05.12.2022, 21:52)
---------------------------------------------
Село Венец.

В старых книгах полуторастолетней и столетней давности пишется именно так: «село Венец», хотя это погост, точнее – бывший погост. Сегодня туда нет хороших дорог, а весной и осенью, когда в раскисшей глине вязнет и застревает любой транспорт, туда и вовсе добраться можно лишь пешком. Да только мало кто отправится в ту сторону. В пасмурный, дождливый день, когда в серой хмари теряются вкривь и вкось стоящие деревья, над небольшой прогалиной как бы висит пугающим призраком полуразрушенная церковь. Дождик шепчется в кустах среди заросших старых могил и в беспорядке набросанных памятников со стершимися надписями, как будто сетуя, что кто-то посторонний нарушил уединенность забытого Богом и людьми места. Вблизи церковь нависает всей своей почти бесформенной глыбой, давит тяжестью и поневоле чувствуешь себя как-то нехорошо: совестно и жутко. Там уже ничего не исправить, церковь когда-нибудь окончательно разрушится и дорогу туда позабудут. Но надо помнить историю «села Венца».

Когда-то все в тех местах было по-другому. На высоком берегу Клязьмы, на круче, на венце срубили еще во время царствования государя Феодора Иоанновича деревянный храм в честь Архангела Михаила. Стоял он над рекой, предупреждая идущие по ней «струги да ладьи» о существовании прямо перед церковью коварной мели, которую так и прозвали «Венецкой». Позже река изменила русло, оставив Венецкую заводь, и стала протекать дальше от храма. В сборнике «Материалы для истории Владимирской епархии», вышедшем во Владимире в 1894 г., имеется запись, датированная 1628 годом, о находящейся в Медушской десятине «церкви Михаила архангела на Венце на погосте». Там же указано, что с церкви взималось «дани шесть алтын три денги». Эта сумма была сравнительно невелика. К примеру, с Благовещенской церкви села Великово того же стана дани бралось в два раза больше. Уже тогда Венец назывался погостом и, сам по себе, как поселение был незначительным, но являлся местным центром, хотя бы для соседних деревень.

Далее в упомянутом сборнике до 1656 г. о Венце ничего не говорится. Но в другой книге «Материалы для истории церквей Владимирской губернии», изданной в Москве в 1908 году, где также перечисляются многие села ближней Ковровской округи, Венец тоже не упоминается, зато говорится под 1647-1651 гг. о некоем «селе Михайлове», «а в нем место церковное, что бывал храм архангела Михаила запустел давно». Возможно, что в какое-то время церковь на Венце сгорела и это село-погост «запустело». Но под 1656 г. церковь погоста Венец вновь упоминается в окладных книгах и дани тогда с нее бралось «1 рубль 2 алтына 3 деньги, заезда гривна». Против прежнего сумма выплаты увеличилась более чем вдвое. Это может служить косвенным подтверждением версии о том, что с церковью в погосте Венец произошли какие-то изменения. В 1672 г. право на доходы от этой церкви были переданы Суздальскому архиепископу Стефану.

За XVIII век сведения о Венце крайне скудны. Как пишет в «Историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии» В. Березин «в 18-м столетии в селе существовала церковь уже в честь Преображения Господня, а престол Михаила архангела сделан был придельным, зданием церковь была деревянная с таковой же колокольнею». Из старинных книг, хранившихся в церкви погоста Венец и перечисляемых тем же Березиным, упоминаются церковные издания 1749, 1762, 1774 и 1785 гг. Возможно, что именно по ним постигал основы всякой премудрости сынок причетника церкви с. Венца Михаила Чижева Григорий. Родился он в январе 1790 г. «в селе Венце». Григорий Чижев окончил Владимирскую духовную семинарию и 4 августа 1812 г. его определили священником к Владимирскому кафедральному собору.

