Категории каталога
Праздники во Мстёре [3]
Мстёрский быт [5]
Исчезнувшие деревни [7]
Из жизни Мстёры [10]
Поэзия [1]
Жизнь вокруг Мстёры [6]
О жителях Мстёры [56]
Страницы истории [22]
Искусство Мстёры [22]
Церковная жизнь Мстёры [16]
Стихи А.Р. Гауна [10]
Стихи В.Б.Вифлеемского [14]
Стихи В.А.Курчаткина [2]
Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
Главная » Статьи » О жителях Мстёры

Картины Михаила Шибанова
Третий зал Государственной Третьяковской галереи посвя­щен русской живописи второй половины XVIII века. Аргу­нов, Дрождин, Левицкий... Эти художники вписали новую страницу в историю отечест­венной живописи. Их век был знаменателен для России: по­трясенная реформами Петра страна навсегда ушла от ста­розаветных порядков и кано­нов, но еще не вошла в русло новых направлений. Век XVIII-й — век ломки тради­ций, век зарождения русской школы живописи. А начинать пионерам кисти пришлось с того же, на чем остановилась старая школа — с «парсун», с портретов.
 
На фото: А.Шибанов "Празднество свадебного договора". 1777г.
 
Поэтому на сте­нах зала — портреты, портре­ты великих мира, сработан­ных руками русских мастеров «того времени, нередко безы­мённых, и чаще всего крепо­стных». И вдруг в этой гамме портретов столичного дворян­ства — совсем необычные для тех лет крупные полотна с неказистой обстановкой кре­стьянских изб, с обветренны­ми загорелыми лицами про­столюдинов: «Крестьянский обед», «Празднество свадебно­го договора». Этот необычный для XVIII века художник — Михаил Шибанов.

«Празднество свадебного договора» — самая крупная «199x244» его картина. Про­стая, с  закругленными угла­ми, деревянная рамка. Почер­невшая, затуманенная паути­ной времени поверхность жи­вописного слоя. Что же на картине? У накрытого скатер­тью, с пузатыми точеными ножками стола — не очень красивая, но спокойная и, видимо, с чувством собственного достоинства, невеста. Она — в лучшем своем наряде. Пря­мо и несколько скованно сто­ит она под взглядами много­численных гостей. Жених уже потянул ее за руку: женщина, стоящая за спиной невесты, подталкивает их обоих к сво­бодным местам на скамье. Туда же жестом руки пригла­шает их и молодой парень, приподнявшийся со стула — видимо, приятель жениха. За столом — родственники, го­сти, у дверей толпятся жен­щины, все новые и новые го­сти появляются из за дверной ширмы. Внимательно присмат­ривает за происходящим ску­ластая узкоглазая старуха, ви­димо, родственница молодых. Мальчишка приютился в углу у ножки стула. А на стуле — разнаряженный в красный, по случаю такого праздника кафтан, крестьянин. Он сидит спиной к зрителям и широ­ким взмахом руки показывает женщинам на бородача, при­двинувшегося к углу стола, —  хорош, мол, уже! Тот с пониманием  принимает  игру - озорной взгляд, в руке поблескивает стакан, другая сжимает горлышко штофа.

На оборотной, скрытой, от глаз зрителей стороне полот­на, сохранились пояснения жи­вописца: «картина представ­ляющая суздалской провинцы крестьян празднество сва­дебного договору, писан в той же провинцы в селе татарове въ 1777 году Михаилъ Шиба­нов».
 
На фото: А. Шибанов. "Крестьянский обед".1774 г.
 
