25 ноября 1972 года мстёрская художественная профессионально-техническая школа им. художника Ф. А. Модорова отмечает свое сорокалетие со дня основания. За эти годы школа подготовила и выпустила около полутора тысяч мастеров миниатюрной живописи, вышивания и художественной обработки металла, а также швей, в которых так нуждаются мстёрские производства.
Мстёра издавна известна своими народными художественными промыслами, однако они развернулись в полную меру и заняли на новой основе должную высоту только в годы Советской власти. Все это потребовало подготовки образованных, знающих и умеющих хорошо делать свое дело кадров.
В настоящее время школа быстро растет и развивается. Если при её открытии в 1932 году здесь занимались ученики с четырехклассным образованием, то теперь все ее выпускники имеют среднее образование, которое они одновременно получают в школе рабочей молодежи. В самой художественной школе наряду с производственным обучением они проходят подготовку по обществоведению, эстетике, истории искусств и композиции, а также по рисунку и живописи с натуры.
Вся эта работа даёт превосходные результаты.
Творческие работники мстёрской миниатюрной фабрики «Пролетарское искусство» и все её художественные кадры вышли из стен художественной школы. Здесь же подготовлено большинство ведущих мастериц вышивания для фабрики им. Н. К. Крупской. То же самое мы видим и на фабрике «Ювелир».
Мстёрская художественная школа дала много клубных художественных оформителей, работающих сейчас по всему Советскому Союзу, и мастериц вышивки для вышивальных производств городов Кирова, Александрова и Тарусы.
Еще на школьной скамье учащиеся создают немало прекрасных работ. Лучшие из них были представлены на ряде республиканских, двух Всесоюзных и одной Международной выставках детского рисунка в Монреале в 1969 году и отмечены похвальными грамотами.
При подготовке кадров школа выполняет необычайно трудные задачи. Она прививает учащимся любовь к традициям мстёрского народного искусства и вместе с тем ставит на научную основу дальнейшее его развитие, отвечая тем самым новым огромным требованиям нашей советской современности.
Много сил в организации этого сложного учебного процесса и воспитательной работы среди учащихся прилагает партийная организация.
Производственные кадры состоят из лучших мастеров мстёрских художественных фабрик. Мастера в качестве инструкторов ведут производственное обучение учащихся. Среди них, посвятившие почти всю свою трудовую жизнь работе в школе, Николай Григорьевич Дмитриев и Екатерина Николаевна Зонина. Оба они из первых выпускников школы, составивших второе поколение миниатюристов Мстёры. Н. Г. Дмитриев за успешную подготовку кадров награжден медалью «За трудовое отличие». Е. Н. Зонина заслуженно носит серебряную медаль лауреата Международной выставки 1958 года в Брюсселе.
Инструктор производственного обучения по вышиванию Татьяна Мефодьевна Шульпина за творческую работу, которую она постоянно совмещала с обучением молодежи, удостоена высшей правительственной награды — ордена Ленина. Специальные дисциплины ведут хорошо знающие и беспредельно любящее свое дело преподаватели Игорь Иванович Семин, Игорь Дмитриевич Юдин, Валентина Павловна Захарова — они окончили Московское художественно-промышленное училище им. Калинина — и Геннадий Алексеевич Шибашов, воспитанник школы, теперь имеющий высшее художественное образование.
Обозревая пройденный школьный путь, нельзя умолчать и о тех, кто заложил ее основы и положил много труда при организации и первых этажах развития. Здесь, прежде всего, нужно вспомнить ее первых инструкторов производственного обучения — основоположников современной мстёрской миниатюрной живописи Николая Прокофьевича Клыкова, Александра Федоровича Котягина и Александра Ивановича Брягина, а вместе с ними преподавателей Виктора Сергеевича Кондратьева и Константина Ивановича Мазина.
Пожелаем же ее коллективу новых больших успехов в подготовке кадров прекрасной и завидной профессии мастеров народного художественного творчества.
К.Исаев Газета "Маяк" 1972 г. На фото: Мстёрская художественная школа.1978 г.Юбилей 45 лет. |