Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу от художников Мстёры, Палеха, Федоскино и Холуя
Уважаемый Владимир Владимирович!
К Вам обращаются народные мастера древних традиционно художественных промыслов иконописи, лаковой миниатюрной живописи Мстёры, Палеха, Федоскино и Холуя, обеспокоенные дальнейшей судьбой духовной культуры национального народного искусства России.
За пятнадцать лет перестройки мы на себе ощутили безучастное отношение государственных структур управления к формированию и последующему сохранению наследия народного творчества.
Уже много лет народный мастер остается один на один со своими проблемами в деле художественного творчества: часть бывших производственных мастерских художественных промыслов закрывается на неопределенный срок или совсем, другие — перепрофилируются, то есть полностью прекращают выпуск тех или иных уже зарекомендовавших себя видов народного искусства. На многих промыслах нет местных художественных музеев, то есть нет духовной базы, а только закрытые предприятия, на которых нет работы народному мастеру, поэтому он вынужден покидать обжитые им места.
Наряду с этим «новым» быстро формируется бездушный рынок (базар) сувениров, разного рода поделок, что ничего общего не имеет с народным искусством Мстёры, Палеха, Федоскино, Холуя и других ведущих промыслов нашей страны.
Рынок сбыта перехвачен перекупщиками, то есть закрыт для художника.
Авторское право на художественное произведение народного мастера нигде не закреплено и не защищено.
Музеи, выставочные центры, фонды, не располагая материальными средствами, не ведут закупки творческих работ.
Сегодня время ставит перед народными мастерами в деле сохранения традиций и развития народного искусства более сложные задачи, которые включают: поиск индивидуальных художественных приемов, совершенство материалов, повышение значимости художественных произведений и др., решение которых в существующих реалиях практически невозможно.
Думая о будущем народного искусства, опираясь на научные рекомендации, сделанные М.А. Некрасовой в книге «Народное искусство России в современной культуре», мы невольно приходим к выводу о том, что в создании современных высокохудожественных произведений народному мастеру нужна моральная и материальная государственная поддержка.
1. Прежде всего это выражается в государственной законодательной основе и защите юридических прав мастера народного искусства.
2. Должна быть обозначена (заповедная зона) среда обитания художника (место работы, проживания), сложившаяся многовековым укладом специфики труда.
3. Определены основы каждого промысла, традиции, приемы и закреплены авторством как индивидуальным, так и коллективным за каждым мастером, владеющим ими.
4. Улучшение подготовки молодых кадров путем привлечения на промыслы специалистов (выпускников) Академии художеств и других художественных институтов.
5. Изыскивать спонсоров, меценатов, инвестиции для поддержания производств народных художественных промыслов, делом доказывающих свою жизнеспособность. Распространять также эту юридическую и материальную помощь на индивидуальных мастеров, желающих вести свое дело.
6. Необходима также активная поддержка народным мастерам со стороны Министерства культуры РФ, Российской академии художеств, Союза художников РФ, Фонда культуры, Фонда народно-художественных промыслов, музеев, чтобы общими усилиями оживить работу на промыслах путем рекламы, выставок, конкурсов, лотерей, аукционов.
7. Уделяя особое внимание рынку сбыта (реализации) художественных произведений всех изделий народного творчества при использовании разнообразных форм торговли, желательно иметь свои специализированные фирменные магазины как у нас в стране, так и за рубежом.
Положительные действия со стороны государства и других структур будут утверждать, что в новой строящейся России труд народного мастера будет востребован и по достоинству оценен.
Уважаемый Владимир Владимирович, убедительно просим вас вникнуть в наши проблемы, помочь народному мастеру, чтобы не погибло народное искусство, а продолжало жить, радовать и прославлять нашу Родину.
А вот чтобы на это письмо ответил Президент Д. А. Медведев:
«Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» Д. А. Медведев Выступление на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» 10 сентября 2010 года, 16:30 Ярославль
ЦИТАТА Мне уже приходилось называть очень тяжёлым нашим недугом широко распространённые в нашем обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя – государство или кто-то другой, но не каждый на своём месте, – очень сильно зачастую отбрасывает нас назад.
http://news.kremlin.ru/transcripts/8887
Нас так далеко отбросило назад, что дальше уже некуда!
Несколько слов о 'заботе' власти в части помощи народным промыслам.
Льготы на налог НДС.