Время тогда было тревожное, армия Наполеона шла на Москву. Во Владимирской губернии началось формирование полков «военной силы» – ополчения. Из приходских селений погоста Венца, деревни Карики и сельца Красная Грива, в 3-й полк «Владимирской военной силы» было записано 23 человека крестьян. В составе этого полка земляки отца Григория прибыли во Владимир, где в Успенском соборе и на площади перед ним состоялось общее молебствование, где в сослужении архиепископу Ксенофонту участвовал и священник Григорий Чижев. В память событий 1812 года отец Григорий получил бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте.

В дальнейшем, Григорий Михайлович Чижев преподавал в различных учебных заведениях, а с 1838 по 1857 гг. занимал пост инспектора Владимирских духовных училищ. Он в совершенстве знал древние языки, его перу принадлежит «Грекороссийский словарь к Новому Завету в пользу юношества», изданный в Москве в 1835 г., а также несколько исторических очерков, посвященных местной Владимирской старине. Протоиерей Г. М. Чижев имел все священнические награды до наперсного креста, в 1859 году Всемилостивейше был удостоен ордена святой Анны 3-й степени, а в 1869 году, после награждения орденом святой Анны 2-й степени, ему был пожалован из «Кабинета Его Императорского Величества» золотой крест с драгоценными украшениями.

После грозных событий 1812 г. во многих селах и городах Российской империи строились новые храмы в честь избавления от нашествия и великой победы. То же случилось и в погосте Венец. С 1812 года на Венце священствовал местный уроженец Симеон Кириллович Венецкий. Он замыслил устроить вместо старого деревянного новый каменный храм. За помощью батюшка обратился к прихожанам — крестьянам деревень Карики, Красная Грива и Федюнино. Мужики вняли просьбе пастыря-земляка. Так как офенский промысел тогда переживал расцвет, то и денежки у венецких прихожан водились немалые. Особое старание о благолепии будущего храма проявили приходские крестьяне: деревни Карики церковный староста Василий Григорьев, Федор Савельев, Козьма Федоров, Максим Сидоров; деревни Красной Гривы строитель Анисим Кондратов, Захар Лукьянов, Никифор Маркелов; деревни Федюнино Василий Васильев, Ефим Васильев. Все вместе они пожертвовали значительную по тем временам сумму 9600 рублей. На храм пожертвовали также местные помещики Симоновы, Хотяинцевы и Шестаковы. Строительство каменного храма в честь Преображения Господня с приделом в честь Архангела Михаила началось летом 1820 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта. В 1825 г. был освящен придельный, а еще через пять лет – основной храм.

Преображенский храм села ВенецЦерковь представляла собой широкую ротонду на четверике с «фонариком» над куполом, двумя колонными портиками с северного и южного фасадов. Пятиярусная высокая колокольня придавала всему храму особенно величавый, парадный вид. Пол в церкви был выложен красными, белыми и синими плитками, которые образовывали красивый узор. Преображенский храм на Венце нельзя было спутать по внешнему виду ни с одним другим храмом Ковровского уезда. В 1858 г. при священнике Петре Ивановиче Руберовском и по благословению епископа Владимирского и Суздальского Иустина (Михайлова), при Преображенской церкви на Венце построили придел в честь святой Живоначальной Троицы. В 1891-1895 годах на средства приходских крестьян выстроена и церковная каменная ограда, крытая железом.

В конце 1850-х годов приход погоста Венца переживал свое лучшее время. В Кариках, Красной Гриве, Федюнине и Венце обитало всего 1025 жителей. К 1904 году в том же приходе оставалось всего 365 человек, да и из тех пятая часть уже работала на фабриках и иных заведениях в Коврове, Вязниках и Шуе. После освобождения крестьян в 1861 г. многие из них стали покидать деревни в поисках более легкого заработка или же пытались основать собственное торговое дело.

