В Никольской церкви села Мансурово Истринского округа реставрационные работы были начаты летом 1997 года. Настоятель церкви - священник Вадим Сорокин является главой прихода, и он ответственен за все стороны деятельности. Очень важно было суметь организовать деятельность многих людей и соблюсти правильную технологию реставрационных работ. Умение внутренним взором видеть гармонию и благолепие храма помогают батюшке на долгом и нелегком пути восстановления.
К 2003 году храм был хорошо просушен и подготовлены внутренние стены к предстоящей росписи. Длительные поиски высококвалифицированных и опытных мастеров-иконописцев позволили познакомиться с различными современными иконописными школами. Большой интерес вызвала богатая историческими и культурными традициями мстёрская школа.
Византийская техника письма плавями (плавь - жидкое письмо, тонкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции), византийская иконография сохранялись в Мстёре на протяжении нескольких столетий. Стиль данной иконописной школы определялся культурными запросами старообрядчества. Написание икон "старого письма" развили своеобразный иконописный стиль и высокий уровень реставрации.
Постепенно некоторые искусные мастера из Мстёры перебрались в Москву, где возникли иконописные мастерские Гурьянова, Чириковых, Дикаревых и других. О широкой известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и многих частных собраний. Не случайно становление и развитие научной реставрации древнерусского искусства в России в конце 19 века было в первую очередь связано с именами мстерских иконописцев и реставраторов. Характерными чертами мстерской школы являются сильный и строгий рисунок, орнаментальность, плоскостность и сдержанный колорит.
За годы гонений на церковь, воспитанные на вековых традициях древнего искусства, мстёрские мастера сумели сохранить свой особенный стиль иконописания. C 90-х двадцатого века мстерская иконопись интенсивно развивается.
Лучшие мастера-иконописцы мстёрской школы писали иконы для иконостаса Никольской церкви. Иконы написаны в стиле 19 века, что само по себе является редкостью. Выполнены они в золотопробельной технике, благодаря чему создается эффект свечения. Работой иконописцев руководил Лебедев Владимир Анатольевич.
Написание фресок было выполнено теми же мастерами, чтобы сохранить стилевое единство интерьера в четвериковой части храма. В течение года велись проектные и подготовительные работы, а после Пасхальной седмицы 2005 года мастера приступили к росписи. Грунтовка поверхностей производилась с применением цельных куриных яиц. Перенесение рисунка на стены проводилось старинным иконописным методом - путем продавливания контура прориси-картона. Краски готовились из пигментов на основе яичной эмульсии (из цельного куриного яйца) с добавлением антисептика. Живописные работы проводились на основе традиционных методов монументальной живописи с применением традиционных мстёрских приемов.
Хотя благоустроение Никольского храма еще не завершено, и впереди настоятеля с помощниками ожидает еще множество дел и забот, многие цели уже достигнуты: выстроены центральные ворота в виде трех арочных пролетов, увенчанных тремя главками с крестами - как было в давнем 1903 году.
Установлен удивительный по красоте пятиярусный иконостас в четвериковой части храма, а также киоты из красного дерева. Иконостас и киоты выполнены столярами и резчиками «Иконостасной мастерской» города Палех, по проекту Михайлова М. М. и священника Вадима (Сорокина). В той же мастерской Анатолий Влезько и Юрий Фёдоров разработали чертежи малых иконостасов трапезной части.
В марте 2006 года началась разработка проекта росписи четвериковой части церкви (ротонда и стены). Роспись посвящена житию Святителя Николая.
В этом же месяце иконостасная мастерская «Палехский иконостас» закончила работу по изготовлению 2-х резных иконостасов, которые были установлены в пределы Похвалы Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Иконостасы выполнены в стиле 18 века (барокко).
29 января 2007 года в храме состоялась Божественная литургия, которую совершил архиепископ Можайский Григорий. Владыка поблагодарил прихожан и лично настоятеля храма Вадима Сорокина за проведённую реставрационную работу.
В августе 2007 года в Никольской церкви села Мансурово Истринского округа закончен еще один из важнейших этапов благоукрашения внутреннего пространства. Расписаны стены и своды трапезной и написаны живописные иконы для новых иконостасов. Работа была длительной и сложной: два года велись проектные и подготовительные работы. В декоративном убранстве интерьера гармонично сочетаются стенная живопись, иконы изящного письма и золоченая резьба по дереву.
Содержательный уровень сводов – Рай, Царство Небесное – органично раскрывается в орнаментальном – декоративном убранстве. Лучковые своды трапезной расписаны растительным узором в зеленовато-голубоватых тонах с вкраплением охры и розового цвета. Светлый колорит росписи сводов и стен зрительно увеличивает внутренний объем трапезной, в которой находятся два придела: Похвалы Пресвятой Богородицы и Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Резные двухъярусные иконостасы выполнены из бука и плавно переходят в неразрывную линию киотов до входа в четвериковую часть. Их стилевой основой является сочетание классического стиля с элементами барокко. Цвет умбры иконостасов является прекрасным фоном для позолоченной сквозной и рельефной резьбы и икон, написанных на синевато-зеленоватом фоне. Оригинальность и изящество рисунка икон выражаются в контрасте фона и фигур святых, написанных в золотопробельной технике. На многих иконах присутствуют пейзажи.
Мстёрских иконописцев под руководством Лебедева В.А., которые расписали стены и писали иконы, отличает не только профессиональное владение своим мастерством, но и художественный талант. Такие же слова признательности за труд на благо церкви можно сказать и о высоком уровне выполненной работы мастеров по дереву иконостасной мастерской Палеха А. Влезько и Ю. Федорова.
