После Октябрьской революции 1917 года большевики, захватившие власть в России, начинают жестокую борьбу со всеми, неугодными им, со всеми, кто думал не так, как они. Неугодной большевикам была и Русская Православная Церковь. Начались аресты и расстрелы священнослужителей, закрытие монастырей и церквей.
На фото: Мстёра.Владимирская церковь. Кон. 1970-х гг. Фото Володара Дмитриевича Арканова.
В слободе Мстёре в начале XX века было пять храмов. Это православные: Богоявленский собор, Владимирская и Иоанна Милостивого церкви, и единоверческие: Троицкая и Никольская церкви. Все они после революции были закрыты для верующих. Неожиданным теплом в государственно-церковных отношениях повеяло во второй год Великой Отечественной войны. Газета «Известия» 5 сентября 1943 года сообщила: «4 сентября сего года у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР товарища И.В.Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины, Киевским и Галицким митрополитом Николаем...». Подробности почти двухчасовой встречи были опущены. Они сохранились в архивном деле.
В беседе с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем Сталин был любезен и доброжелателен. Он разрешает созыв архиерейского собора для избрания Священного Синода и патриарха, открытие богословских курсов и церквей для верующих, издание журнала Московской патриархии и другое. Откуда такая доброта и милость после стольких лет гонений? В статье «Тайная вечеря» О. Васильева и П. Кнышевский («Литературная Россия», 1991, N 39) объясняют это тем, что, во-первых, не замечать патриотические действия Церкви в годы войны правительство уже не могло, а запрещать их было делом бессмысленным. Во-вторых, Гитлер бросил вызов Сталину, делая ставки на допущенные Сталиным внутригосударственные просчеты, открывая на оккупированной немцами территории церкви. В-третьих, Сталин хотел создать центр международного православия в Москве, всецело подвластный ему. Для этого в 1943 году образован Совет по делам Русской Православной Церкви. Церковь оказалась под жестким контролем Сталина.
8 сентября 1943 года после восемнадцатилетнего перерыва избран на архиерейском соборе патриарх Московский и Всея Руси. Патриархом стал митрополит Сергий (И.Н. Страгородский). В 1944 году вновь создана Владимирская епархия, которую возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим (С.Н. Фестинатов) (Альгатов И. «Вклад в победу Русской Церкви на Владимирской земле». - «Соборная площадь» (приложение к «Новой вечерке») , 1995, N 3).
28 ноября 1943 года Совнарком СССР принял постановление N 1325 «О порядке открытия церквей» и предоставил на этот счет значительные права верующим и соответствующие полномочия местным органам власти и Совету по делам Русской Православной Церии.Но в жизни все было по иному. Церкви открывали только по разрешению правительства. За 1944-45 роды в Совет поступило 5770 заявлений об открытии церквей, а было удовлетворено только 414 ходатайств (Васильева О., Кнышевский П. «Тайная вечеря». - «Литературная Россия», 1991, N39).
Эти события в стране повлияли на жизнь во Мстёре. Сохранились записи члена приходского (церковного) совета при Владимирской церкви Ивана Андреевича Андрющина (1881-1966), написанные в конце 1940-50-х годов. Из них видно, что группа верующих, в большинстве своем женщины, в начале 1945 года возбуждают ходатайство перед архиепископом Владимирским и Суздальским Онисимом об открытии храма для богослужения во Мстёре. Разрешение на открытие было получено. Заключен договор с местной властью на пользование церковью Владимирской Божией Матери. На восстановление храма членами приходского совета был произведен разовый сбор средств среди жителей Мстёры и окрестных деревень. Верующие обращаются к священнику отцу Иоанну Глазкову, проживающему в то время в селе Шустове, с просьбой совершать богослужения во мстёрском храме. Отец Иоанн дает свое согласие и становится настоятелем Владимирской церкви. Старостой при храме выбрали Анну Тимофеевну Овчинникову.
В таких условиях была вновь открыта для верующих церковь Владимирской Божией Матери, в которой по сей день совершаются богослужения и православные обряды.
В. Борисов (п. Мстёра)
"Новая вязниковская газета" №17,1997 год |