Категории каталога
Праздники во Мстёре [3]
Мстёрский быт [5]
Исчезнувшие деревни [7]
Из жизни Мстёры [10]
Поэзия [1]
Жизнь вокруг Мстёры [6]
О жителях Мстёры [56]
Страницы истории [22]
Искусство Мстёры [22]
Церковная жизнь Мстёры [16]
Стихи А.Р. Гауна [10]
Стихи В.Б.Вифлеемского [14]
Стихи В.А.Курчаткина [2]
Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
Главная » Статьи » Исчезнувшие деревни

Погост костинского угла
В небольшом обзоре  хоте­лось бы читателям «Маяка» сообщить  следующее:  за 1950—1990 годы на террито­рии Вязниковского района  ут­рачено 110 деревень, две пу­стыни: Борисоглебская малоудольский  регион и Серапионова — козловский, два села:   Акиншино, Спас-Ива­ново — барско-татаровский регион,четыре поселка: Вербец, Колотилово, Победа, Хлопово — малоудольская сторона, десять погостов: Во­скресенский — Галкинский сельсовет, Дебри, Ильин­ский — Осинковский, Городищи — Буторлинский, Сергиево-Пуза —Большевысоковский,  Спас-Преображенский — Илевниковский, Савария — Сарыевский, Индрус — Сергиево-Горский,Левинский — Шатневский, Кинешемский — Козловский сельсовет. Погост — небольшое селе­ние с церковью  и кладби­щем. В Вязниковском  районе  среди  немногих  сохранился  Архидиаконский —  нынешняя часть деревни Налескино с деревянной  Казанской  церковью, находящейся, кстати, в  аварийном состоянии.
 
На фото: Ильинский погост. Кладбище. Надгробие Евдокимову Василию (1893 - сер. 1890-х гг.). 11 июня 2007 г. Фото В.В.Борисова.

О судьбе всех погостов рассказать сейчас, есте­ственно, невозможно. Посе­му, думается, можно расс­мотреть в подробностях хотя бы один. Выбор пал на Ильинский. Для описания воспользуемся двумя книга­ми: Описание церквей и при­ходов Владимирской епархии 1897 года и Владимирский округ   Ивановской про­мышленной области — 1929 год. Из первой узнаем, что погост Ильинский распола­гался на реке Таре в 25 вер­стах от уездного города Вязники и в 90 верстах от губернского города Влади­мира. В патриарших окладных  книгах под 1628 го­дом отмечено: «церковь Св. пророка Ильи в Костинском  углу монастырь особняк». Когда и кем он основан ,до какого времени существовал, сведений нет.

По писцовым  книгам Ярополческой волости 1637-1647 годов значится уже Ильинский   погост,  а в  нем пять дворов непашенных  бобылей.

По книгам 1653 года при погостовской церкви имеются дворы попа, пономаря, просвирницы, церковных бобылей три дво­ра да в приходе шесть дво­ров помещиковых,101 двор крестьянских и пять дворов бобыльских; пашни церковной середние земли по шесть четвертей в поле, сена на Милковской луке на реке Клязьме пять копен.

Были ли какие перестрой­ки церкви в XVII — XVIII  веке сведений не сохранилось.

В 1826-1829 годах вместо дотоле бывшей деревянной церкви на погосте выстроен каменный храм. Престолов было два: во имя святого пророка Ильи и Корсунской иконы Божьей матери. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными  книгами снабжена церковь была достаточно.

Служили на погосте свя­щенник и псаломщик. На их содержание в год тратилось 2700 рублей от служб и требоисправлений. Дом у свя­щенника — церковный, у пса­ломщика — собственный.

Земли при церкви по пла­ну генерального межевания: 2  десятины 600 саженей, сенокоса — 9 десятин 1,6 са­жени, пахотной — 98, десятин 1,546 сажени — две трети из нее поросло лесом. Лесу строевого и дровяного насчи­тывалось 59 десятин 1,230 са­жени, а всего 170 десятин 236 саженей. Кроме того, господином Солярским по­жертвовано церкви 50 деся­тин земли — из них 31 деся­тина леса Наконец, приходу пополам с церковью при­надлежали пять десятин сенокосов на Клязьме.

Приход состоял из дере­вень Федорково — вблизи церкви, Губино — две версты от нее, Демаково— три,Костино (то же Костенево) — три версты, Круглово, Высо­ково, Долгово —по четыре, Черноморье — пять.Жары и Коробы — по шесть верст.В 1888 году на погосте открылась церковно-приходская школа, а уже в следую­щем году ее перевезли в Долгово по той причине, что детворе далеко было ходить на погост.

