Среди лесов и полей, на высоком холме у тихой речки Тары стоит древнее село Акиншино. 5 километров отделяют его от Мстёры. Места здесь живописные и многие паломники отправляются именно сюда, в этот удивительный, поистине святой уголок России. Кто хотя бы однажды посетил Акиншино, тот долго не забудет красивейшего места и благодатного влияния его на дух и сердце своё. Здесь находится Свято - Казанский скит Богоявленского монастыря.
На фото: Акиншино. Казанская церковь. 1984 г. Фото В.В.Борисова.
Церковное строительство в Акиншино
В центре села возвышается Казанский храм. Облик его менялся неоднократно. В древних актах начала XVII века упоминается деревянная церковь, но за многие годы её существования она обветшала.
8 (21) июля 1816 года в честь храмового праздника Казанской иконы Богородицы заложили новую церковь. Храм был построен в 1818 году в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а придел - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при нём колокольня в виде четырёхугольной башни в три яруса, где были размещены 6 колоколов (самый большой весом 91 пуд). Церковная летопись фиксировала, что освящение храма совершено 29 июня 1821 года. В 1831 г. прихожане построили каменную ограду с 4 входами: западным, восточным, северным и южным.
Священнослужители Казанского храма
Настоятели храма в XVII - XVIII веках были люди малограмотные. Получили лишь домашнее обучение в чтении, церковном пении и письме, но в XIX веке имели уже семинарское образование и занимались преподавательской деятельностью. Особенно хочется отметить Ивана Бутеева и Андрея Веселовского.
Иван Бутеев - сын священника. С 12 лет служил в церкви Акиншино пономарём, дьяконом и, после смерти своего отца, священником. При нем начато и закончено устройство каменного храма. Сам отец Иван внёс на строительство 300 рублей ассигнациями. В своём доме обучал крестьянских детей чтению и письму. Погребён в южной стороне алтаря Казанской церкви.
Вторым устроителем храма был Андрей Веселовский. Уроженец Гороховецкого уезда, закончил Владимирскую духовную семинарию. Он не только священник, но и учитель для крестьянских детей. По ходатайству отца Андрея к помещику Приклонскому в Акиншино было открыто народное училище, где он преподавал до 1870 года. За свою деятельность награждён епархиальным начальством: набедренником (1852 г.), бархатной скуфьей (1855 г.), бронзовым наперсным крестом (1857 г.), бархатной камилавкой (1862 г.), орденом святой Анны III степени.
Казанский храм был не только религиозным, но и культурно-образовательным центром села Акиншино. Священнослужители не только «лечили» души прихожан, но и обучали их чтению, письму и счету, заботились о неимущих, сиротах, принимали паломников. Народ просто тянулся в этот благословенный край. Приходили не только больные душой, но и телом, получая здесь исцеление.
Приход Казанской церкви
Приход Казанской церкви включал 9 полных поселений: Акиншино, Зубариха, Городок, Медведева, Свиново, Яблонцы, Лосья, Семыни, Носково и один дом деревни Черноморье. Первой прекратила своё существование деревня Городок в пятидесятые годы XX века, другие деревни - в 60 - 70-е годы. Акиншино существовало до 1980 года.
Трагедия храма в XX веке
XX век - это особая, трагическая страница в истории Казанской церкви. В России закрываются храмы, гонениям подвергаются их служители. Этой участи не избежала и Казанская церковь села Акиншино. В 1932 г. сброшены колокола. В 30-е годы в Акиншино был создан колхоз «Трудовик». Казанский храм превращен в склад для хранения инвентаря и зерна. Церковь опустела и была осквернена в 80-е годы: купол, стены дали трещины и постепенно разрушались. Редкие посетители, ища укрытия от непогоды, разводили костры под святыми сводами и углём расписывали стены.
Столетиями создавался ансамбль Казанского храма. Поколения XX века разрушили его в течение нескольких десятилетий.
Возрождение
В 2001 году в Акиншино отправляются добровольцы на расчистку храма и территорий, прилегающих к нему. В 2003 году здесь открыт Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря, возглавляет его иеромонах Авраамий. Обитателями скита возведены жилые постройки, трапезная, смотровая площадка, проведена реставрация храма. У подножия холма восстановлен святой источник и купель для совершения церковных обрядов. Вода источника уникальна - она богата минералами, чиста и считается святой, так как исцеляет, освежает и придаёт силы паломникам.
Русские церкви представляют собой большое чудо. Религиозные обители - это красота не только в камне, но главное - в душах людей. Церковь всегда была оплотом духовности русского народа, его силой.
Как проехать в с.Акиншино можно посмотреть здесь
Альманах Вязниковского офени.Выпуск №9
Использованная литература:
1. Брылёв В. Ф. Формирование архитектурных доминант в облике Мстёры. - «Памятники истории и культуры». Ярославль, 1988.
2. Владимирские губернские ведомости. № 17, 1884 г.; № 26, 1868 г.; № 37, 1868 г.; № 23, 1869 г.; № 3, 1874 г.; № 22, 1875 г.;№ 15, 1876 г.; №47, 1881 г.; № 48, 1887 г.
3. Владимирские епархиальные ведомости. № 3, 1865 г.; № 23, 1865 г.; №№ 6, 7, 9, 10, 1868 г.
4. Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстёра. Владимир, 1865.
5. Мстёрский край. Сборник краеведческих материалов. Владимир, 1929.
6. Памятники истории и культуры Владимирской области. Владимир, 1986. |