Исполнилось 95 лет с основания артели иконописцев Мстёры — после революции мастера пытались перенести свое искусство на тарелки, матрешки и шкатулки. Получилось. Но сейчас в цене снова иконы.
Андрей Грачев, один из самых успешных иконописцев Мстёры, своими работами недоволен: «Ни одна не нравится. Все время хочется что-то переделать. Вот сейчас смотрю на крылья этих ангелов и понимаю: пестрят». Маленькая дочь Марфа тянет его за руки, пытается вскарабкаться на колени. «Вот из нее, сразу видно, иконник не получится,— смеется отец.— Слишком активная, веселая. Я не такой был. Я всегда стеснялся». Марфа теребит его, обнимает, фотограф все это радостно снимает, а мастер сидит, сгорбившись, за рабочим столом и смотрит, смотрит на тонко выписанные тремя видами золота ангельские крылья: «Плохо. Видно, что слишком старался».
Первое письменное упоминание о Мстёре относится к 1628 году. Тогда вокруг двух местных монастырей образовалась слободка бобылей — безземельных крестьян. С плодородной землей в этих краях всегда было худо, поэтому крестьяне и начали заниматься промыслами, в первую очередь иконописным. Монастыри же рядом! Паломники! Ярмарки! К середине XIX века больше половины жителей слободы занимались изготовлением икон различных видов: чеканных, цветных, красных, подризных, подфалежных, подстаринных... «Это одно из самых бойких мест края,— отмечал в путевых записках русский экономист Безобразов, посетивший слободу в 1861 году.— Мстёра только носит официальное звание села, а по фабричной деятельности (разные домашние производства, преимущественно иконопись) и торговле, по всему быту жителей, вовсе не занимающихся земледелием, кроме огородничества,— это настоящий город».
Читать материал полностью
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3849900 |