|
Жители Мстёры
| |
GFUV-7357 | Дата: Пятница, 16.02.2018, 10:51 | Сообщение # 46 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| В память о русском строителе Заслуженному строителю России Владимиру Евгеньевичу Бычкову 12 декабря 2016 года исполнилось бы 65 лет. В эти дни его близкие и соратники, те, кто жил, работал и молился рядом с этим тружеником Русской Земли, вспоминают служение Владимира Евгеньевича и как мостостроителя, и как попечителя о благоукрашении своей Родины, заботившегося о ее будущем. Владимир Евгеньевич Бычков прожил на земле недолго, но успел за свою жизнь построить более ста грандиозных сооружений и явил множество добрых дел. Доблестным служением он проложил, наверное, главный мост в своей жизни стал примером для своих потомков. Эти воспоминания написаны дочерью Владимира Евгеньевича Марией Владимировной для Вязниковской энциклопедии «На семи венцах Клязьмы». Владимир Евгеньевич Бычков (12 декабря 1951 года 4 апреля 2003 года), Заслуженный строитель РФ, почетный транспортный строитель, правнук В. С. Крестьянинова. Он родился в селе Барское-Татарово Вязниковского района Владимирской области. Это одно из древних поселений Владимирского края, необыкновенной красоты и богатой истории. Его родители, Бычков Евгений Иванович и Крестьянинова Юлия Николаевна, построили дом на родовой земле Бычковых в Барском-Татарово. Много времени Владимир Бычков проводил в поселке Мстера у своей бабушки по материнской линии Марии Варфоломеевны, которая открыла ему мир православной веры. В семье бережно относились к памяти своих предков и искренне любили родную землю. Любовь к малой Родине, ко Мстере, подвигала В. Е. Бычкова к попечению о восстановлении разрушенных храмов и монастырей ко дню Святой Пасхи 2001 года на колокольню Свято-Богоявленского мужского монастыря во Мстере подняли сорокапудовый колокол и пять разноголосых колоколов поменьше, отлитых на Урале на пожертвования В. Е. Бычкова. В первые годы восстановления монастыря он был главным благотворителем и попечителем, финансирующим постройки монастыря. За труды во Славу Божию по возрождению Свято-Богоявленского монастыря В. Е. Бычков был награжден медалью Русской Православной Церкви в честь Святого Благоверного князя Даниила Московского. На границе поселка Мстера и села Барское-Татарово находится Никольская церковь, в которой духовно окормлялась семья его предков Крестьяниновых с середины XIX века. В 1908 году предприниматель Василий Семенович Крестьянинов основал во Мстере меднопрокатный завод, который изготавливал ризы для храмовых икон с клеймом «Москва. В. С. Крестьянинов с сыновьями. Фабрика в с. Мстере Владимирской губернии». Он также тесно сотрудничал с известным книгоиздателем И. Д. Сытиным. Дом В. С. Крестьянинова, прадеда В. Е. Бычкова, во Мстере (ныне улица Ленинградская, 38), построенный на рубеже ХIХ и ХХ веков в русском стиле, по богатству декора не уступает московским купеческим особнякам и свидетельствует о развитом художественном вкусе хозяина. Его правнук в полной мере унаследовал дух созидания и украшения родного края. Детские и школьные годы Владимира Евгеньевича прошли во Мстере. Это удивительное историческое место, один из центров лаковой миниатюры, иконописи, вышивки и, конечно, Мстера поражает красотой и богатством природы. Владимир Евгеньевич с юных лет проявлял интерес к истории России, изучал ее дореволюционное прошлое. Стремление к изучению истории Отечества передал своим детям. После окончания мстерской средней школы он поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), который окончил в 1975 году по специальности «Строительство мостов и тоннелей». В том же году вступил в брак со своей однокурсницей Ириной Дмитриевной Телешевой. Вместе с супругой трудовую деятельность начали на строительстве Байкало-Амурской магистрали, одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Работал мастером на Центральном участке БАМа ( годы). В суровых условиях сибирского климата в городе Тында родилась старшая дочь Мария (1976 год), через два года, уже в Москве сын Григорий, который пошел по стопам отца. Бычков В. Е. постепенно возрастал как профессионал в деле мостостроения: годы прораб Мостоотряда 74; годы старший инженерэнергетик, мастер, прораб