|
О Мстёре пишут
| |
GFUV-7357 | Дата: Воскресенье, 27.01.2013, 00:12 | Сообщение # 71 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Мастера из Мстёры
5 декабря 2012 г. в Москве открылась выставка «Мстёра – жемчужина России». Выставка экспонируется во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и посвящена 90-летнему юбилею искусства лаковой живописи Мстёры. На выставке представлены иконы, шкатулки, лубки и вышивка.
На выставке представлены иконы из Мстёрского художественного музея, Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга, Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, а также из частных коллекций. Иконы действительно очень разные: по времени это иконы от XVIII до ХХI веков; по письму – есть классические иконы, холодных оттенков, тонко прописанные, одухотворенные, а есть и слепящие золотом, нагромождением архитектурных элементов и орнаментов, грубо реалистичные. Есть так называемые живописные пласты, выполненные в «иконной манере», но по сюжету далекие от иконописного канона. Вплоть до того, что один современный мстёрский мастер изобразил красками свою молитву о «спасении России». Смотрится экзотично.
Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Воскресенье, 27.01.2013, 00:19 |
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Пятница, 15.02.2013, 19:27 | Сообщение # 72 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| УНИКАЛЬНЫЙ МСТЕРСКИЙ ПРОМЫСЕЛ - ПОД УГРОЗОЙ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ Мстерская вышивка - традиционный русский промысел, которому больше двух веков, под угрозой исчезновения. Строчевышивальная фабрика закрылась. Уникальные мастера оказались на улице. Наш корреспондент Вера Куликова разбиралась в проблеме.Раньше во Мстере вышивали в каждом доме. Поселок - центр традиционной русской вышивки. Но сейчас каждая такая вышивка - на вес золота, говорит Ирина Юдина. Искусство "умирает". Знаменитая строчевышивальная фабрика давно закрыта. 200 уникальных мастеров оказались на улице.ИРИНА ЮДИНА, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ, ЗАМДИРЕКТОРА МСТЕРСКОГО ФИЛИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ: "А у нас сохранять некому. Вот у нас один бизнесмен занялся, но у него нет такого заказа, чтобы такое количество держать и платить зарплату просто так. 10 вышивальщиц было у него в цеху. Он пытался сохранить - Сеньков - предприниматель вязниковский. Но в общем не получилось".Из 10 вышивальщиц остались две. Одна из них - Вера Каткова. Благодаря ее искусным рукам стежок за стежком "рождаются" икона, рушник, русская рубашка.ВЕРА КАТКОВА, ВЫШИВАЛЬЩИЦА: "Исчезает вышивка. Никто не хочет учиться этому. Конечно, жалко".Промысел появился еще в 18-ом веке. Благодаря монахиням женского монастыря Иоанна Милостивого во Мстере. Теперь уникальную белую мстерскую гладь с миниатюрными растительными узорами по маркизету и батисту можно увидеть только в музее. Ирина Юдина - уроженка Мстеры. Художник по вышивке, в прошлом - миниатюрист. Игла и нить поддаются только виртуозам. И потому на выставках под работами всегда стоят две фамилии: художника и мастера. По эскизам Юдиной вышито не одно полотно. Но теперь, сетует Ирина, эту работу выполнять некому.ИРИНА ЮДИНА, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ,ЗАМДИРЕКТОРА МСТЕРСКОГО ФИЛИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ: "Непосредственно хорошие вышивальщицы, которые, мы говорим, с хорошим техническим выколом, то есть от природы данными, как у художника любого кисть должна правильно держаться в нужном месте, карандаш, и также вышивальщицы".В училище уникальную профессию стараются сохранить. Но с уходом последнего специалиста традиции могут исчезнуть.ИРИНА ЮДИНА, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ, ЗАМДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ МСТЕРСКОГО ФИЛИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ: "Мы берем все равно с разрешением начальства по одному, два человека. То есть сколько придет, столько и учим на вышивальном отделении. Мы пытаемся, мы сохраняем фонды дипломных работ. У нас большие фонды. Естественно, ничего не продаем. На выставках с ними мы все время участвуем. Музей местный нашими фондами пользуется".Во Мстёре очень надеются на помощь государства. Уникальные губернские промыслы - не сувенирный ширпотреб. Это народные "корни", раритеты. Такому искусству необходимы опека и финансирование. И если не принять срочные меры, секреты цветной владимирской и мстерской белой глади могут пропасть навсегда.
