До революции эта торгово-ремесленная слобода была известна иконописным делом, чеканкой окладов и вышивкой. После революции особую известность приобрела мстёрская лаковая миниатюра, а чернолаковые шкатулки с ярким рисунком стали для иностранцев столь же желанным, как водка и икра, русским сувениром, продававшимся в советские времена только за валюту в закрытых "Березках".
Лаковая миниатюра Мстеры, созданная бывшими иконописцами, в декоративно-прикладном искусстве - явление заметное. Ее отличают тончайший изысканный рисунок и яркость красок. И совсем не случайно изделия Мстеры получили массу разнообразных наград, вплоть до золотых медалей на международных выставках в Париже, Лондоне и Брюсселе.
Но те времена, похоже, ушли в прошлое. В посёлке, правда, и сейчас работает сувенирный магазин, торгующий традиционным мстёрским товаром - вышивкой, ювелирными изделиями местного завода, ну и, конечно, знаменитыми шкатулками. Но ассортимент товаров беден, да и покупателей не видно.
В сегодняшней Мстере - небольшом поселке с шестью тысячами жителей - более десятка промышленных предприятий. Стараются выплыть, найти себя в новых экономических условиях только два предприятия - это ювелирный завод, чья продукция в технике скани пользуется успехом у туристов, да Центр традиционной мстёрской миниатюры, по-прежнему выпускающий знаменитые на весь мир чернолаковые шкатулки. Но и с этими шкатулками все непросто.
Когда государственный контроль качества продукции был ликвидирован, росписью шкатулок занялись все кому не лень. Но производство подлинной, а не поддельной "мстёры" - процесс длительный, кропотливый и технологически сложный. Достаточно сказать, что изготовление самой коробочки из папье-маше занимает 2 - 3 месяца. За это время изделие из картона, мела, клея превращается в легкую и практически вечную шкатулку. Потом ее надо долго шлифовать, грунтовать, лакировать и расписывать. На все это уходит около года.
Поэтому настоящие мстёрские шкатулки дешевыми быть не могут. Но у кустарей-надомников, естественно, появляется соблазн все упростить и удешевить. Заменить, например, шкатулку из папье-маше на жестяную или деревянную, сэкономить на лаках и красках, роспись вести по готовым шаблонам.
Вот такую халтуру "под мстёру" сегодня можно очень дешево купить даже в московских подземных переходах. Из села мастеров ее, говорят, вывозят мешками, но искусствоведы сегодня все чаще ставят вопрос о возрождении настоящей мстёрской лаковой миниатюры, о возвращении к традициям знаменитого промысла.
Рынок оказался переполненным подделками, спрос упал, да и сама слава этой жемчужины Владимирской земли сильно потускнела. Чтобы как-то выжить, мстёрским шкатулочникам приходится трудиться с утра до ночи. Тут уж не до искусства. А доход копеечный. И налоги с этого "бизнеса" никто, как правило, не платит, что в первую очередь сказывается на благоустройстве и внешнем виде поселка.
Можно ли было поставить его на легальную основу с необходимыми отчислениями в поселковый бюджет? Местная власть считает, что если заставить людей еще и налоги платить, они "просто вымрут". Проблема эта, кстати сказать, не только мстёрская, но и других центров традиционных народных промыслов - Палеха, Федоскина, Хохломы...
Все мстерские промыслы - вышивка, ювелирное дело и, конечно, иконопись - зародились в Богоявленском монастыре, известном с XVII века. Монастырь этот сейчас приведен в порядок, отреставрирован. От его мощных стен так и веет покоем и вечностью - впечатление, если смотреть с противоположного берега реки, незабываемое. Но перейдешь мостик и увидишь совсем иное - разбитые дороги, руины других памятников архитектуры, которых в поселке немало. Мстера ветшает и, похоже, все больше приходит в упадок.
Источник: газета "Гудок" 7 апреля 2005 года
|