Мостоотряда 90; годы загранкомандировка в Сирию; годы начальник стройучастка Мостоотряда 4; годы начальник ПТО, заместитель директора Мостоотряда 4; С 1996 года до своей безвременной кончины директор Мостоотряда 4 ОАО «Мостотрест». Годы работы в Сирии вписаны особой страницей в жизни Владимира Евгеньевича. Сирия занимает уникальное место среди арабских государств. Ее по праву можно назвать колыбелью христианства. На ее территории разворачивалась библейская история, здесь находятся важнейшие христианские святыни мира. В. Е. Бычков участвовал в проектировании дороги на участке Тартус Латакия, подъездных путей и искусственных сооружениях Южного входа в город Дамаск, работал над восстановлением моста в Баниас. Не жалея своих сил и знаний, он приобрел большой опыт в проектных делах. Без устали он трудился и по возвращении на Родину, создавая сложные мостовые сооружения, путепроводы и транспортные эстакады различных типов. С его участием построены и реконструированы более 100 искусственных сооружений. Среди них мосты через Москва-реку на автомобильной дороге МКАД Серпухов, на МКАДе у села Беседы, путепровод в Панках. А также реконструкция Люберецкого завода мостовых конструкций, Автозаводского моста и Крымской эстакады, моста на Бережковской набережной, моста в Лужниках, центрального железнодорожного путепровода на участке магистрали от Бережковского моста до Комсомольского проспекта, автодорожной эстакады 3-го кольца в Москве. В годах построен под его руководством новый мост через реку Клязьму в Пенкино, во Владимирской области. Владимир Евгеньевич пронес дух ученичества через всю свою жизнь: в 2000 году успешно окончил программу «Магистр делового администрирования» Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. В последние годы особенно радел о воспитании достойной смены инженеровмостовиков: сотрудничал с МИИТом. Не оставлял своего попечения о подрастающем поколении: помогал Мстерской средней школе. Владимир Евгеньевич Бычков, являясь членом православной Общины протоиерея Алексия Аверьянова, принимал деятельное участие в созидании первого в России храма Святых Царственных Мучеников в городе Подольске и являл постоянное внимание к развитию православного детского движения «Витязи» и деятельности детско-юношеского летнего лагеря «Русь». Большой успех в профессиональной карьере, делах созидания, усердной церковно-общественной деятельности делает Владимира Евгеньевича Бычкова достойным памяти своих дедов, детей и внуков!
Подготовила Ксения Лебедева
По воспоминаниям дочери Бычковой Марии Владимировны, написанным к 65-летию со дня рождения Владимира Евгеньевича Бычкова.
http://docplayer.ru/64639051-Samyy-chtimyy-svyatoy-v-rossii.html
Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Пятница, 16.02.2018, 10:53 |
|
| |
Варвара | Дата: Воскресенье, 11.03.2018, 21:43 | Сообщение # 47 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Сергей Панков, художник, технолог сварочного производства.
О мстёрских умельцах знают далеко за пределами Вязниковской земли. Иконописцы и ювелиры, художники-миниатюристы и вышивальщицы на протяжении столетий приносили славу родному посёлку. XXI век диктует свои условия, и наряду с традиционными искусствами во Мстёре появляются новые виды народных промыслов.
Бас-гитара для Музея
На днях Музей песни ХХ века получил необычный подарок. Мстёрский мастер Сергей Панков изготовил для него гитару, да не простую, а… металлическую. Уникальность состоит в том, что собрана гитара из обычного металлолома и отслуживших своё автомобильных запчастей.
Мотоциклетные цепи, шестерёнки, гайки, болты и саморезы… Чего в ней только нет! Умелые руки мастера сварили этот набор разномастных деталей, и вместе композиция выглядит законченной и гармоничной.
— Случайно познакомился с Людмилой Викторовной, директором Музея песни, и решил сделать что-то связанное с музыкой, — рассказывает Сергей Панков. – Идея создать гитару пришла год назад, а воплотил её недавно. Долго думал, что и как сделать, и, наконец, остановился на этом варианте. В интернете много гитар из металлолома, основная масса сделана в виде восьмёрок. Мне не хотелось повторять их. Нашёл бас-гитару вот такой формы. Советовался с музыкантами, они что-то корректировали, подсказывали.
