Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй. Эти уголки России объединяет то, что в них в разное время, где-то раньше, где-то позже, зародилось удивительное, самобытное искусство - русская лаковая миниатюра.
Самый древний центр лаковой миниатюры - подмосковное Федоскино. Здесь изделия из папье-маше принято расписывать масляными красками. В Палехе, Мстёре и Холуе получили творческое развитие традиционные художественные приемы русской иконописи. На основе этих приемов и была создана лаковая миниатюрная темперная живопись на папье-маше.
На фото: Музей народного искусства НИИ художественной промышленности (Москва, Леонтьевский переулок, д. 7). Здесь собрана большая коллекция мстёрской лаковой миниатюры - от икон конца XIX века до произведений современных мастеров
Чтобы понять, откуда идут корни того или иного народного искусства, нужно окунуться в историю.
Живописный поселок Мстёра, что в Вязниковском районе Владимирской области, возник в первой половине XVII века как торгово-ремесленная Богоявленская слобода на месте известного с 1626 года Богоявленского погоста. С конца XVII века здесь начал развиваться иконописный промысел. В XIX веке иконопись стала главным занятием местного населения. Мстёра превратилась в богатое торгово-промышленное село с фабриками по производству фольги и клеенки, с литографией по печатанию лубка. Сюда стекались из окрестных мест коробейники.
Мстёрские иконы продавались по всей России - от Украины до Дальнего Востока и даже в Балканских странах. Одни иконописцы по заказам старообрядцев изготавливали дорогие "стильные" иконы, подражавшие крупным школам древнерусской живописи: Новгородской, Московской, Строгановской. Другие - дешевые "расхожие" иконы, рассчитанные на широкий рынок. Мстёрцы были хорошо известны и как прекрасные реставраторы икон и фресок.
Революция 1917 года разрушила иконописный промысел, оставив иконописцев не у дел и без средств к существованию. Трудным был их путь к новому искусству. Один из этапов этого пути - создание в 1923 году артели "Древнерусская народная живопись". В ней мастера стали расписывать деревянные ларцы, шкатулки, чайницы и коробки, используя мотивы древнерусских орнаментов. Очень скоро жизнь поставила перед художниками новые задачи: соединить традиционные приемы русской иконописи с новым материалом, новыми формами, новыми сюжетами. К концу 20-х годов относятся первые опыты работы на папье-маше. Технология изготовления изделий из папье-маше сложна и трудоемка, мстёрцы позаимствовали ее в Федоскине - родине русских лаков.
На фото: Шкатулка "Метель". Автор А. М. Догадин. Центр мстёрской традиционной лаковой миниатюры.
Сначала на болванку, соответствующую размерам будущего изделия, навивают промазанные клейстером ленты картона. Затем заготовку прессуют, пропитывают маслом и сушат в специальных печах. Отдельно таким же образом делают дно и крышку. Когда все детали готовы, шкатулку собирают, покрывают несколькими слоями грунтовки и лака. Каждый слой сушат и шлифуют. После этого блестящая черная шкатулка попадает в руки живописца. Работа его требует огромного терпения и усидчивого уединения, постоянной тренировки рук и колоссального напряжения глаз.
С начала 30-х годов художники Мстёры полностью переходят на живопись темперными красками по папье-маше. Наступает время становления и расцвета мстёрской лаковой миниатюрной живописи. В 1931 году артель вместо прежнего получает название "Пролетарское искусство".
Любимыми темами мстёрцев всегда были история России, красота и поэтичность русской земли, русские сказки и былины, произведения русских писателей. При этом мстёрская миниатюра испытала на себе влияние всех этапов развития советского искусства. Были периоды, когда на шкатулках и ларцах изображали самолеты и танки, когда обязательной считалась революционная тематика. Художники жили своим временем и живописали то, чего требовало от них время.
В 1930-1950-е годы бывшие иконописцы Н. П. Клыков, А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, И. Н. Морозов, Е. В. Юрин, И. А. Фомичев и другие создают подлинные шедевры лаковой миниатюры, изображая на шкатулках, коробках, ларцах, сигаретницах замечательные пейзажи, красочные сцены по былинным и сказочным сюжетам, праздничные гулянья, битвы.
Мстёра последних десятилетий - это целый мир художников разных поколений с индивидуальным почерком, любимыми сюжетами и композициями, творческими исканиями.
Сложным периодом для искусства Мстёры, как и для всей культуры России, стали 1990-е годы. Сегодня многие мастера обращаются к иконописи и росписи пасхальных яиц. Художникам приходится конкурировать на рынке с некачественными, дешевыми подделками под мстёрскую лаковую миниатюру. Но, несмотря на все трудности, мстёрцы остаются верны традициям, благодаря которым из отдельных произведений создается цельное и красочное искусство мстёрской миниатюры.
О. МАКОВЕЦКАЯ, главный хранитель Музея народного искусства НИИ художественной промышленности
(г. Москва)
Источник: http://nauka.relis.ru/11/9812/11812023.htm |