Поселок Мстepa - довольно древнее поселение Владимирщины. До революции 1917 года - это торгово-промышленная слобода. Из-за малоземелья и низкой урожайности местные крестьяне стали заниматься ремеслами и торговлей. Около половины ее жителей, как отмечал мстерский краевед И.Л. Голышев, были старообрядцами. Неслучайно 2 января 1907 года» по указу «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» от 17 октября 1906 года во Мстере зарегистрирована община старообрядцев беспоповского поморского брачного согласия. Это была первая во Владимирской епархии легализированная старообрядческая община. Вероятно, эти обстоятельства - открытие старообрядческой общины и торгово-промышленная жизнь - послужили причиной переселения крестьян слободы Мячково Гороховецкого уезда старообрядцев Бурдиных в слободу Мстеру, расположенную в соседнем Вязниковском уезде. Доподлинно неизвестно, когда это произошло, но уже к концу 1907 года семья А.М. Бурдина живет на новом месте. Здесь Андрей Иванович открывает свою торговую лавку. Ее земская оценка составляла 300 рублей. Очевидно, некоторое время спустя, вслед за сыном, перебирается сюда и Иван Егорович Бурдин. На это указывает то, что его торговая лавка зарегистрирована позднее, лишь в 1918 году, и оценена Вязниковским земством в 900 рублей.
На фото: Андрей Иванович Бурдин (слева). 1914 год. Фотография А.Самарина.
Торговали Бурдины во Мстере золотыми изделиями. 4 июня 1916 года торговая лавка А.И. Бурдина закрыта. По какой причине это произошло, неизвестно, но можно предположить, что отец с сыном объединили торговое дело. Торговая лавка Ивана Егоровича, немного больше года, работала после революции и закрыта по постановлению финансового отдела от 14 января 1919 года. Бурдины пользовались уважением среди старообрядцев. И Иван Егорович, и Андрей Иванович (с 1907 года) были членами совета мстерской старообрядческой общины. А.И.Бурдин не изменил вере предков в трудные для всех верующих 20-е годы XX столетия. В это время он становится настоятелем общины.
У Андрея Ивановича и его жены Евдокии Васильевна был один сын, названный тем же именем, что и отец. 4 июля I9II года Андрей Андреевич Бурдин бракосочетался с Пелагеей Ивановной Кареловой. Кареловы жили в селе Рудни Московской губернии и были довольно богатыми людьми. По воспоминаниям старожилов, ее приданое привезли во Мстеру на нескольких подводах.
У молодых супругов один за другим рождаются дети: Алевтина, Иван, Николай. Последним у них родился сын Федор. Через четыре дня после его рождения П.И. Бурдина умирает. После ее смерти в семье Бурдиных произошел разлад. Андрей Андреевич полюбил другую женщину - Аполлинарию Петровну Николаеву, которая станет его второй женой и матерью еще троих его детей: Клеопатры, Гордеты и Маргариты. Но его новая избранница была не старообрядка. Поэтому Андрей Иванович и Евдокия Васильевна были против этого выбора сына. По этой причине между ними прекратились все отношения. Андрей Андреевич ушел из дома, а его дети остались жить у дедушки и бабушки.
Интересно отметить, что Алевтина Андреевна, внучка А.И. и Е.В Бурдиных, в 1931 году выйдет замуж за Николая Александровича Козлова, тоже не старообрядца, к тому же коммуниста, но в этом случае между младшим и старшим поколениями сохранятся теплые отношения.
Вполне благополучная жизнь семьи Андрея Ивановича до революции - налаженное хозяйство, добротный дом, внучата - во второй половине 1920-х годов резко меняется в худшую сторону. Много потрясений и переживаний связано с семейной трагедией. К тому же Советская власть стала донимать. В 1927 году А.И. Бурдин лишен избирательных прав, 21 февраля 1930 года его имущество описано за неуплату налогов. 18 марта того же года он раскулачен. В акте изъятия имущества значатся: дом каменный - 1200 рублей, двор, крытый железом - 150 рублей, сарай каменный - 100 рублей, баня - 20 рублей, корова с теленком - 170 рублей, лошадь, сельскохозяйственный инвентарь. Все отобранное передано колхозу и сельскому совету, часть вещей продана. Семья остается без средств к существованию.
1 апреля 1930 года Андрей Иванович пытается восстановить справедливость и пишет заявление в избирательную комиссию, в котором отмечает: «Мне 65 лет ... у меня живут четверо внучат, брошенных отцом, старшей девочке 18 лет, работает в артели, трое ребят: первому 16 лет, второму 12 лет, третьему 5 лет». Через три дня Вязниковский райисполком, рассмотрев его жалобу о неправильной раскулачивании и лишении избирательных прав, постановил: «Принимая во внимание, что Бурдин являлся крупным торговцем до революций, в настоящее время состоит настоятелен религиозной секты «поморцев», раскулачивание его по 2 группе признать правильным».
Из приведенного документа видно, что одной из главных причин раскулачивания Андрея Ивановича стало его активное участие в жизни мстерской старообрядческой общины. Поэтому его можно назвать человеком, пострадавшим за веру, за многострадальную веру своих предков.
Отобранный дом Бурдиным все же вернули, 18 августа 1930 года после пересмотра жалобы постановлением президиума Ивановской области (в те годы Мстера входила в состав этой области) хозяйство А.И.Бурдина из списка кулацких хозяйств было исключено. Несмотря на это, опасаясь дальнейших репрессий, семья в 1931 году уезжает из Мстеры в город Гусь-Хрустальный и живет там три года, События последних лет сильно подорвали здоровье уже немолодого Андрея Ивановича, В 1934 году он умер. Евдокия Васильевна с внуками вернулась во Мстеру.
Реабилитирован Андрей Иванович Бурдин в 2002 году УВД Владимирской области.
Владимир Борисов, Мстёра
Опубликовано: МАЯК № 89 от 26 октября 2006 года.
|