Описания и первые упоминания о Мстёре относятся к началу XVII века. В 1628 году в слободе существовало два монастыря: мужской во имя Богоявления Господня, а рядом, севернее мужского, женский во имя Иоанна Милостивого. Время возникновения монастырей пока неизвестно. На их территории первоначально располагались деревянные церкви. Можно полагать, что ограды и башни монастырей и другие постройки также были деревянными. Архитектурный облик мужского монастыря формировали церкви Богоявленская, Иоанна Предтечи, Владимирская, колокольня на пять колоколов. Монастырь был ограждён деревянным забором. Комплекс женского монастыря составляли церкви Иоанна Милостивого и Филиппа Митрополита, а также колокольня с оградой.
На фото: Богоявленский монастырь. фото 2009 г.
Об архитектуре первоначальных сооружений мы не имеем никаких сведений. Со временем слобода расширялась, и облик её изменялся. На смену деревянной застройке пришли каменные сооружения. Так, деревянные церкви в мужском и женском монастырях в последствии были обречены на слом и замену их на каменные.
В 1683 году князья Фёдор, Андрей и Михаил Григорьевичи Ромодановские обратились за разрешением к суздальскому митрополиту Иллариону построить новую церковь. В храмозданной грамоте суздальского митрополита отмечалось: «И обещались они (братья - князья Ромодановские) построить новую каменную церковь во имя Богоявления один престол на старом церковном месте...» Далее митрополит оговаривает канонические условия строительства: новый храм должен быть построен в традициях древних храмов Владимира XII - XIII веков, предусмотреть три входные двери, алтарь круглый, перед алтарём три ступени. Строительство Богоявленского храма было завершено в 1687 году.
В храме князья устроили для себя усыпальницу. К 1844 году «в сей Богоявленской церкви, погребены тела из фамилии Ромодановских, над коими поставлены каменные памятники числом 15, покрытые дорогими сукнами с нашитыми большими крестами среброгазовыми».
Зодчие, опираясь на богатый опыт древних горододельцев, унаследовали некоторые приёмы древнерусской архитектуры и создали простыми средствами неповторимый и на редкость удачный по пропорциям образ. Много кровли, ярусы арочных поясов, карнизы придают объему легкость, а венчающие его главки - изящность и живость силуэта. Западный вход подчеркнут стройной колоннадой, северный и южный - овальными, сферическими формами.
В северо-западной части монастыря расположена тёплая каменная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Точное время её создания неизвестно. Основание церкви можно отнести к XV - XVI векам по признакам архитектурных элементов, а также по устройству каменной кладки, которая состоит из крупных кирпичей и стен с толстыми дубовыми связями.
Церковь по размерам небольшая с четырёхскатной кровлей. Главка имеет луковичную форму, покрыта черепицей зелёного цвета. Гармоничное сочетание простых по форме объёмов, предельно скромное использование декоративных элементов на фасадах сооружения подтверждает мнение, что в памятнике использованы древние традиции русского зодчества. Это позволяет отнести Владимирскую церковь к разряду уникальных архитектурных сооружений.
Храмовым праздником являлось Богоявление Господне, 6 января (по старому стилю). Он отмечался с особым торжеством, проходила ярмарка. Во Владимирской церкви 21 мая (по старому стилю) - храмовый праздник - Сретение, также установлена ярмарка и крестный ход.
В архитектурный ансамбль монастыря входит колокольня, расположенная по оси западного входа в Богоявленский храм. Первоначально она была шатровой (время построения неизвестно). В середине XIX века на её месте воздвигнута новая, которая сохранилась до наших дней. Колокольня представляет собой вытянутый вверх четырёхгранный столб с едва заметным переходом ярусов и членится крупными арками, что придает ей строгость и лёгкость. Венчающая часть состоит из купола и взметнувшегося над ним высокого шпиля. Внизу устроены главные ворота. По обе стороны от ворот располагаются пристройки с небольшими башенками и высокими шпилями, которые дополнительно обогащают силуэт колокольни. Приёмы композиции, использованные при её строительстве, встречаются довольно редко и представляют большую ценность.
Архитектурную композицию завершает каменная монастырская ограда, украшенная башенками. В юго-восточной части ограды устроены ещё одни ворота - водяные. Через них осуществлялась связь с рекой Мстёркой.
В 1764 году монастыри были упразднены и церкви стали приходскими.
Особую страницу в истории монастырского ансамбля открывает XIX век, когда при Богоявленском храме 14 октября 1864 года по инициативе И. А. Голышева было создано Богоявленское православное братство. «Владимирские губернские ведомости», а также «Владимирские епархиальные ведомости» на своих страницах регулярно информируют о деятельности братства:
1) «25 мая 1869 года заложен придел к тёплому храму во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского», там же читаем, что «придел заложен на средства вязниковского купца первой гильдии мануфактур-советника Осипа Осиповича Сенькова».
2) «6 ноября (1887 г.) в честь 200-летия освящения Богоявленского храма устроена часовня».
3) Приобретена хоругвь с изображением Александра Невского. «30 августа внесена в церковь, носится в крестных ходах».
