Давненько не проходил я той стороной, а потому, может, кто и встретится сегодня в Акиншине. В середине же восьмидесятых уголок тот был нежилым. Помнятся лениво плывшие по небу летние облака, предвещающие устойчивость сенокосных дней. Травы вымахали до пояса, косить бы пора, а в Акиншине — ни души. От бывшего села тянуло, скукой и запустением. Одиноко лишь стояла Казанская церковка с облезлыми стенами да обшарпанными проемами оконных глазниц. Храм, казалось, терзался от безысходности. Чудилось, что вроде слышу его мольбу о том, что где, мол, вы люди добрые, вертайтесь-ка на свою малую родину. Но кто мог услышать храмовый зов, если все давно поустроились на житье во Мстёре, Вязниках, в иных местах?
На фото: Акиншино. Казанская церковь. 2 июля 1992 г. Фото В.В.Борисова.
Так что же с тобой случилось Акиншино? За какие такие грехи выпала тебе доля не лучшая? Даже в выборе места не просчитались предки, устроившись на левом берегу Тары. Помнишь, в начале семнадцатого столетия «в Стародуборяполовском стане, в вотчине князя Ромодановского» сельцом еще значилось, пустоши обжило Алтарскую да Теренинскую? Росло ты тогда подворьем своим, жило, трудилось в поте лица. Вотченник хоть и крут характером, да был справедлив, а главное — благо набожным. Добился Иван Иванович Ромодановский позволенья духовного и церковку деревянную возвели во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Более ста лет простояла та церковка и лишней никому не была. Но пришел срок, и за ветхость в 1729 году разобрали церковку ту, а новую из дуба одноглавую возвели. Вторая церковь простояла двести бы лет, но село уж было богатое и вроде бы не пристойно храм деревянный иметь, когда по всей округе каменное сооружение церквей началось. Строительство каменной церкви началось в 1816 году, а закончилось по одним сведениям в 1818, по другим — 1821 году. В 1863 году каменную ограду вокруг храма поставили.
Малиновым звоном разливался над Тарой акиншинский колокол. Приходские деревни — рядышком. Зубариха и Черноморье в одной версте. На версту поодаль — Городок, Медведево, Носково. За три с половиной версты ходили в акиншинский храм из Семыни. В трех верстах — Яблонцы и Свиново. Самой дальней приходской деревней была Лосье — 4 версты.
Село и окрестные деревни в девятнадцатом веке считались «владельческими». В Акиншине находилось вотчинное правление. После Ромодановских, как явствует из книги «Описание церквей и приходов» 1896г., хозяевами села в разное время были: княгиня Ульяна Одоевская, П.К.Салтыков, князь Куракин, Д.П.Приклонский. В 1890-х годах Акиншиным владел Н.А. Жеребцов.
В истории села Акиншино в 1843 году отмечено открытие народной школы. Обучалась в ней сельская детвора, до 90 человек ежегодно. И такое неудивительно. Деревни были тогда многолюдными. Вот какими они описаны в монографии священника К.Веселовского «Летопись села Акиншино Вязниковского уезда» в газете «Владимирские губернские ведомости», 1877 год, №31, часть неофициальная: Акиншино — село, 32 двора, 198 жителей, Зубариха — деревня, 14 дворов, 95 жителей, Городок — 7 дворов, 37 жителей и т.д.
Село Акиншино автором монографии запечатлено «на левом берегу реки Тары...,на восточном краю возвышенности, постепенно склоняющейся со всеми пристройками села к реке. Село окружали: с юго-востока — Тара, северо-востока — Ивановский овраг, названный так за соседство с селом Иваново-Спасским.
Крестьяне округи хлебопашествовали. Правда, земли подзолистые, неплодородные, с урожаями туговато складывалось в каждом году, но выходили из положения.Доходным считалось офенство здесь. Офени — разъездной, удалой народ, владели даже своим разговорным офенским языком.
В семьях офенями становились старшие братья, сестры, явившие нам образы «доброго молодца», «красной девицы». Жизнь офеней была трудной, сопрягалась порой с риском, опасностями. Торгуя товаром, оказывались на Урале, в Сибири. В поисках рынка сбыта по приличной цене проезжали на подводах тысячи верст. Изначально же будущий коробейник заключал договор с лавочником или купцом, кустарем или иконописцем, забирая товар по цене, которую предлагал поставщик. Поставщик и офеням отдавал товар самый залежалый, неходовой. Допустим, лавочник отдает офене товара на сто рублей серебром, и офеня после распродажи должен эту сумму лавочнику вернуть. А что продаст дороже — все становилось прибылью коробейника. Если товар продан и с поставщиком произведен полный расчет, то получал деньгами вознаграждение и новую партию товара.
По данным «Памятной книжки» 1885 года только в одной Мстерской волости офеней насчитывалось под тысячи. Были они в приходских деревнях села Акиншино. Например, в Зубарихе на 122 жителя приходилось 30 офеней, в Яблонцах на 195 жителей — 25 офеней и так далее.
Традиционный промысел офенство прервался после 1917 года. В коллективизацию подворья офеней попали под раскулачивание. В госархиве Владимирской области обнаружились секретные документы Вязниковского РИКа 1929-1930 годов, разосланные в свое время по сельсоветам как проводить раскулачивание. И пошли тогда по деревням коллективизационная круговерть. Большевики, Советская власть остались глухи к мольбам раскулачиваемых, что они все имущество наживали честным трудом. Отбирались лошади, скот, зерно, картофель, деньги, строения, ценности. Оставлялось только то, что на хозяине. Правда, тулупы тоже отбирали, как роскошь.
Вся территория Мстёрской волости на момент коллективизации была разделена по сельсоветам. Согласно переписи населения 1926 года раскулачивались те крестьянские подворья по деревням, которые попали в графу «прочие». Бывший акиншинский приход стал выглядеть теперь, другим образом. В селе Акиншино число крестьянских и прочих дворов насчитывало соответственно 26 и 5 дворов, население 123 человека, деревня Медведево 11 крестьянских дворов и 40 человек, деревни Лосье—10 крестьянских дворов и 59 жителей и так далее. В числе раскулаченных оказались священнослужители села Акиншино, офени.
Коллективизация, по докладам из сельсоветов, прошла успешно. В деревнях пошла колхозная жизнь. В селе Акиньшино колхоз назывался «Трудовик»,в деревне Зубариха — имени М.Горького, в Медведеве — 15 лет Октября, в Свинове — имени Сталина... За два десятилетия существования колхозов хозяйства пришли в yпадок, как и сами деревни. С начала 50-х годов начался массовый отход крестьян в города.
Из всех акиншинских деревень чудом сохранилось Черноморье и то благодаря близости к деревне Раменье — отделения совхоза «Мстёрский».
Причин колхозного упадка достаточно.И нет нужды о них говорить. Сейчас задача стоит другого плана —как восстановить деревни опять, хотя бы частично.Предпосылки для этого уже есть. Замечено, когда тяжело в городе с продовольствием горожане тянутся к сельской местности. И всё может стать, что село Акиншино с его деревнями скоро задымится трубами изб.
Н.Померанцев, краевед.
Газета "Маяк",1994 г.
|