Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Сергей Тарасов : Одному из самых известных русских промыслов - мстёрской миниатюрной живописи в этом году исполняется 85 лет. В Фонде народных художественных промыслов Российской Федерации открылась ретроспективная выставка, посвященная этому юбилею. С подробностями Лиля Пальвелева.
Лиля Пальвелева : С древних времен и до 1917 года в Мстёре, наряду Палехом и Холуем, писали иконы. После революции иконописцам, по известным причинам, пришлось осваивать новое дело. Во Владимирской губернии стали заниматься художественной лаковой миниатюрой на шкатулках и коробочках из папье-маше. Сюжеты изменились (и жанровые сценки появились, и иллюстрации к сказкам Пушкина), однако остались многие черты иконописной эстетики. Сохранились и те же самые темперные краски на яичной эмульсии. Слово директору производства «Мстерская лаковая миниатюра» Сергею Сухову.
Сергей Сухов : Папье-маше было заимствовано в Федоскино. Там уже был промысел именно лаковой миниатюры. Ну, а технику живописи они, конечно, взяли свою. Мстера взяла из иконописи мстёрского письма, Холуи - из холуйского, Палех - из палехского письма. Исходя из этого, образовали свой стиль лаковой миниатюры.
Лиля Пальвелева : Человеку, который не слишком хорошо разбирается в тонкостях промыслов, но время от времени встречает лило в чьих-то домах, либо на прилавках магазинов, изделия Палеха, Мстеры и Федоскино трудно бывает отличить этих вещи. Вы сказали, что у вас есть свои стили, черты. А в чем они выражаются?
Сергей Сухов : Палех - черный фон, минимум живописи, зато очень хороший рисунок четкий, хорошая линия и идеальная разделка золотом. Мстера - в основном это живопись, красочно ковровое такое покрытие шкатулки. Остается только кайма такая для оформления орнаментом.
Лиля Пальвелева : У вас есть художественный музей, где собираются старые образцы.
Сергей Сухов : Да.
Лиля Пальвелева : А вы в своей работе от них как-то отталкиваетесь? Вы их изучаете?
Сергей Сухов : Да, конечно! Кроме того, у нас есть художественное училище в поселке, которое здесь тоже представлено, представлено работами учеников и учителей. Так вот, когда приходят учиться ребята на первый курс художественного училища, первое, что они делают, они идут в художественны музей.
Лиля Пальвелева : А старые сюжеты вы буквально копируете?
Сергей Сухов : Если у кого-то есть возможность взять хороший старый образец, если музей разрешит покопировать в музее, то для творческих художников это, конечно, небывалое счастье. Это, действительно, очень сильная школа. Потому что скопировать образец старого мастера, во-первых, не каждый сумеет. Это не каждый сумеет.
Лиля Пальвелева : Даже обученные?
Сергей Сухов : Даже обученные, даже уже много проработавшие люди, потому что там, действительно, настоящая живопись. Сейчас немножко в промыслах есть такой откат к графике, к упрощению.
Лиля Пальвелева : Разумеется, на выставке таких работ не встретишь. Здесь собрано лучшее из лучшего, будь то шкатулки 30-х годов прошлого века, когда сложился промысел, или современные вещи.
12 сентября 2008 года
|