В небольшом обзоре хотелось бы читателям «Маяка» сообщить следующее: за 1950—1990 годы на территории Вязниковского района утрачено 110 деревень, две пустыни: Борисоглебская малоудольский регион и Серапионова — козловский, два села: Акиншино, Спас-Иваново — барско-татаровский регион,четыре поселка: Вербец, Колотилово, Победа, Хлопово — малоудольская сторона, десять погостов: Воскресенский — Галкинский сельсовет, Дебри, Ильинский — Осинковский, Городищи — Буторлинский, Сергиево-Пуза —Большевысоковский, Спас-Преображенский — Илевниковский, Савария — Сарыевский, Индрус — Сергиево-Горский,Левинский — Шатневский, Кинешемский — Козловский сельсовет. Погост — небольшое селение с церковью и кладбищем. В Вязниковском районе среди немногих сохранился Архидиаконский — нынешняя часть деревни Налескино с деревянной Казанской церковью, находящейся, кстати, в аварийном состоянии.
На фото: Ильинский погост. Кладбище. Надгробие Евдокимову Василию (1893 - сер. 1890-х гг.). 11 июня 2007 г. Фото В.В.Борисова.
О судьбе всех погостов рассказать сейчас, естественно, невозможно. Посему, думается, можно рассмотреть в подробностях хотя бы один. Выбор пал на Ильинский. Для описания воспользуемся двумя книгами: Описание церквей и приходов Владимирской епархии 1897 года и Владимирский округ Ивановской промышленной области — 1929 год. Из первой узнаем, что погост Ильинский располагался на реке Таре в 25 верстах от уездного города Вязники и в 90 верстах от губернского города Владимира. В патриарших окладных книгах под 1628 годом отмечено: «церковь Св. пророка Ильи в Костинском углу монастырь особняк». Когда и кем он основан ,до какого времени существовал, сведений нет.
По писцовым книгам Ярополческой волости 1637-1647 годов значится уже Ильинский погост, а в нем пять дворов непашенных бобылей.
По книгам 1653 года при погостовской церкви имеются дворы попа, пономаря, просвирницы, церковных бобылей три двора да в приходе шесть дворов помещиковых,101 двор крестьянских и пять дворов бобыльских; пашни церковной середние земли по шесть четвертей в поле, сена на Милковской луке на реке Клязьме пять копен.
Были ли какие перестройки церкви в XVII — XVIII веке сведений не сохранилось.
В 1826-1829 годах вместо дотоле бывшей деревянной церкви на погосте выстроен каменный храм. Престолов было два: во имя святого пророка Ильи и Корсунской иконы Божьей матери. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами снабжена церковь была достаточно.
Служили на погосте священник и псаломщик. На их содержание в год тратилось 2700 рублей от служб и требоисправлений. Дом у священника — церковный, у псаломщика — собственный.
Земли при церкви по плану генерального межевания: 2 десятины 600 саженей, сенокоса — 9 десятин 1,6 сажени, пахотной — 98, десятин 1,546 сажени — две трети из нее поросло лесом. Лесу строевого и дровяного насчитывалось 59 десятин 1,230 сажени, а всего 170 десятин 236 саженей. Кроме того, господином Солярским пожертвовано церкви 50 десятин земли — из них 31 десятина леса Наконец, приходу пополам с церковью принадлежали пять десятин сенокосов на Клязьме.
Приход состоял из деревень Федорково — вблизи церкви, Губино — две версты от нее, Демаково— три,Костино (то же Костенево) — три версты, Круглово, Высоково, Долгово —по четыре, Черноморье — пять.Жары и Коробы — по шесть верст.В 1888 году на погосте открылась церковно-приходская школа, а уже в следующем году ее перевезли в Долгово по той причине, что детворе далеко было ходить на погост.
В советский период история погоста и его приходских деревень сложилась следующим образом. В 1926 году на Ильинском погосте насчитывалось пять дворов и 17 жителей, а вошел он в 1930-1940 годах в состав Осинковского сельсовета. В этом же сельсовете значится деревня Федорково. В ней в то время имелось одиннадцать дворов и 55 жителей,а в 30-х годах (названные годы соответствуют всем перечисляемым далее деревням) здесь, организовался колхоз «Новая жизнь». «Трудовик» — так назван был колхоз в деревне Губино с ее десятью дворами и 47 жителями, но она уже вошла в состав Сарыевского сельсовета. В нем же значились деревни: Демаково с девятью дворами и 51 жителем,Костино (Костенево) тринадцать дворов и 67 жителей, в 30-х годах колхоз «Красный пахарь»; Круглово — девять дворов и 29 жителей; Высоково — тринадцать дворов и 70 жителей, колхоз «Красная горка; Долгово— 35 дворов и 145 жителей, колхоз «Заря социализма»; Черноморье — 18 дворов и 102 жителя, колхоз «Дружба» — уже относится к Мстерскому сельсовету, в нем значатся Жары — семь дворов и 39 жителей, колхоз им. Ворошилова и Коробы — восемнадцать дворов и 102 жителя,колхоз «Красный пахарь».
Жители деревень, в которых не было колхозов, трудились в соседних. Например, погостовские работали в колхозе деревни Федорково. Многим из перечисленных деревень после войны, особенно в годы укрупнения хозяйств, не повезло. Исчезнувшими считаются сам погост с церковью, Федорково, Губино, Демаково, Костино (Костенево), Круглово, Коробы. В Долгове в 1985 году еще оставалось два двора и два жителя, в Высокове — соответственно — двенадцать и пятнадцать, в основном пенсионеры. В Черноморье сохранилось пятнадцать дворов, проживают 36 жителей, в Жарах — семь и девять.
Какие-либо заключения о судьбе исчезнувших селений, по-моему, излишни:зачем вспоминать старое. Давайте лучше посмотрим в будущее. Смогут ли они возродиться через пять, десять, пятнадцать лет? Кое-какие проблески на это имеются. Очень многое зависит от сельских Советов, их исполкомов. Хотелось, чтобы их работники, депутаты чаще выступали в газетах «Маяк», «Призыв»,писали о своих проблемах. Желательно видеть такие материалы: кто в чем нуждается, о тех же пустующих гнездах изб, которые можно застроить желающими жить на селе. Только общими усилиями как-то можно решить проблему. В последние год-два заметно активизировались общины верующих. Есть немало примеров и в нашей области, когда почти полуразрушенные храмы с баланса сельсоветов передаются епархии.
Процедура здесь не обременительна. По просьбе некоторых верующих с.Станки сообщаю, что нужно чтобы Успенскую церковь передать им (епархии). Во-первых, арендатору, коим является совхоз им. Парижской коммуны, освободить церковь. Второе, организовать сход граждан, чтобы узаконить религиозную общину и восстановить храм. На сходе должен быть представитель райсовета, которому вручается соответствующее заявление за подписью десяти верующих. Предстоит еще составить устав религиозного общества, зарегистрировать его в юридическое отделе облисполкома, избрать приходской совет и ревизионную комиссию, пригласить священника. Во многих селах области уже открыты богослужения, хотя сами храмы в полуразрушенном состоянии. Собираются деньги с верующих на восстановление. Через это придется пройти не только станковцам, но и жителям других сел, в которых сохранились церкви. Восстановительные же работы ведутся теперь только самими верующими, на их добровольные пожертвования.
Н. ПОМЕРАНЦЕВ, член областного отделения ВООПИиК, краевед.
Газета "Маяк",1991 г. |