По территории Ивановской и Владимирской области протекает река Клязьма, которая впадает в Оку. С давних времён по Клязьме было налажено сообщение водным путём между городами и населёнными пунктами. В районе Мстёры маршрут пароходов был следующий : от пристани им. 8-е февраля, далее пристань Глушицы, Мстёра и потом г.Вязники. Во Мстёре пристань была деревянной и находилась около д.Слободка. Билеты на пароход продавались на берегу в специально оборудованной кассе на пристани. В Глушицах в 1950-х годах находился лесосплав. Сюда из лесов Южского района Ивановской области подвозили по узкоколейке паровозами лес кругляк, который вязали в плоты и сплавляли по течению реки вниз до Оки и Волги на строительство объектов народного хозяйства, а в Великую Отечественную войну – на строительство землянок, блиндажей и окопов.
На фото: Пароход "Шторм", 1930-е годы
По этой реке курсировали два пассажирских парохода «Шторм» и «Робеспьер».Чаще ходил «Шторм». Весной в половодье путь их пролегал даже от г.Ковров до г.Вязники, но это было не каждый год. Эти пароходы были колёсными, т.е. по правому и левому борту вращались большие колёса с лопастями, которые приводились в движение паровой машиной, находившейся внутри парохода. Сейчас уже таких не встретишь. Пароходы были с нижней и верхней палубой, где находились столики и буфет. В летнее время можно было культурно отдохнуть, обозревая природу по берегам реки. Двигался пароход очень медленно. Путь от Вязников до Мстёры занимал 4 часа, так как плыть приходилось против течения реки, и составлял примерно 30 км из-за того, что река была с поворотами и зигзагами, но люди всё равно плавали, потому что другого транспорта в то время не было.
Команда на пароходе во главе с капитаном была небольшой, билеты были доступны каждому.
На фото: Пароход "Робеспьер". Фото Ю.И.Варёнышева. 1940 - 1950-е гг.
Бывали случаи, особенно летом, когда река мелела, и пароход садился на мель. Тогда пассажиры высаживались на берег и часто шли домой во Мстеру пешком. Без людей он становился легче и таким образом трогался с места. Приходилось наблюдать такую картину, когда пассажиры идут пешком вдоль реки, а пароход плывёт за ними.
Вот такие были случаи, но всё равно ездить на нём было приятно, и пассажиров всегда было много. Вскоре после 1950-го года старина «Шторм» прекратил своё шествие по Клязьме. Река стала мелеть, пароходство стало нерентабельным. Появились первые автобусы. Правда после этого некоторое время после пароходов ходил пассажирский катер на воздушной подушке «Зарница», но и он не мог конкурировать с автобусами и такси. После 1960-года пассажирское сообщение между г.Ковров и г.Вязники было прекращено.
В.И. Фарафонов 2009 г. |