Металлическая бас-гитара весит около 10 килограммов; её высота – 95 см, ширина – 39 см. Смотрится она очень реалистично, даже струны можно перебирать! Однако, как говорит сам мастер, для настоящего музыкального инструмента у неё коротковат гриф. Впрочем, она – лишь первая в «стальном ансамбле», задуманном мастером. Сергей Панков планирует сделать ещё несколько гитар – других типов (к слову сказать, работа над ними уже началась). Так что в будущем экспозиция Музея песни ХХ века может пополниться.
От улитки до владимирского льва
Образование у Сергея Панкова высшее, по специальности он технолог сварочного производства. Работает сварщиком, а изготовление скульптур из металлолома – это, скорее, хобби.
Началось всё года четыре назад, когда Сергей стал делать небольшие сувениры в подарок к празднику друзьям и знакомым. Маленькая улитка, сваренная из пары железок, стала, как говорится, первой ласточкой. А потом – пошло-поехало. Года два назад мстёрский мастер взялся за большие композиции.
— Как-то раз увидел, как один умелец из Техаса делает металлических лошадей и быков, — рассказывает Сергей Панков. – Тогда мне показалось это чем-то нереальным, но со временем и у меня стало получаться.
Головы быка и лошади – лишь немногие скульптуры, вышедшие из-под рук мастера. Недавно, например, он довёл до логического завершения панно с осьминогом – установил в нём освещение. Теперь осьминог висит на стене в доме у Сергея и переливается разными цветами.
Во Мстёре у Сергея Панкова частный дом, а работает над своими шедеврами он в гараже. Для больших проектов места в нём, конечно, маловато – негде развернуться конструкторской мысли. Трудится преимущественно один, иногда помогает младший брат. Брат, кстати, серьёзно занимается мотогонками, а значит, является ценным поставщиком металла. Мотоциклетные цепи в агрессивных внедорожных условиях «живут» с месяц; быстро изнашиваются и другие запчасти, так что мастеру с этого перепадает.
— Первые два вопроса, которые мне все задают: где ты берёшь металл и умеешь ли ты рисовать? – улыбается Сергей Панков. – Самое простое – взять металл. Сложно сделать из него что-то, что не было бы похоже на металлолом. А рисовать я не умею, так же, как и не умею играть на гитаре.
Вне всякого сомнения, изделия мстёрского умельца могли бы стать настоящим украшением городских улиц. И, в принципе, Сергей Панков не против поработать над созданием арт-объектов – всё упирается в две вещи: время и деньги. На изготовление одной скульптуры, по словам мастера, может уйти от 3 до 6 месяцев. Ту же бас-гитару реально собрать за месяц; здесь самое сложное и длительное – продумать весь процесс поэтапно.
В завершение разговора мастер рассказал о том, что мечтает сделать герб города Владимира – владимирского льва. Будем с нетерпением ждать.
Автор: Антон Агеев. По материалам газеты «Маяк».
|
|
| |
Варвара | Дата: Воскресенье, 11.03.2018, 23:30 | Сообщение # 48 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Максим Кириков, художник, кузнец Александр Никитин, художник, кузнец
Издревле профессия кузнеца внушала почёт и уважение в обществе, а умение обращаться с железом приписывали особой магии. Казалось непостижимым, что простой кусок металла по воле мастера вдруг превращался в нужную в хозяйстве вещь – подкову, вилы, меч…
Прошли века, почти повсеместно ручной труд заменили машинным, а кузнечное искусство стало постепенно забываться. Впрочем, не везде. В посёлке Мстёра Вязниковского района и сегодня пылает горн и молот бьёт по наковальне.
Кузницы во Мстёре две, в одной – из стен которой в прошлом году «выплыл» знаменитый мстёрский сазан (памятник, украшающий центр посёлка) – мне удалось побывать.
«Мстёрская кузница» работает с 2013 года и сегодня занимает просторное складское помещение – около 100 квадратных метров – на окраине. Кузнецов двое – Максим Кириков и Александр Никитин. Идея организовать столь необычное и непростое дело возникла у Максима.
