Топонимика — это наука о географических названиях той или иной местности. Она нам, в частности, многое рассказывает из того далекого прошлого, о котором не сохранилось и не могло сохраниться в силу большой давности, никаких письменных исторических свидетельств. Собирание топонимических сведений необычно увлекательное занятие. Эти сведения иногда выявляют нам прошлое с самой неожиданной стороны, рассказывают, как раньше жили люди, что они делали, каковы были их интересы. Топонимика содействует возникновению научных гипотез, чаще всего приводящих к правильному решению недоуменных вопросов.
На фото: Слобода Мстёра,Большая Миллионная улица.Фото нач.ХХ века
Проследим это на примере Мстёры и ее окрестностей. Название Мстёра происходит, конечно, не от того, как некоторые совершенно ошибочно полагают, что здесь в прошлом жили различные мастера. Оно идет от угро-финского слова мстера, что значит топкое, низменное, болотистое место. В прошлом поселок назывался не Мстерой, а слободой Богоявленской. Мстерой же называли теперешнюю речку Мстерку, действительно протекавшую через озера и болота. От этой же основы слова происходит и название заклязьминского поселка Моста и слова мост, мостить, мостовая, которые мы теперь уже считаем исконно русскими.Обратимся к другой группе названий в окрестностях Мстеры, Села Барское Татарово или иначе — Старое Татарово, Троицкое Татарово, деревни Бортниково, Раменье, Напалиха, урочище Пал.
Почему оба села Татаровых называются так, мы пока можем судить только по догадкам. Видимо, вслед за монголо-татарским нашествием в первой половине XIII века, на месте Старого Татарова поселились ханские чиновники — басхан, производившие сбор дани с порабощенных в то время жителей этого края. Но названия же Барское и Троицкое возникли потому, что Барское Татарово, как крепостное село, принадлежало барину-помещику, отсюда оно и Барское, а Троицкое Татарово вместе с селом Шустовым и двадцатью прилегающими к ним деревнями принадлежали Троицко-Сергиевскому монастырю. Об этом уже свидетельствуют документы.
Уместно здесь вспомнить, что «святые отцы», как и светские помещики, без зазрения совести владели «крещеной собственностью», которую приводили к покорности и повиновению средствами не менее жестокими, чем крепостники-помещики. В селе сидел присланный из монастыря староста-монах и взимал поборы с крепостных крестьян, чаще всего выколачивая их «правежом». За неуплату положенного крестьянина ставили на «правеж», «выправляя» с него недоимки следующим образом. Если это было зимой, «провинившегося» ставили на снег голыми ногами с засученными до колен штанами и били палками по голым икрам, «правили», вызывая тем самым страшную боль. А летом ставили на площади перед церковной оградой голыми ногами на битый кирпич и держали в самую жару на солнечном припеке, не давая пить, а потом били плетьми и голодного приковывали к столбу, а около ставили сторожа с дубинкой. Есть сведения, что эти крепостные владения монастырь получил в качестве вклада «на помин души» от одного из князей Ромадановского, которым тогда около Мстеры принадлежала, как родовая вотчина, вся округа в радиусе 10—15 верст.
В нескольких километрах от Мстеры находится деревня Бортниково — явный свидетель того, что в далеком прошлом жители края занимались бортничеством, то есть сбором в лесу меда диких пчел. В прошлом бортничество у славян, живших в лесных местностях, являлось одним из очень распространенных занятий; оно давало значительный доход — мед шел на продажу и обмен в большом количестве и через Новгород в Европу и в восточные страны большим волжским торговым путем за Каспийское море.
Интересно название деревни Раменье. В прошлом от Мстёры в сторону современной магистрали Москва—Горький стояли сплошные леса. Затем с заселением края эти леса местами вырубались под пашни, среди которых строились деревни. Такие места, где проводились вырубки леса, назывались раменью. Отсюда и название деревни. В данном случае название деревни не говорит о том, какие здесь были вырублены леса — хвойные или лиственные. Иногда же в названиях это указывается. Лиственные леса считались черными, хвойные — красными. И тогда образовывались названия Черная Рамень и Красная Рамень или коротко Чернораменье, Краснораменье.
Названия Напалиха и урочище Пал свидетельствуют о способе ведения хозяйства русскими крестьянами в далеком прошлом. В те времена на Руси велось необычайно примитивное подсечное земледелие. Крестьяне, не умея удобрять земли, вырубали под пашню лес на определенном участке и жгли «палили» его, а затем на расчищенном месте несколько лет сеяли хлеб, пока земля не истощалась, после чего приступали к разработке нового участка, а старый забрасывали. Деревня Напалиха находится по соседству с Троицким Татаровым. Видимо, жители села в прошлом здесь выжигали лес и сеяли хлеб, а потом на этом месте «на палу», выросла деревня. Урочище Пал не заселялось и поэтому за ним сохранилось его прямое название.
Так названия мест могут нам рассказать много интересного о далеком прошлом нашего края.
Газета «Маяк» , №194 1972 г. |