В советский период исто­рия погоста и его приходских деревень сложилась следую­щим образом. В 1926 году на Ильинском погосте насчиты­валось пять дворов и 17 жи­телей, а вошел он в 1930-1940 годах в состав Осинковского сельсовета. В этом же сельсовете значится деревня Федорково. В ней в то время имелось одиннадцать дворов и 55 жителей,а в 30-х годах (названные годы соответству­ют всем перечисляемым да­лее деревням) здесь, органи­зовался колхоз «Новая жизнь». «Трудовик» — так назван был колхоз в деревне Губино с ее десятью дворами и 47 жителями, но она уже вошла в состав Сарыевского сельсовета. В нем же значи­лись деревни: Демаково с девятью дворами и 51 жите­лем,Костино (Костенево) тринадцать дворов и 67 жителей, в 30-х годах колхоз «Красный пахарь»; Кругло­во — девять дворов и 29 жи­телей; Высоково — три­надцать дворов и 70 жителей, колхоз «Красная горка; Долгово— 35 дворов и 145 жителей, колхоз «Заря социализма»; Черноморье — 18 дворов и 102 жителя, колхоз «Дружба» — уже относится к Мстерскому сельсовету, в нем значатся Жары — семь дворов и 39 жителей, колхоз им. Вороши­лова и Коробы — во­семнадцать дворов и 102 жителя,колхоз «Красный пахарь».

Жители деревень, в кото­рых не было колхозов, труди­лись в соседних. Например, погостовские работали в колхозе деревни Федорково. Многим из перечисленных деревень после войны, осо­бенно в годы укрупнения хозяйств, не повезло. Исчезнувшими считаются сам погост с церковью, Федорково, Губино, Демаково, Кости­но (Костенево), Круглово, Коробы. В Долгове в 1985 го­ду еще оставалось два двора и два жителя, в Высокове — соответственно — две­надцать и пятнадцать, в основном пенсионеры. В Черноморье сохранилось пятнадцать дворов, прожива­ют 36 жителей, в Жарах — семь и девять.

Какие-либо заключения о судьбе исчезнувших селений, по-моему, излишни:зачем вспоминать старое. Давайте лучше посмотрим в будущее. Смогут ли они возродиться через пять, десять, пятнадцать лет? Кое-какие проблески  на  это  имеются. Очень  многое  зависит от сельских Советов, их исполкомов. Хотелось, чтобы их работники, депутаты чаще выступали в газетах «Маяк», «Призыв»,писали о  своих проблемах.  Желательно  видеть  такие  материалы: кто в чем нуждается, о тех же пустующих гнездах изб, которые можно застроить желающими жить на селе. Только общими  усилиями как-то  можно решить проблему. В  последние год-два заметно активизировались общины верующих. Есть немало примеров и в нашей  области, когда почти  полуразрушенные храмы с баланса сельсоветов  передаются епархии. 

Процедура здесь не обременительна. По просьбе некоторых  верующих с.Станки сообщаю, что нужно чтобы Успенскую церковь  передать им (епархии). Во-первых, арендатору, коим является совхоз  им. Парижской коммуны, освободить церковь.   Второе, организовать сход граждан,  чтобы узаконить религиозную общину и восстановить храм. На сходе должен быть представитель райсовета, которо­му вручается соответствующее заявление за подписью десяти верующих. Предстоит еще составить устав религиозного  общества, зарегистрировать  его  в  юридическое отделе облисполкома, избрать приходской  совет и ревизионную  комиссию, пригласить священника. Во  многих селах  области уже открыты богослужения, хотя сами храмы в полуразрушенном состоянии. Собираются деньги с верующих на восстановление. Через это придется  пройти  не  только станковцам, но и жителям других сел, в которых сохранились церкви. Восстановительные же работы ведутся теперь только самими верующими, на их добровольные пожертвования.

Н. ПОМЕРАНЦЕВ, член областного отделения ВООПИиК, краевед.

Газета "Маяк",1991 г.

Категория: Исчезнувшие деревни | Дата: 03.03.2010 | Автор: Н. Померанцев
Просмотров: 3961 | Рейтинг: 5.0/2 |

Копирование материалов с сайта разрешено только с письменного согласия автора или администратора!
Всего комментариев: 0
Четверг, 21.11.2024, 16:24
Форма входа
Поиск по сайту
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница

Статистика сайта

Сейчас на сайте: 78
Гостей: 78
Пользователей: 0