— Тогда я работал в Москве, пользовался сваркой и впервые сварил себе лавку. С неё, собственно, всё и пошло – эта лавка до сих пор у меня дома стоит, — вспоминает Максим Кириков. – Нигде специально кузнечному делу не обучался – где-то что-то подсмотрел, что-то подсказали. С коллегами из соседней кузницы обмениваемся опытом. Ну, а сегодня делаем с металлом всё что угодно – вытягиваем, заворачиваем, гнём…
Чёрный металл, нержавеющая сталь – мстёрские кузнецы работают с любым материалом, кроме цветного. Орудия труда – дошедшие из глубины веков молот и наковальня; приспособы, позволяющие, например, согнуть толстый прут в причудливую завитушку; несколько самодельных станков.
Кованые вешалки, ворота, беседки, зеркала, каминные наборы, качели, лестницы, мангалы… Из-под рук умельцев выходят самые разные вещи, даже железные розы!
— Работаем как для местных жителей, так и выполняем иногородние заказы, — рассказывает Максим Кириков. — Изготавливаем практически всё – от железных кованых подсвечников до садовых арок и балконов. Одно из наших «фирменных» изделий – банные печи.
По ним специализируется мой напарник; технология производства отработана, и на наши печи мы даём пятилетнюю гарантию. За всё время эксплуатации никаких нареканий не было. — Печь – вещь практичная. А зачем нужна железная роза? — Железную розу можно подарить девушке, использовать в качестве декорации в саду – где угодно.
Область применения зависит от вашей фантазии. Работа в кузнице, по словам мастера, сезонная – с марта-месяца и до глубокой осени. Тогда Максим и Александр пропадают в ней с утра и до позднего вечера. Иногда времени катастрофически не хватает, и приходится работать без выходных. Сроки у заказчиков очень жёсткие. Так, к Фатьяновским праздникам мастера взялись изготовить несколько «музыкальных» скамеек — совсем скоро мы увидим их возле ГЦКиО «Спутник».
Впрочем, зимой кузнецы тоже не бездельничают. Деятельная натура заставляет творить. В один из зимних январских вечеров Максиму в голову пришла идея мстёрского сазана. Это не был заказ – чистые инициатива и желание. Нарисовали, нарезали, собрали… За две недели сазан был готов. Местная администрация помогла – решила, где и как поставить новый памятник, организовала освещение, оказала кузнецам финансовую поддержку (подробней ЗДЕСЬ).
— Мать – художник: может, от неё что-то передалось, — отвечает на вопрос о художественном видении Максим Кириков. – Так что проект будущих изделий рисую сам. Иногда (очень редко) люди приносят фотографии того, что хотели бы получить. Но, опять же применительно к размерам дома, комнаты, дверного проёма, приходится в образце что-то добавлять и менять.
Мы стараемся не копировать чужие работы, а придумывать и делать свои. Каждая вещь в кузнице получается индивидуальной. -Сейчас всё большую популярность обретают клубы реконструкторов. От них заказов не поступало? — Мечи и доспехи – очень сложная штука, целая наука, — говорит Максим.
— Этому надо всю жизнь учиться – и то не факт, что получится. По-хорошему, здесь нужен старый кузнец, который захотел бы поделиться накопленным опытом. К сожалению, поблизости такого нет. Кузнец в старину имел свой определённый набор навыков, мы же занимаемся художественной ковкой. У нас другие задачи, и чтобы их выполнить, приходится освоить множество профессий – сварщика, художника и так далее.
На нас лежат покраска, работа с деревом, электрика, само кузнечное дело, раскрой, монтаж. А бывают и такие заказы, что даже не знаешь, к кому обратиться. Например, лавки с музыкальными нотами. Как их правильно сложить? Тут нужен музыкант, чтобы объяснил и показал, не то приваришь людям на смех.