Особо надо остановиться на так называемых льготах на данный налог. Здесь слово льготы надо заключать в скобки, так как это льготами называть нельзя. В каком-то смысле я являюсь очевидцем результата этих льгот.
Жена с 1991-ого года работала художником в посёлке Мстёра на всемирно известном предприятии, которое раньше называлось "Пролетарское искусство". Судьбе было угодно, что мои молодые годы и годы перед выходом на пенсию так же связаны с данным предприятием. Здесь мы имеем дело со льготами в области искусства. В области льгот на детские игрушки и медикаменты мне пришлось так же столкнуться на предприятии, где я проработал последние 30 лет. Все прелести этих льгот нам пришлось испытать на себе.
Мы уже говорили о том, что предприятие вначале вынуждено переплачивать 20% от стоимости материалов и услуг, а возвращает переплату оно только тогда, когда товар будет произведен и продан. Такая порочная цепочка охватывает всю нашу экономику и её надо разрывать, кроме вреда она ничего не приносит. Так вот эти, так называемые, льготы при выпуске указанной выше продукции, для предприятия оказываются в прямом смысле катастрофическими. Те лишние затраты, сделанные предприятием при подготовке к производству и при самом производстве, оказываются не возмещёнными, так как при реализации данной продукции налогом НДС она не обкладывается.
В советское время фабрика для себя выстроила современное здание, в начале этого строительства пришлось участвовать и мне, только что окончившему художественную школу. Я помню старые здания, в которых работали художники и рабочие подсобных цехов. Фабрика в советское время имела прямые договора с заграничными потребителями, на здании фабрики была схема этих связей. Когда жена устраивалась на фабрику художницей-надомницей в 1991-ом году, для художников были созданы все условия для работы, коллектив тогда насчитывал человек 200. Прямо в здании были и подготовительные цеха и цеха по обработке готовой продукции, приобретены электрические сушильные шкафы, шлифовальные и полировальные станки. Электроэнергии фабрика потребляла много. На фабрике была построена своя котельная, был душ, что для сельской местности не маловажно. Художники работали в светлых, просторных и тёплых комнатах, каждое рабочее мест было обеспечено дневным освещением, был свой зубной кабинет с современной импортной аппаратурой, своя столовая, буфет, небольшая торговая точка, у предприятия появилась тогда валюта.
Наступило 2-ое января 1992-ого года, первое время по инерции это благополучие как-то ещё удерживалось. Спустя некоторое время от этого благополучия ничего не осталось. Закупать топливо стало накладно, за электроэнергию платить нечем, зимой в здании стоял холод. Художников отправили работать по домам, а когда у художника мёрзнут руки, миниатюру писать нельзя, производственные помещения на зиму стали забиваться, оставались открытыми только комнаты необходимые для функционирования производства. Коллектива, которым всегда славилась фабрика, не стало, каждый выживал, как мог, в одиночку, кому-то везло, особенно творческим работникам. Расценки за продукцию стали просто смешными, художники были рады и за эти цены её продавать посредникам, иномарки которых дневали и ночевали у ворот фабрики. У хозяев иномарок был и свободный вход на фабрику, хотя на входе была охрана. Фабрика лишилась полностью связей с заграницей, московский посредник оттёр её от этих связей на обочину. Многие помещения руководство вынуждено было сдавать в аренду. Там, где я работал в молодости, стали торговые точки, вход в них прорубили с улицы. Чтоб покупать топливо и платить за электроэнергию, рабочим выдавать зарплату, распродали весь зубной кабинет. Не стало столовой, буфета, душа, торговой точки.
Вот такой финиш, к которому пришло предприятие. Ему, по замыслам наших прорабов перестройки, только бы процветать, ведь это же не оборонка. Аналогичная участь постигла и другие предприятия посёлка Мстёра, где трудились народные умельцы. Предприятия посёлка выпускали разную продукцию: продукцию швейных предприятий, выпускали обувь, мебель, ювелирные изделия, клеёнку, детские игрушки из натуральных материалов, занимающих призовые места на международных выставках. Раньше, когда я начинал работать (1958 год), это были артели, которые при советской власти после 1917-ого года все получили только развитие. Чем эта льгота обернулась для народных умельцев? Выиграли от этой льготы только посредники, торгаши, которые пришли на готовое, заграница, Китай, Турция и т.д. и т.п. У жены последние годы перед выходом на пенсию большие проблемы были с транспортом, ездить стало трудно и накладно. Да, и годы начали брать своё, и пришлось с выходом на пенсию ей уволиться.