Владимир | Дата: Понедельник, 30.10.2023, 11:55 | Сообщение # 291 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 184
Статус: Offline
|
Читать тут
|
|
| |
Владимир | Дата: Четверг, 09.11.2023, 14:32 | Сообщение # 292 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 184
Статус: Offline
| Цитата GFUV-7357 ( ) В конце 1918 года, в разгар гражданской войны и разрухи, в слободе Мстера Вязниковского уезда Владимирской губернии появилось семейство из пяти человек: родители и трое детей – девочка-подросток и два мальчика, старшему из которых было всего 10 лет.
Читать тут
|
|
| |
Владимир | Дата: Пятница, 10.11.2023, 12:45 | Сообщение # 293 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 184
Статус: Offline
| источник тут
|
|
| |
Gas | Дата: Понедельник, 18.12.2023, 12:05 | Сообщение # 294 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 90
Статус: Offline
| Цитата romat81 ( ) Художник В. Н. Овчинников в неопубликованной работе «Краткий очерк истории иконописания в Мстере» сообщает: «Большой спрос на древние иконы в музеи, в старообрядческие храмы и моленные заставил производить подделки под старинные иконы. Образовались мастерские исключительно по реставрации икон. «Так искусно могли мстерцы писать по древним образцам, что часто специалисты становились втупик в определении возраста только что написанной иконы. Как мстерский умелец «обрел» мощи Ильи пророка.
О том, что Мстера — бывшая Богоявленская слобода, с давних пор являлась ведущим центром иконописи в России, знает практически каждый. Однако мало кто знает, что еще во времена Российской империи среди мстерян встречались не только мастера-богомазы, но и профессиональные фальсификаторы древних икон. Между тем, подобный криминальный бизнес во Мстере, похоже, был поставлен на поток.
Авторитетным свидетельством на данную тему являются материалы писателя, этнографа, фольклориста и коллекционера, профессионального археолога Евгения Платоновича Иванова.
Он появился на свет в 1884 году в Нижнем Новгороде в семье нотариуса. Став поначалу, как и отец, нотариусом, Е. П. Иванов вскоре бросил эту работу, сменив её на журналистику и писательство.
Он был большим любителем старины, окончил Московский археологический институт, став профессиональным историком и археологом. Будучи коллекционером антиквариата, Иванов знал многих специалистов первопрестольной в этой сфере, а проводя фольклорные и этнографические исследования, записал мини-рассказы и поговорки москвичей самых разных профессий. Уже после смерти автора его записи были изданы в виде книги «Меткое московское слово. Быт и речь старой Москвы». Есть там и любопытные сведения о старой Мстере, в том числе о фальсификаторах икон.
В частности, Иванов приводит свидетельство уроженца Мстеры Григория Иосифовича Чирикова (он был двумя годами старше Евгения Платоновича), потомственного иконописца, реставратора и коллекционера. Писавший иконы для царской семьи Романовых и Русского музея, Чириков получил известность, как мастер-реставратор, спасший множество старинных икон, в том числе творения знаменитого Андрея Рублева. Всего в 28-летнем возрасте Г. И. Чириков стал экспертом по древней живописи Императорской археологической комиссии, а позже работал преподавателем техники реставрации в различных вузах Москвы.
Чириков знал об иконах все или почти все. И всё же, земляки-богомазы сумели надуть и этого специалиста высочайшего уровня. Иванов об этом пишет так:
«Насколько тонка была работа фальсификаторов, можно судить по случаю, рассказанному мне большим знатоком и специалистом иконописи Григорием Иосифовичем Чириковым.