В планах у мастеров «Мстёрской кузницы» — расширять и развивать дело. Работа эта тяжёлая и трудоёмкая, но сегодня, похоже, снова начинает пользоваться большим спросом. Разумеется, на станке всё сделать гораздо проще и быстрее, нежели дедовским способом. Но искушённому взгляду сразу видна разница – где штамповала бездушная машина, а где трудились руки кузнеца.
|
|
| |
Варвара | Дата: Среда, 14.03.2018, 10:18 | Сообщение # 49 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Евгений Николаевич Панов, ученый, фотохудожник
В начале 2017 года «Маяк» писал об открытии выставки во Мстёрском художественном музее («Человек – он ведь тоже природа», № 5 от 24 января). Тогда свои фотоработы ценителям прекрасного представил доктор биологических наук, один из ведущих в России специалистов в области сравнительной этологии Евгений Панов.
Так вышло, что хобби слилось с работой: изучая животных более 60 лет, Евгений Николаевич их ещё и фотографировал. Этот материал посвящён науке. Правда, разговор получился, что называется, на троих: к Евгению Николаевичу и вашему корреспонденту присоединилась супруга профессора Екатерина Юрьевна Павлова – тоже опытный этолог.
На фото: Евгений Николаевич Панов
— Евгений Николаевич, когда в поисковике браузера набираешь словосочетание «сравнительная этология», сверху сразу же выскакивают ссылки на Ваши научные труды. Если говорить, скажем так, популярно: что входит в сферу интересов этой науки?
Е.Н.:- Сравнительная этология появилась, когда изучение животных, их поведения, было перенесено из научных лабораторий в живую природу. Этологи наблюдали за видами в естественной среде. Сравнительная этология предлагает не сидеть в кабинете с пробирками, а работать в полях, лесах – в разных уголках нашей планеты.
Сейчас возраст не позволяет отправляться в научные походы на несколько недель, но и оставаясь на одном месте, во Мстёре, продолжаю изучать мир. Пример из жизни. Супруга гуляла с собакой и увидела поползня с повреждённым крылом. Мы взяли птицу в дом, стали её выхаживать.
В мой кабинет привезли сухое дерево. Чтобы покормить птицу, я ставил на тахту блюдце с семечками. Получилась интересная история. Прежде чем начать кормиться, поползень запасает семечки на будущее. Это характерно для многих видов птиц, но не было данных о том, как поползень ведёт себя при этом.
Некоторые семечки он сразу прячет. А некоторые сначала шелушит, пряча в итоге только ядро. Припасая очищенную семечку, поползень сильно возбуждается.
Идём дальше. Я провёл небольшой опыт. Сто семечек пометил фломастерами. Крупные – красным, другие – белым. Ждал ровно час. Потом считал семечки. Делал это несколько раз – и всегда после кормления птицы мелких семечек оставалось больше, чем крупных. Таким образом, можно говорить, что поползень взвешивает пищу клювом. Ещё одна новая информация об этой птице.
— Можно ли, наблюдая за животными, делать выводы и о том, как они общаются друг с другом?
Е.Н.:- Это тоже большая область сравнительной этологии. Какими сигналами они пользуются? Какие позы принимают в тех или иных ситуациях? Считалось даже, что у животных есть определённые знаки – некое слабое подобие человеческого языка. Очень многие пытаются в последнее время говорить о таких вещах, как «язык животных», но это абсолютная чепуха.
Ворон. Сорока. Зарянка
— То есть тем же птицам приписывают слишком много разумного?
Е.Н.: — Абсолютно верно. Определённые действия животных запрограммированы генетически. Другие приобретаются в результате накопленного опыта. У того же поползня врождённый инстинкт запасать семена. По мере того, как птенец растёт, его навык «прокачивается».
— Нередко говорят и о том, что у животных и птиц есть, образно говоря, «характер». Есть хитрые, есть недалёкие… Как это перевести на язык науки?
Е.Н.: — Самыми «умными» — обязательно в кавычках – птицами считаются врановые: ворона, ворон, галка… Ближайший предок человека – это шимпанзе. Так вот в одной из статей врановых назвали «оперёнными шимпанзе». Это преувеличение, но…
Екатерина Юрьевна Панова
Е.Ю.: — Дело в экспериментах. Исследования показали, что эти птицы способны решать довольно сложные задачи – открывать коробки, использовать веточки, чтобы доставать насекомых. Они прекрасно дрессируются и приручаются – их можно многому научить. Но, опять-таки, это не разум, а навыки.