4) «В слободе Мстёре 22 июня 1867 года открыто женское училище, а 11 декабря - мужское. В училищах преподаванием занимается, окончивший курс семинарии, состоящий при братстве на архиерейских послушаниях Иван Успенский, а в рукодельном классе жена делопроизводителя Александра Кузьмича Голышева безвозмездно. В училище имеется детей мужского пола 55, женского 59, а всего 114 человек».
5) «Древний Богоявленский храм, созданный в 1683 г. находился со времени его основания не украшенным стенописанием. Вновь избранный после смерти А. К. Голышева И. В. Зайцев церковным старостой в конце 1880 г. приложил особые заботы по украшению храма. ...Им были приглашены мастера: живописцы села Боголюбова - Шорохов, села Палех - Сафонов, деревни Маланьина - крестьянин В. А. Салабанов, бывший мастером у Сафонова, затем в Троице-Сергиевой Лавре, работы его пользовались известностью. Сафонов назначил цену - 3500 р., ему предложено 2500, но Салабанов взялся за 1850 р. с прибавлением за особую работу в окнах 100 р., да в награду за добросовестное исполнение 100 р. ...Окончил работы в одно лето, ... вся работа произведена усердно и так хорошо, что лучшего и желать нечего».
Неутомимый исследователь, краевед - И. А. Голышев в 1865 году издаёт книгу «Богоявленская слобода Мстёра», где самым подробным образом описывает постройки монастыря, церковную утварь; а в 1870 году вышел в свет иллюстрированный альбом «Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре», демонстрирующий внешний и внутренний вид храма, церковную утварь. Таким образом, можно сделать вывод, что в XIX веке монастырю уделяется особое внимание: возводятся новые постройки, составляется и публикуется его подробное описание. Монастырь являлся центром духовной жизни мстерян, а так же культурным центром.
В XX веке, после Октябрьской революции, резко изменилось отношение к церкви и религии. Печальна судьба Богоявленского монастыря. Его главный храм и Владимирская церковь были закрыты. В 1923 году Богоявленский храм превращен в музей церковной старины. В 1928 году музей получил статус краеведческого, с колокольни сняли колокола, закрыли кладбище, 7 мая 1929 года вскрыты гробницы Ромодановских. Владимирская церковь являлась подсобным помещением музея, лишь в 1945 году по просьбе мстерян было возобновлено богослужение. Краеведческий музей закрыли в 1954 году, а ценные экспонаты пополнили фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1959 году опустевшее здание сдано в аренду Мстёрскому сельпо под склад муки и 40 лет служило хранилищем.
Столетиями мстеряне создавали и берегли свою святыню. Красота храмов, звон колоколов наполняли души людей радостью, любовью, доброй верой в будущее. Поколениям XX века хватило лишь нескольких десятилетий, чтоб превратить жемчужину Мстёры в руины!
Начавшаяся в 80-е годы перестройка постепенно меняла сознание людей. От разрушения делаются первые робкие шаги к созиданию. По решению Мстёрского поселкового Совета в 1989 году монастырь возвращён епархии.
24 сентября 1999 года в день празднования памяти преподобного Силуана Афонского по благословению Архиепископа Евлогия благочинному Гороховецкого монастыря иеромонаху Илие было дано послушание на открытие Богоявленского монастыря. 1 ноября прихожанам объявлено о начале его функционирования. В начале оформилась община из 4 насельников, которые ютились в арендованном частном доме на улице Дзержинского. Только к апрелю 2000 года братия перешла на жительство в стены монастыря.
После реставрации внутренних помещений колокольни приобретены были колокола в количестве 7 штук. 19 августа 2000 года их мелодичные звуки возвестили мстерянам о начале службы. Позднее специалистами из Москвы установлены колокола: 1 большой и 5 малых. Первый удар в большой колокол был сделан жертвователем на звонницу Владимиром Бычковым и настоятелем монастыря игуменом Илией 15 апреля 2001г.
Летом 2001 года успешно прошла реставрация часовни. Художники Мстёры - Андрей Георгиевич Грачев, Пётр Фёдорович Заец и Владимир Анатольевич Лебедев оформили стены и потолок сюжетами, посвященными жизненному пути и деяниям Александра Невского. 12 сентября 2002 года состоялось торжественное открытие часовни. На службу прибыл Архиепископ Евлогий.
Так постепенно монастырь вновь поднимается из руин!
Альманах Вязниковского офени. Выпуск №9
Использованная литература:
1. Брылёв В. Ф. Формирование архитектурных доминант в облике Мстёры. - «Памятники истории и культуры». Ярославль, 1988.
2. Владимирские губернские ведомости. № 17, 1884 г.; № 26, 1868 г.; № 37, 1868 г.; № 23, 1869 г.; № 3, 1874 г.; № 22, 1875 г.;№ 15, 1876 г.; №47, 1881 г.; № 48, 1887 г.
3. Владимирские епархиальные ведомости. № 3, 1865 г.; № 23, 1865 г.; №№ 6, 7, 9, 10, 1868 г.
4. Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстёра. Владимир, 1865.
5. Мстёрский край. Сборник краеведческих материалов. Владимир, 1929.
6. Памятники истории и культуры Владимирской области. Владимир, 1986. |