Содружество мастеров и резчиков из Палеха (Ивановская область) и иконописцев из Мстёры (Владимирская область) под руководством протоиерея Вадима Сорокина позволила создать эту красоту. С 2007 года при Никольской церкви начала работать иконописная мастерская.
16 марта 2008 года по окончании Литургии, посвященной празднованию Торжества православия, протоиерей Вадим Сорокин представил прихожанам выдающегося мстерского иконописца Лебедева В.А. и его сына Лебедева И.В., ведущих иконописные работы в Никольской церкви. После службы состоялось согласование эскизов росписи алтаря в четвериковой части.
30 апреля в храме состоялось молебное пение о призывании помощи Святого Духа пред началом всякого доброго дела, посвященное началу проектных работ по благоукрашению Никольского алтаря, а уже к декабрю работы по росписи главного Никольского алтаря были завершены. В иконографии образов, в каждой детали композиций и их живописной трактовке заложены тексты Священного Писания, литургические мотивы. Сюжеты росписи строго канонические, роспись восточной стены и отдельных элементов сводов выполнена в своеобразной технике — письмо «по сквозному золоту», что позволило достичь эффекта глубины. Растительный орнамент и общий колорит росписи зрительно увеличили пространство алтаря. Пастельные охристо-оливковые, голубовато-сероватые тона служат великолепным фоном для золота и более насыщенных цветов.
Заботами настоятеля Никольской церкви с. Мансурово протоиерея Вадима Сорокина и благодетеля Примечалова Михаила Борисовича закончено создание в едином стиле киота и столика под канун. Киот и столик, выполненный мастерами Палеха, перекликаются элементами резьбы и золочеными деталями с иконостасами в четвериковой части церкви. Вера, профессионализм мастеров и совестливое отношение к труду — вот та основа, на которой прочно стоит мастерская «Палехский Иконостас».
Новая икона, достаточно редко встречающегося извода, «Предста Царица» для киота над кануном написана известным мстерским иконописцем Лебедевым Владимиром Анатольевич и его сыном Лебедевым Игорем Владимировичем.
Настоятель Никольской церкви протоиерей Вадим Сорокин совершил чин освящения вновь написанной иконы, а затем рассказал прихожанам об особенностях иконографии данного извода.
На иконе Спаситель восседает на престоле как Великий Архиерей. Ему предстоят Божия Матерь в царских одеждах и святой Иоанн Предтеча со свитками в руках, архангелы Михаил и Гавриил. Христос предстает здесь как символ высшей справедливости, как Глава Церкви, как Царь царствующих. От фигуры Спасителя исходят тонкие золотые лучи, блистанием своим озаряющие все окружающее. Золотой цвет в иконописи изображает вечность. Небесный престол в иконографии – не просто символ царственной власти – это и символ вселенной, символ всего видимого и невидимого мира. «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102, 19).
Название иконы дано по словам 44 псалма, стих 10: «…предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащнных одеяна, преиспещрена». Икона символизирует соборное моление всей новозаветной церкви.
Иконопись – это особая знаковая система, ставшая языком Церкви. И нам необходимо учиться понимать то «слово», которое лежит в основе иконописи.
Попечением прихожан и благотворителей, настоятеля Никольского храма с. Мансурово протоиерея Вадима Сорокина закончено создание в едином стиле престола, жертвенника и дьяконского столика в главном алтаре храма. Работа была выполнена в мастерской «Палехский Иконостас». С 2001 г. приход Никольского храма сотрудничает с мастерами из Палеха. Работу мастеров отличает целостный подход к созданию индивидуального образа храма. В 2009 г. мастерская "Палехский Иконостас", возглавляемая А.Влезько и Ю. Федоровым, была награждена дипломом за вклад в сохранение и развитие традиционной национальной культуры.
Традиция резьбы очень древняя и перечень применения резьбы по дереву очень большой. Церковная утварь из дерева всегда ценилась за неповторимость, казалось бы, одних и тех же составляющих предметов церковного обихода. В соответствии с церковными канонами и традициями разрабатывался проект, который учитывает архитектуру, строение и цветовую гамму алтаря, а также пожелания заказчика. Все предметы выполнены из красного дерева с применением плоской и скульптурной резьбы. Элементы резного декора выполнялись по оригинальным, специально разработанным картонам из массива дерева. Растительными и геометрическими элементами резьба перекликается с главным иконостасом и элементами росписи алтаря. Художники, резчики по дереву, столяры и позолотчики осуществили задуманные проекты, вкладывая в них свое мастерство и частицу души.
В престол вставлены резные иконы с уникальной по красоте и выразительности резьбой и сложными многофигурными композициями. Сюжеты резных икон строго канонические: «Царь Славы», «Тайная Вечеря», «Моление Господа о чаше», «Господь несе Крест на Голгофу».
Нынешнее представление людей об иконе связано только с живописью. О резной традиции икон известно мало. Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре). Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. Собственное тепло и выразительность дерева вызывают чувство душевного покоя и умиротворения.
Любовь церковной общины к своему храму позволяет сделать его внутреннее убранство гармоничным и торжественным, и в тоже время, показать многим людям лучшие образцы православной культуры, отличающиеся качеством и тщательностью исполнения.
"Памятник, - говорит Митрополит Филарет, - есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом доходит до целого народа и до многих последующих родов.”
Посмотреть панораму храма
Источник: http://www.hram-mansurovo.ru/history/93-2009-08-01-13-22-03 |