— В противовес можно назвать голубя, которого считают глуповатым?
Е.Ю.: — Птица действительно не очень умная. Даже если посмотреть на то, как она кормится. В этом плане сизари совершенно беспомощны – воробьям больше достаётся. Почему машины чаще всего сбивают именно голубей? Потому что эта птица не может толком рассчитать траекторию полёта относительно движущейся машины.
В целом же очень сложно переносить на животных человеческие характеристики. Что такое ум? Что мы подразумеваем под хитростью? Вопросы на самом деле тонкие.
— Кто мог бы возглавить Ваш личный рейтинг «Самая красивая птица»?
Е.Н.: — В средней полосе России – сорока. Размах белых крыльев, перья отливают зелёным и синим…
— «Птица с самым красивым пением»?
Е.Н.: — Считаю, что зарянка. Это субъективно, конечно. Е.Ю.: — А соловей? Е.Н.: — Условно говоря, соловей – это джаз или даже рок. А зарянка – настоящая классическая музыка. Красиво поют славка — черноголовка и многие другие птицы. Но в пении зарянки удивительная нежность. Как будто сердце у неё разрывается. А ведь у этологов есть ещё одна плоскость для деятельности – изучение структуры птичьего пения. Километры плёнки расшифровываются с помощью специальных приборов ради того, чтобы понять: какие у птиц «ноты», насколько они сочетаются друг с другом и так далее.
— После таких оценок понимаешь, что в профессии учёного немало романтики, а общение с природой вдохновляет.
Е.Н.: — За суетой люди порой не чувствуют этого. Мы с супругой смотрим на природу и с точки зрения науки, и просто по-человечески. Е.Ю.: — Все зоологи обожают свои объекты неспроста. Работа наша очень трудна. Без любви её просто не сделаешь.
Муравьи. Гибридизация
— Этология изучает всех – от насекомых до млекопитающих. Наверняка очень многое удивляет и самих учёных.
Е.Н.: — Конечно. Большая загадка – муравьи, пчёлы. У них нет мозга – лишь нервная сеть. А какие невероятные взаимодействия они при этом выстраивают… В своей книге главу о них я назвал «Единение в созидании».
— И опять проводятся параллели с человеческим обществом – допустим, в фантастической литературе.
Е.Н.: — В 18 веке считали, что социальная организация людей и муравьёв – чуть ли не одно и тоже. Это не так. В случае с насекомыми всё держится на абсолютной автоматике. Каждая особь действует независимо, сама по себе. Нет у них идеи объединения усилий или чего-то такого. Система формируется в результате случайных действий – это как теория больших чисел.
Е.Ю.: — Задумываясь о том, что сильно удивило меня, вспоминаю Алтай. Там мы наблюдали за овсянками. Их несколько видов. Причём есть зона, где виды смешиваются и дают гибридов. По окраске овсянки желтоватые, зеленоватые, с пестринками. На Алтае обитают два разных вида, у которых в окраске практически нет белого. Но однажды мы увидели почти белого гибрида. Очень необычный фенотип, который не имеет ничего общего ни с первым видом, ни со вторым видом.
Изучение гибридизации вообще очень увлекательно. Перед вашими глазами – эволюция и возникновение совершенно новых видов. Вы можете наблюдать это воочию, сегодня, и представлять, что через миллион лет на Земле будет новая группа животных. Она зарождалась на ваших глазах.
Е.Н.: — Раньше, кстати, считалось, что такой гибридизации быть не может. Но я лично наблюдал её в разных уголках Советского Союза. В Казахстане на полуострове Мангышлак сходятся два вида верблюдов: одногорбый африканский и двугорбый из Средней Азии. Туркмены разводят первых, казахи – вторых. На границе государств животные совершенно свободно гибридизируют. Получается популяция, где можно увидеть всё что угодно. И по количеству горбов, и по их форме, и по окрасу, и по шерсти.
— Поделитесь, пожалуйста, интересными фактами о тех, кто ближе всего к нам, — кошках и собаках. О независимости первых и преданности вторых, например.