 Это — село Татарово под Мстёрой, которое называют Барским или Старым Татаровым. Сейчас только вековые аллеи напоминают о когда-то стоявшей барской усадьбе. В те времена, когда М. Шибанов писал здесь картину, на 60 крестьянских дворов приходи­лось два помещичьих: селом владели сразу два помещика, двоюродные братья Нестеровы — Петр Степанович и Петр Матвеевич. Последний был победнее, не женат, но часто живал с матерью и сестрой Акулиной Матвеевной в Мо­скве и имел широкий круг знакомых.Родственниками Нестеровых были потомки зна­менитого адмирала Г. А. Спиридова. «Портрет Анны Мат­веевны Спиридовой, супруги Григория Андреевича, которая была дочь Матвея Васильеви­ча Нестерова, родилась в 1734 году» — пометил живописец на одном из своих полотен. П. С. Нестеров умер в 1794 году — это известно из надписи, имевшейся на одной из татаровских икон: «сей об­раз вынесен при теле покой­ного господина надворного советника  Л. С. Нестерова, 1794 г.».В 1818 году умер П. М. Нестеров. Село пере­шло к его незамужней сестре Акулине Матвеевне, которая привозила сюда и незаконно­рожденного сына П. М. Не­стерова — Фавста Петровича Макеровского, сентименталь­ного молодого человека, «большого чудака». Нестеро­вы, по-видимому, имели широ­кие знакомства в художествен­ном мире: с их времен в Татарове хранился ряд подписных  икон — писана «в Риме в 1789 году русским пансио­нером Алексием Ильичем Вольковым», писана «в Санк-Петербурхе в 1792 г. ак. Ми­хаилом Воиновым». Однако сразу же после смерти А. М. Нестеровой поместье было продано, деньги разделены между «жадными», как их называли современники , род­ственниками, а шибановские картины достались Ф. П. Макеровскому. Они хранились в его семье, позднее — его по­томков. У правнуна Макеровского, Н. С. Гаврилова, и приобрел описанную  картину Совет галереи в  1917 году...
 
Жизненный  путь самого художника  известен, пожалуй, хуже, чем судьба  его  картине. Неизвестно, когда он родился, где  учился  живописи,  как  попал  в Татарово,когда  умер.Все   известные  на   этот  счет сообщения  не  выходят  за рамки   обычных   догадок. Его первая  работа  — портрет А. Г. Спиридова,   датирована. 1772  годом.   Последний   изве­стный   документ  — письмо художника Попову, датировано 1789 годом.  В нем  М.  Шиба­нов   жалуется  на  нехватку денег  и  вскользь   упоминает, что «одержим болезнию». Поэтому в биографических справ­ках  обычно   пишут:  «умер после 1789 года...».Считалось, что  М. Шибанов  был крепостным    знаменитого  По­темкина  — художник  сопровождал   двор  «светлейшего»,писал  его портрет.
 
На фото: Улица М.Шибанова в с.Барское-Татарово.2009 г.
 
Но  недав­но   найденные  документы из архива, относящегося  к стро­ительству  херсонской   церкви в   1783  году, называют  его «вольным  художникам»: «вольному живописцу Михаи­ле Шебанову, подрядившему­ся сделать для соборной Церк­ви иконостас, впредь на заготовление материалов выдать 1000 р.». Значит, по крайней  мере с этого времени, М. Ши­банов крепостным не был.

Могила художника неизвестна. Остались только его кар­тины, каждая из которых — своего рода реликвия.5 из них, включая одну, авторство которой спорно — в Третьяковской галерее, 3 — в ле­нинградском Русском музее, 2 — в частном собрании мо­сквича П. К. Анохина, и уж совсем единицы — в Иванов­ском, Одесском, Якутском  му­зеях. В 1928 году одна из шибановвких картин промельк­нула за границей, в Брюсселе.

Пометки, которые живопи­сец имел обыкновение  остав­лять на оборотах своих  полотен,  говорят о том, что ему  много пришлось  поездить по России, довелось увидеть и убогие   крестьянские  избы, и пышный  двор царицы. Он в «Санкт Петербурхе» писал порт­реты   Спиридовых, в   Москве — Нестеровых, в    Киеве - Екатерины II  и ее фаворита  Дмитриева-Мамонова, в  Херсоне — расписывал  церковный  иконостас.Но самая  крупная  и  значительная из его работ написана здесь, под  Мстёрой, и теперь уже всегда  при  упоминании  о  картине  будет  добавляться: писана в суздальской  «провинции селе  Татарове  в  1777  году»...

                                                                                                                                                                                                                                            Газета  "Маяк" 1974 г. Ю.Ерофеев

Категория: О жителях Мстёры | Дата: 22.12.2009 | Автор: Ю.Ерофеев
Просмотров: 4623 | Рейтинг: 4.0/1 |

Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия автора или администратора!
Всего комментариев: 0
Воскресенье, 29.12.2024, 03:11
Форма входа
Поиск по сайту
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница

Статистика сайта

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0