— Купил я раз в Мстере, в сарае под грязью и копотью пять больших икон. Старые, насквозь их вижу, что не моложе четырнадцатого века, а привез в Москву, начал вскрывать — настоящая подделка. Так и смолчал… Стыдно было, что и меня накрыли…»
Иванов приводит пример специалиста-фальсификатора из Мстеры, который подвизался в Москве, где ловко находил легковерных клиентов:
«Около книжного склада П. Н. Шибанова и иконных магазинов Силиных на Никольской бродил, выжидая покупателей, выходивших от антиквариев, мстерский богомаз Мосолов. Человек этот бросался в глаза тем, что бородатое лицо его сохраняло всегда одно и то же улыбающееся, восторженное выражение. Получалось впечатление, что у него неисчерпаемый источник душевных радостей и энергии, которыми он может снабдить по сходной цене каждого желающего. Товара никакого при себе он никогда не имел, а только разузновал и записывал адреса, обещаясь зайти и занести требуемое на квартиру. Познакомившись таким образом, аккуратно приходил и начинал ежедневно носить всякую всячину, чаще всего древние предметы религиозного культа. Человек этот был агентом крупных, не имевших открытой торговли иконописных мастерских, и сбывал заведомые подделки.
Один из московских купцов начал коллекционировать древние иконы, причем по странной фантазии покупал их только с «мощевиками», т. е. с врезанными в дерево, застекленными частицами мощей. Через короткое время Мосолов наградил его целым собранием хорошо сделанных фальсификатов. Почти всех святых собрал этот меценат в свою коллекцию. Тогда конкуренты ловкого иконника начали подсмеиваться над покупателем и уверили его в том, что он делается жертвой ловкого обмана. А для пробы и проверки порекомендовали ему заказать Мосолову мощи Ильи-пророка, взятого по библейскому преданию, живым на небо. Так и сделал купец, затребовав от ничего не подозревающего поставщика нетленные останки святого Ильи. Через неделю Мосолов принес не только икону с мощами, но даже с особой металлической коробочкой, в которой, по его словам, и достаточно ловко сделанной надписи, был запаян чудесно сохранившийся волос из бороды пророка. Вместо уплаты денег собиратель мощей вцепился в длинную рыжую бороду Мосолова и выдрал из нее несколько клочьев. Дело перешло в суд, где, вызывая общий смех, ответчик оправдывался:
— Илья-пророк живым, по писанию, на небо взят, потому мощей его на земле обретаться никак не может. И сейчас на колеснице своей преподобный еще перед дождем разъезжает, а нечестивец в грех, соблазн да в искушение меня ввел…
Впрочем, дело это не единичное, бивали Мосолова покупатели и по разным другим поводам».
Иванов раскрывает и технологию изготовления иконы-фальшивки. Для нее использовалась старая иконная доска, которую скоблили и готовили под живопись. Затем на ней писался образ под старину, на который наносили слой олифы и потом искусственно старили. После поверх первого образа на загрунтованной поверхности рисовали еще один образ и так несколько раз. Таким образом, создавался эффект древней иконы, которую по обычаю старины несколько раз записывали новыми изображениями. В итоге коллекционер, расчищая этот «шедевр» глубины веков, восторгался найденным под «поздними» росписями первозданным «древним» иконным письмом. Мстерские умельцы, в совершенстве овладев подобной техникой, могли обмануть не только дилетантов-собирателей, но и профессионалов, даже таких, как опытнейший Чирков, прекрасно знавший все уловки своих недобросовестных земляков.
Помнится, другой наш земляк писатель Владимир Солоухин в своей книге «Черные доски» подробно и с восторгом рассказывает о снятии позднейших записей со старой иконы, хотя очень вероятно, что ему могли попасться фальшивки искусных мстерских и не только мстерских умельцев-богомазов.
Что же касается мстерян, то деятельность некоторых из них родила поговорку, которую записал в Москве тот же Е. П. Иванов: «Он от мстерского богомаза и сам пролаза. Гляди за ним в четыре глаза…»
Нисколько не умаляя значения мстерских живописцев, стоит помнить и о способностях некоторых из них дурачить потенциальных клиентов. Для этого, кстати, тоже надо было иметь талант…
Николай ФРОЛОВ.
Источник: газета «Районка, 21 век» №49(670) от 14.12.2023 г. и "Вязники.ру"
Сообщение отредактировал Gas - Понедельник, 18.12.2023, 12:06 |
|
| |
Gas | Дата: Понедельник, 25.12.2023, 08:32 | Сообщение # 295 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 90
Статус: Offline
|
Читать тут
|
|
| |