Истоки возникновения поселения на территории современной Мстёры неизвестны. О существовании «погоста Богоявленской слободки» упоминается в писцовой книге Суздальского уезда письма Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовта в 1628 году. Мстёра уже в то время существовала в Суздальском уезде и называлась «старинною». В разъяснении о родовом землевладении князей Ромадановских в этих книгах говорится: «В Стародубо-Ряполовом стану.., их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре». В данном случае в наименовании содержится два термина - «погост» и «слободка».
На фото: Мстёра. Панорама посёлка с южной стороны. Сер. ХХ в. Фото Сергея Никифорова
Эти термины в различные исторические периоды трансформировали своё социальное назначение, сохраняя при этом первоначальное наименование почти до XVIII века. Ведь слободы, особенно погосты, по своей сути имели корни сельскохозяйственной или ремесленной общины, и предпосылки возникновения их наиболее благоприятны были на ранней стадии формирования феодального общества в древнерусском государстве. Крепостное право препятствовало появлению такой формы поселений.
Эти рассуждения подтверждают предположение, что время возникновения Мстёры относится не позднее, чем к периоду объединения Московского государства в XIV-XV веках, когда феодально-крепостнические отношения не способствовали, а, наоборот, подавляли общинный характер административно-территориальной организации, каким является первоначальное значение термина «погост». В начале XVIII века термин «погост» исчезает. В описной раздельной книге 1710 года встречается уже село «Богоявленская слобода». Первоначальное наименование селения происходит от названия существующей здесь с давних времён церкви во имя Богоявления.
Откуда появилось название «Мстёра»? Многие местные жители пытались разгадать тайну этого топонима. Существовала легенда, что знаменитый посёлок Мстёра получил своё название от слова «мастер». Действительно, с незапамятных времён в слободе трудилось много искусных мастеров: иконники, чеканщики, сусальщики, кузнецы, столяры, вышивальщицы и другие.
Мстёрский краевед, СВ. Кириллов, в 1987 году обратился за консультацией в Институт русского языка АН СССР. Вскоре он получил ответ за подписью старшего научного сотрудника И.П. Петлевой: «Название Мстёра не может быть родственно слову мастер по фонетическим, хронологическим и другим причинам. Вы совершенно правы, считая, что первоначально Мстёрой была названа река, а уже позднее слобода. Гидроним «Мета» восходит к финскому «musta» - «чёрная» (см. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. М., 1967, т. 2, стр. 668)».
Действительно, аборигенами Владимирской земли считаются финно-угорские племена. Они давали названия природным объектам по их внешним признакам. Вода реки Мстёры по внешнему виду отличается от других водоёмов, находящихся по соседству. Она не прозрачна, как в реке Таре, а тёмная и от очень большой глубины кажется чёрной.
Таким образом, посёлок стали именовать Мстёра по названию реки, на берегах которой он расположен. В дальнейшем местные жители, чтобы отличить названия поселка и водоёма, речку ласково стали называть Мстёркой.
Альманах Вязниковского офени. Выпуск №9
Использованная литература:
1. Брылёв В. Ф. Формирование архитектурных доминант в облике Мстёры. - «Памятники истории и культуры». Ярославль, 1988.
2. Владимирские губернские ведомости. № 17, 1884 г.; № 26, 1868 г.; № 37, 1868 г.; № 23, 1869 г.; № 3, 1874 г.; № 22, 1875 г.;№ 15, 1876 г.; №47, 1881 г.; № 48, 1887 г.
3. Владимирские епархиальные ведомости. № 3, 1865 г.; № 23, 1865 г.; №№ 6, 7, 9, 10, 1868 г.
4. Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстёра. Владимир, 1865.
5. Мстёрский край. Сборник краеведческих материалов. Владимир, 1929.
6. Памятники истории и культуры Владимирской области. Владимир, 1986.
|