К 1898 г., по данным В. Березина, причт храма с. Венца получал на двоих 500 рублей и, в целом, приход считался небогатым. Но выходцы с берегов Клязьмы, обосновываясь, подчас, очень далеко от родных селений, все равно помнили о своем величавом храме на Венце. Так, к примеру, в Преображенскую церковь погоста Венец мещанин города Ходжента Самаркандской области Константин Степанович Богатырев пожертвовал плащаницу стоимостью в 100 рублей, купец города Асхабада ЗакаспийскоЙ области Федор Игнатьевич Сорокин – священническое облачение стоимостью в 80 рублей, а мещанин села Петровское Пермской губернии Пелагея Ивановна Петрова дала шелку для завесы к царским вратам. К 1902 году капитал причта венецкой церкви состоял из следующих пожертвований: 4 тысячи рублей были пожертвованы уроженцем деревни Красная Грива бийским купцом 1-й гильдии Алексеем Федоровичем Морозовым, столько же рублей было пожертвовано бийским купцом Алексеем Вуколовичем Соколовым, также родом из Красной Гривы. На ремонт и содержание церкви имелся капитал 10 государственной 4% ренты по тысячи рублей каждая, который был пожертвован А. Ф. Морозовым.

КСергей Ефимович Белороссов — сын священника погоста Венец Ефима Белороссоваакое-то время приход храма погоста Венец был объединен с соседним приходом села Якимово, но потом их опять разделили. После П. И. Руберовского в Преображенском храме погоста Венец священствовал отец Стефан Агриков. Четверть века священником храма погоста служил Ефим Михайлович Белороссов, в 1907 г. награжденный за заслуги по духовному ведомству наперсным крестом от Св. Синода. Его сменил священник Федор Васильевич Виноградов, член-сотрудник общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Шуйского духовного училища. 25 сентября 1915 г. Ф. В. Виноградова переместили в село Пищугово Шуйского уезда, а 27 октября 1915 г. в Венец был назначен священник села Булгаково Суздальского уезда Николай Георгиевский, который и стал последним священником венецкого храма.

Памятник со стихотворной эпитафией на Венецком погостеПреображенскому храму на Венце принадлежали две деревянные невходные часовни, одна из них стояла на месте прежней деревянной церкви, а также два деревянных на каменном фундаменте дома, построенные в 1898 году. В одном из домов находилась церковная сторожка, а в другом – ночлежный приют для богомольцев. В начале XX столетия на Венце началось строительство двух очень солидных каменных здания. Соединенные коридором, они имели по переднему фасаду около 70 аршин длины. Стройка началась по инициативе священника Ефима Михайловича Белороссова и производилась под его наблюдением на средства Елены Григорьевны Морозовой, купчихи г. Бийска Томской губернии. Священник Белороссов умер 27 августа 1908 года, а 10 ноября того же года скончалась и Е. Г. Морозова.
Благотворительница перед смертью поручила заведование стройкой проживавшему в Венце во время летних каникул помощнику инспектора Московского императорского технического училища Александру Ефимовичу Покровскому – местному уроженцу, сыну диакона Преображенской церкви Ефима Осиповича Покровского. К концу 1908 года одно здание уже было закончено и покрыто. Если первоначально предполагалось в этих зданиях открыть профессиональную женскую школу с сиротским приютом, то на момент окончания строительства вместо школы решено было устроить богадельню для престарелых. Неизвестно, было ли достроено второе здание, но после 1917 года начатое священником Ефимом Белороссовым и купчихой Еленой Морозовой благотворительное дело оказалось заброшенным. Впоследствии здание бывшей богадельни было перевезено в село Овсянниково, где разместился местный сельсовет. В настоящее время и от него не осталось ни следа. Трагически сложилась и судьба А. Е. Покровского, под чьим надзором завершалось строительство богадельни. Бывший инспектор Московского императорского технического училища погиб во время пожара, случившегося в Венце 14 октября 1928 года, в возрасте 70-ти лет.

