Третий зал Государственной Третьяковской галереи посвящен русской живописи второй половины XVIII века. Аргунов, Дрождин, Левицкий... Эти художники вписали новую страницу в историю отечественной живописи. Их век был знаменателен для России: потрясенная реформами Петра страна навсегда ушла от старозаветных порядков и канонов, но еще не вошла в русло новых направлений. Век XVIII-й — век ломки традиций, век зарождения русской школы живописи. А начинать пионерам кисти пришлось с того же, на чем остановилась старая школа — с «парсун», с портретов.
На фото: А.Шибанов "Празднество свадебного договора". 1777г.
Поэтому на стенах зала — портреты, портреты великих мира, сработанных руками русских мастеров «того времени, нередко безымённых, и чаще всего крепостных». И вдруг в этой гамме портретов столичного дворянства — совсем необычные для тех лет крупные полотна с неказистой обстановкой крестьянских изб, с обветренными загорелыми лицами простолюдинов: «Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора». Этот необычный для XVIII века художник — Михаил Шибанов.
«Празднество свадебного договора» — самая крупная «199x244» его картина. Простая, с закругленными углами, деревянная рамка. Почерневшая, затуманенная паутиной времени поверхность живописного слоя. Что же на картине? У накрытого скатертью, с пузатыми точеными ножками стола — не очень красивая, но спокойная и, видимо, с чувством собственного достоинства, невеста. Она — в лучшем своем наряде. Прямо и несколько скованно стоит она под взглядами многочисленных гостей. Жених уже потянул ее за руку: женщина, стоящая за спиной невесты, подталкивает их обоих к свободным местам на скамье. Туда же жестом руки приглашает их и молодой парень, приподнявшийся со стула — видимо, приятель жениха. За столом — родственники, гости, у дверей толпятся женщины, все новые и новые гости появляются из за дверной ширмы. Внимательно присматривает за происходящим скуластая узкоглазая старуха, видимо, родственница молодых. Мальчишка приютился в углу у ножки стула. А на стуле — разнаряженный в красный, по случаю такого праздника кафтан, крестьянин. Он сидит спиной к зрителям и широким взмахом руки показывает женщинам на бородача, придвинувшегося к углу стола, — хорош, мол, уже! Тот с пониманием принимает игру - озорной взгляд, в руке поблескивает стакан, другая сжимает горлышко штофа.
На оборотной, скрытой, от глаз зрителей стороне полотна, сохранились пояснения живописца: «картина представляющая суздалской провинцы крестьян празднество свадебного договору, писан в той же провинцы в селе татарове въ 1777 году Михаилъ Шибанов».
На фото: А. Шибанов. "Крестьянский обед".1774 г.
Это — село Татарово под Мстёрой, которое называют Барским или Старым Татаровым. Сейчас только вековые аллеи напоминают о когда-то стоявшей барской усадьбе. В те времена, когда М. Шибанов писал здесь картину, на 60 крестьянских дворов приходилось два помещичьих: селом владели сразу два помещика, двоюродные братья Нестеровы — Петр Степанович и Петр Матвеевич. Последний был победнее, не женат, но часто живал с матерью и сестрой Акулиной Матвеевной в Москве и имел широкий круг знакомых.Родственниками Нестеровых были потомки знаменитого адмирала Г. А. Спиридова. «Портрет Анны Матвеевны Спиридовой, супруги Григория Андреевича, которая была дочь Матвея Васильевича Нестерова, родилась в 1734 году» — пометил живописец на одном из своих полотен. П. С. Нестеров умер в 1794 году — это известно из надписи, имевшейся на одной из татаровских икон: «сей образ вынесен при теле покойного господина надворного советника Л. С. Нестерова, 1794 г.».В 1818 году умер П. М. Нестеров. Село перешло к его незамужней сестре Акулине Матвеевне, которая привозила сюда и незаконнорожденного сына П. М. Нестерова — Фавста Петровича Макеровского, сентиментального молодого человека, «большого чудака». Нестеровы, по-видимому, имели широкие знакомства в художественном мире: с их времен в Татарове хранился ряд подписных икон — писана «в Риме в 1789 году русским пансионером Алексием Ильичем Вольковым», писана «в Санк-Петербурхе в 1792 г. ак. Михаилом Воиновым». Однако сразу же после смерти А. М. Нестеровой поместье было продано, деньги разделены между «жадными», как их называли современники , родственниками, а шибановские картины достались Ф. П. Макеровскому. Они хранились в его семье, позднее — его потомков. У правнуна Макеровского, Н. С. Гаврилова, и приобрел описанную картину Совет галереи в 1917 году...
Жизненный путь самого художника известен, пожалуй, хуже, чем судьба его картине. Неизвестно, когда он родился, где учился живописи, как попал в Татарово,когда умер.Все известные на этот счет сообщения не выходят за рамки обычных догадок. Его первая работа — портрет А. Г. Спиридова, датирована. 1772 годом. Последний известный документ — письмо художника Попову, датировано 1789 годом. В нем М. Шибанов жалуется на нехватку денег и вскользь упоминает, что «одержим болезнию». Поэтому в биографических справках обычно пишут: «умер после 1789 года...».Считалось, что М. Шибанов был крепостным знаменитого Потемкина — художник сопровождал двор «светлейшего»,писал его портрет.
На фото: Улица М.Шибанова в с.Барское-Татарово.2009 г.
Но недавно найденные документы из архива, относящегося к строительству херсонской церкви в 1783 году, называют его «вольным художникам»: «вольному живописцу Михаиле Шебанову, подрядившемуся сделать для соборной Церкви иконостас, впредь на заготовление материалов выдать 1000 р.». Значит, по крайней мере с этого времени, М. Шибанов крепостным не был.
Могила художника неизвестна. Остались только его картины, каждая из которых — своего рода реликвия.5 из них, включая одну, авторство которой спорно — в Третьяковской галерее, 3 — в ленинградском Русском музее, 2 — в частном собрании москвича П. К. Анохина, и уж совсем единицы — в Ивановском, Одесском, Якутском музеях. В 1928 году одна из шибановвких картин промелькнула за границей, в Брюсселе.
Пометки, которые живописец имел обыкновение оставлять на оборотах своих полотен, говорят о том, что ему много пришлось поездить по России, довелось увидеть и убогие крестьянские избы, и пышный двор царицы. Он в «Санкт Петербурхе» писал портреты Спиридовых, в Москве — Нестеровых, в Киеве - Екатерины II и ее фаворита Дмитриева-Мамонова, в Херсоне — расписывал церковный иконостас.Но самая крупная и значительная из его работ написана здесь, под Мстёрой, и теперь уже всегда при упоминании о картине будет добавляться: писана в суздальской «провинции селе Татарове в 1777 году»...
Газета "Маяк" 1974 г. Ю.Ерофеев |