|
|
| |
Михеева | Дата: Пятница, 15.02.2013, 23:36 | Сообщение # 73 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 160
Статус: Offline
| Даааа, если исчезнет искусство вышивки, будет очень жаль! У меня мама сорок с лишним лет отдала этому ремеслу. По пятому разряду вышивала. То есть тонкую работу по тонким тканям. А я вот не научилась от нее, а надо бы. Немного умела, конечно, но давно уже не вышивала ничего. Наверно все навыки потеряла.
|
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Суббота, 16.02.2013, 23:16 | Сообщение # 74 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Мстёрская вышивка
Трудно сказать, в чём причина того, что сегодня мы без особой любви относимся к русскому национальному костюму и не пытаемся сделать его современным и модным. И почему нам нравятся вещи в стиле фолк, но других народов? При этом иностранцы с удовольствием приобретают и носят вещи, в дизайне которых так явны черты русской национальной культуры.
История мстёрской вышивки началась в XVIII веке в женском монастыре Иоанна Милостивого: монахини шили золотом и серебром по бархату и атласу, украшая хоругви, плащаницы, воздухи. Однако практически все жительницы Мстёры умели вышивать, поэтому даже самые простые предметы быта (полотенца, сорочки и даже валенки) украшала вышивка. В 1923 году была создана артель художественной вышивки, которая позднее стала строчевышивальной фабрикой, носящей имя Н.К. Крупской. До середины 1930-х годов продукция в основном шла на экспорт и была, очевидно, слишком старорежимной для граждан молодой советской страны, призывавшей жить проще. С начала 1930-х годов и до 1953 года в закрытом для службы Свято-Богоявленском монастыре располагался музей живописи, церковной и фольклорной старины. Затем музей уступил место складу, что в то время было вполне естественно. В 1999 году монастырь вновь был открыт, а народные ремёсла почти полностью позабылось. Прежде всего, это касалось вышивки. Сегодня музей располагается в доме, который считается памятником архитектуры, располагающемся на площади Ленина. Здесь можно увидеть произведения мстёрских художников, начиная с XVII века, а также посетить мастер-классы по росписи и вышивке. И хочется надеяться, что красота этой уникальной вышивки не станет только музейной? В 1996 году Издательством "Покрова" был издан каталог Мстёрского художественного музея — маленький памятник большому искусству. Мстёрская вышивка — это вид русского народного шитья. Различают два вида вышивки. Прежде всего, белая гладь, появившаяся в XIX веке. На белый батист, маркизет или сквозной строчный фон ложится белая двусторонняя гладь. Так что обе стороны парадные! На ткани вышивается изящный растительный узор — бутоны и гирлянды цветов, а также маленькие птицы. В 1940-50 годы в моде были персонажи русских народных сказов и жанровые сцены. Для вышивки используются нитки мулине белого цвета: в одну нитку и мелкими стежками. Эта работа для мастерицы только высшего пятого разряда. Белая гладь украшала женскую и детскую одежду, скатерти и постельное бельё. Кстати, для того, чтобы гладь выла действительно белой, а не серой, вышивальщица должна мыть руки каждые 30 минут.
Мстёрская вышивка Мстёрская вышивка Мстёрская вышивка Мстёрская вышивка
Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Суббота, 16.02.2013, 23:37 |
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Воскресенье, 17.02.2013, 00:06 | Сообщение # 75 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
|
|
|
| |
|