Е.Ю.:- Только сразу признаюсь, что к нашим домашним питомцам мы относимся не по-научному, любим их практически как членов семьи. Если же говорить серьёзным языком, в таких оценках кошек и собак есть доля истины. Собаки сильнее социализированы – для них партнёр однозначно имеет большее значение. Мы привязываемся к ним как к членам семьи, но и они к нам – тоже.
Человек, взявший питомца домой маленьким щенком, становится для него если не родителем, то, во всяком случае, собратом по виду. Такие привязанности свойственны высокоорганизованным животным, ведущим, скажем так, общественный образ жизни.
Кошки – одиночки, это свойственно всей группе кошачьих, кроме львов. Но и в их обществе есть свои привязанности. Я, допустим, знаю, с какими кошками в округе дружит моя.
— Сравнительная этология может дать ответ, почему вожаком стаи или прайда стала конкретная особь, а не другая?
Е.Н.: — Берём волков. Их иерархия — штука непростая. Она не абсолютна — одно животное изъяли, и меняется вся система. Тот, кто был среди самцов чуть ли не на последнем месте, может выбиться в лидеры. Дело не всегда чисто в физической силе. Всё это – отдельное и очень интересное направление науки.
Е.Ю.: — У других животных – взять хотя бы оленей – есть лидеры в разных сферах. При миграции ведёт группу одна особь. При пастьбе за ситуациями в группе следит другая. Структуры подвижны – всегда идёт распределение ролей.
Польза. Москва. Мстёра
— Что дают знания о поведении животных людям?
Е.Н.: — Изучая животных, изучаешь и человека. Перед фундаментальной наукой стоят задачи, довольно далёкие от нашей будничной жизни. Важно узнавать и понимать социальные организации разной степени сложности. Как появились те или иные вещи в нашем мире? Непознанного ещё очень много.
Е.Ю.: — Пользу от фундаментальной науки можно увидеть, только если рассмотреть всё общество. Проследить, как передаются знания, мысли, теории от одних областей знаний к другим. От учёных – к культуре. От культуры – к образованию, от него – к людям. Это непрямая связь, которая через сложные цепочки и создаёт цивилизацию.
— Сегодня вы, коренные москвичи, живёте во Мстёре и продолжаете работать, публиковаться. Почему решили перебраться?
Е. Ю.: — Дело в том, что тут мои корни. Здесь жили ещё прабабушка, прадедушка. Здесь родился отец. И в детстве каждое лето я проводила в этом посёлке. Кроме того у папы была дача в деревне Черноморье. Мы родились и выросли в Москве. Там и учились, и работали. Но Евгений Николаевич настолько влюбился в эти места на Вязниковской земле, что в итоге переехали сюда. Бывает и такое!
Е.Н.: — С учётом современных технологий здесь можно жить и спокойно работать – готовить публикации. Ритм Москвы ужасен. Сейчас многие стараются переехать оттуда, если есть возможность. Дома такие, что всё слышно. Природы – мало. А во Мстёре замечательная атмосфера, симпатичная природа, интересная старина.
Птицы поют. Даже из окна можно много чего увидеть – и это не хмурые улицы и чёрный снег столицы. Люди тут тоже совсем другие. Первые два года мы мало общались с местными жителями. В последнее время связи расширяются – общаемся с мастерами, художниками, творческими людьми. Нас хорошо принимают.
* * *
… После пары часов общения с Евгением Николаевичем и Екатериной Юрьевной понимаешь, сколько ещё открытий готова подарить нам природа. Газетный материал физически не позволяет рассказать массу интересного: о том, почему то или иное животное становится для определённого этноса священным; о том, каково животным в зоопарках; да хотя бы о способностях попугаев в вопросах имитации. Так что читателей «Маяка» будут ждать новые встречи с этологами из Мстёры. На страницах тематической полосы «Академия» и вне её.
Автор Никита Ефимов
В Фотогалерее есть раздел с фотографиями Евгения Николаевича Панова
Сообщение отредактировал Варвара - Среда, 14.03.2018, 10:24 |
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Пятница, 16.03.2018, 17:39 | Сообщение # 50 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Цитата Варвара ( ) Сергей Панков, художник, технолог сварочного производства.
|
|
| |
|