На весь мир известны центры лаковой миниатюры в пределах исторического Владимирского края — Мстёра, Палех и Холуй. Однако при всей кажущейся незыблемости канонов данного жанра существует реальная возможность развития нового направления подобной живописи — гороховецкой миниатюры. Его с группой единомышленников пытается создать художница из Гороховца Елена Михайловна Бабенко.
Елена Бабенко принадлежит к династии художников из знаменитой Мстёры, родоначальником которой стал легендарный иконописец, реставратор, миниатюрист и педагог Василий Никифорович Овчинников. Именно он в 1920-е годы стал одним из основоположников мстёрской лаковой миниатюры. Овчинников участвовал в реставрации соборов Московского Кремля и создавал первые декорации для владимирского драмтеатра, его живопись была удостоена диплома Гран-при и золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а миниатюры 1940-х годов об исторических победах наших предков послужили началом нового патриотического направления в изобразительном искусстве. Родной брат Василия Никифоровича, художник Николай Никифорович Овчинников, занимавшийся еще и пейзажной живописью маслом и акварелью, — родной дед Елены Бабенко. Ее отец Михаил Иванович Ваганов — талантливый ювелир (такими мастерами Мстёра славится наряду с живописцами), его работы получили всероссийскую известность и с успехом экспонировались на ВДНХ. Не менее примечательной фигурой была прапрабабушка Елены Варвара Михайловна Ваганова — хранительница древнего искусства объемной вышивки канителью — особой металлической нитью, которую, кстати, столетие назад производил Денисовский завод в Гороховецком уезде Владимирской губернии. Наряду с белой гладью и владимирским швом это искусство являлось своего рода визитной карточкой нашей территории и ныне, к сожалению, оказалось в упадке, а многие его секреты и особенности почти утрачены.
Елене Бабенко выпало хранить творческое семейное наследие — народные костюмы и платки, вышитые предками, ювелирные изделия отца, картины и миниатюры деда, дяди, сестер. Одних только художников в ее семье более десятка. Сама Елена по фамильной традиции окончила Мстёрское художественное училище как художник-миниатюрист. Но волею судеб ее постоянным местом жительства стал Гороховец. Здесь еще в застойные времена она работала художником-оформителем. Вместо лаковых миниатюр приходилось чуть ли не малярничать, выписывать аршинные лозунги. Возможность преподавать искусство живописи в местной художественной школе служила лишь слабым утешением.
Все изменилось в «лихие» 90-е. Ажиотажный спрос на работы художников мстёрской школы позволил и Елене Бабенко набить руку в традиционном семейном виде творчества. Однако бешеная популярность на Западе «русской экзотики» в виде расписных шкатулок и матрешек быстро прошла. Вопреки расхожему представлению немалая часть ныне здравствующих миниатюристов своей кистью состояний себе не создали. Из-за отсутствия стабильных заказов и сбыта многим и вовсе пришлось менять специальность. Елена Бабенко устроилась на построенный турками под Гороховцом стеклозавод «Русджам», где трудилась… горничной в ведомственной гостинице. Однако земляки о художнице с мстёрским дипломом не позабыли. Однажды сотрудники гороховецкого Дома народного творчества попросили ее расписать сувенирную тарелочку. К работе не бравшая кисти в руки в течение нескольких лет Елена Михайловна приступила не без волнения. Беспокоилась, не потеряла ли квалификацию? Но оказалось — руки помнят. И горничная стала руководителем студии декоративно-прикладного искусства в том же Доме творчества и начала обучать юных гороховчан азам классической мстёрской миниатюры.
Но одновременно наследница лучших традиций мстёрской Богоявленской слободы пыталась найти индивидуальную манеру письма с использованием гороховецкой натуры. Гороховец по праву славится многочисленными историко-архитектурными памятниками, которых там больше, чем даже в Суздале. Именно это обстоятельство и предопределило реалистические мотивы в росписях Бабенко. Древние соборы и монастыри, средневековые купеческие особняки и неповторимые по красоте пейзажи окрестностей Гороховца художница стала переносить на самые различные изделия, подчас весьма необычные. Не только и даже не столько традиционные шкатулки и брошки, но и деревянные колокольчики, и даже особые гороховецкие ложки стала расписывать Елена Михайловна. Запечатленные ею уголки города на Клязьме хорошо узнаваемы. Но именно это и подкупает многочисленных гостей Гороховца. Возможность получить на память о поездке в один из красивейших и своеобразнейших российских городов его уникальные виды в преломлении мастерицы лаковой миниатюры привлекает многих. А элементы стилизованных горошин и гороховых стручков, своего рода геральдический символ гороховецкой округи, и вовсе единственны и неповторимы.
Автор: Николай Фролов
Источник: «Призыв» 6.10.2010 г.
Источник: http://www.vladregion.info/people/vladimirskaya-entsiklopediya-zemlyaki/babenko-elena-mikhailovna |