В 1894 г. в приходской деревне Красная Грива было открыто земское народное училище. Курс обучения в нем составлял три года. В первые года в училище обучалось около 30 крестьянских детей, а затем – чуть более 40. Учительницей с 1897 г. в Красной Гриве служила окончившая Владимирскую женскую гимназию Елизавета Борисовна Лейберг, а с 1902 г. преподавал выпускник Новицкой учительской семинарии Дмитрий Иванович Самраков. Закон Божий вели священники венецкой церкви. Попечителем училища состоял шуйский купец Влас Максимович Рыбаков, присылавший ежегодно на его содержание по 100 рублей.

Погост Венец существовал пока жила церковь. В 1837 г. там проживало 23 человека, в 1857 г. – 25 человек, а в 1904 г. – 17 человек. Население погоста жило в четырех домах, из которых один принадлежал священнику, два других – диакону и псаломщику, а четвертый – церковному сторожу и просвирнице. В начале XX столетия недалеко от этих домов появилась лесная сторожка вязниковского купца Демидова, купившего землю рядом с погостом.

Надгробие диакона Ефима Покровского в ВенцеСегодня на Венце с большим трудом можно отыскать место, где когда-то стояли дома его обитателей. Храм полуразрушен, свод в приделе и трапезной рухнул, колонные портики снесены, окна и двери выломаны, равно как и плиты пола. Колокольня потеряла свое завершение. Деревья вокруг опустошенной церкви сильно разрослись, почти вплотную подступают к ее зданию, и с реки уже давно не видно Венецкого погоста. Около восточной церковной стены прежде погребали священно-церковнослужителей. Сегодня все их могилы и надгробия уничтожены, за исключением белокаменного памятника диакону Ефиму Покровскому, скончавшемуся 18 февраля 1861 г., но и этот памятник лежит не на месте.

С западной стороны от церкви находятся десятка два захоронений советского времени, а рядом с северной стеной храма видны остатки старого заброшенного кладбища. Это кладбище сильно пострадало после того, как Преображенская церковь на Венце была закрыта 14 июля 1941 года. Еще в марте 1941 года колхоз «Прогресс» просил продать ему на слом здание церкви, но начавшаяся война помешала осуществить этот проект. Среди зарослей кустов и травы на Венце скрываются старинные надгробные камни и плиты, надписи на большинстве которых уже не прочитать.

Но на некоторых разобрать еще что-то можно. Вот пример характерной надписи: «Под сим камнем погребено тело раба Божьего воина Иоанна, жития его было 70 лет. Скончался 1881 года августа 15 дня, деревни Красная Грива». Вероятно, здесь речь идет об отставном солдате. Рядом со стеной церкви – красивый гранитный памятник с именами Антипия Ефимьевича Нестерова и его жены Прасковьи Алексеевны. Недалеко от памятника Нестеровых – разбитая беломраморная плита с именем Григория Игнатьевича Зайцева, скончавшегося «25 мая 1839 г. 30-ти лет от роду». А ниже этой надписи выбита эпитафия, которая, несмотря на свое несовершенство, невольно трогает глубиной выраженного чувства:

Ты умер, оставив меня одинокой
Дни коротать без тебя.
Кто даст забвенье в скорби глубокой?
Кто приласкает меня?
Ты умер, травою высокой
Твой могильный холм зарастет.
Если б слышал с грустью какою глубокой
Шепчутся листья берез.

Действительно, на Венце деревья шумят как будто с грустью, и сам заброшенный погост представляет собой печальное зрелище. На современной карте к маленькому крестику с надписью «погост Венец» ведет лишь тоненькая прерывистая линия исчезающей дороги.

Историко-краеведческий музей ковровского района

 
  • Страница 6 из 7
  • «
  • 1
  • 2
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • »
Поиск:

Вторник, 03.12.2024, 20:53
Форма входа
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница