Яичная темпера вынесла на себе и лики святых, и лица членов Политбюро.В ВЫСТАВОЧНЫХ залах Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации открылась выставка «Шедевры Мстеры. Из прошлого в настоящее», посвященная юбилею Традиционного центра мстерской миниатюрной живописи. Целых три века Мстера писала иконы. После революции пришлось переквалифицироваться. Поначалу решили попробовать поработать с деревом. Сложилось, как по писаному. Шкатулки, ларцы и матрешки сразу отправились за границу. Но транспортные перевозки всю коммерцию мстерцам на корню испортили. Тогда и решили мастера «встать» на папье-маше. Отправили своего ходока в Федоскино, чтобы поклонился пониже, но технологию перенял.
Художник Александр Брягин не раз вспоминал о тех тяжелейших для мстерцев годах становления. Дело требовалось спасать. И выживать. Тяжелее всего приходилось художникам в своей собственной артели, которая была организована вкупе со столярами. А они-то художников не баловали. Считали себя главными. Даже в коридор отсадили, лишили единственного окошка. Вот тогда-то художники решили отделиться от столяров и организовали учебу в Федоскине. Теперь столяры скребли в затылке. Ну а основным рисунком стал портрет. Непререкаемыми лидерами были, конечно же, руководители партии и государства, члены Политбюро. Но и среди лидеров были свои любимцы. Спрос был на Клима Ворошилова, Михаила Калинина, Семена Буденного. И отца всех народов Иосифа Сталина. А как же иначе? После Отечественной войны и особенно после осуждения культа личности портретный жанр слегка пожух. Хотя что же касается вождей – Ленина и Сталина, то писали их на шкатулках вплоть до 1960 года.
И спрос был хороший. Сейчас Мстера возвращается к истокам своим, то есть к иконам. Не оставляют своим вниманием и шкатулки. А еще есть монументальная живопись – панно. Одно я видела. Несмотря на то что тема библейская – сотворение мира, да и текст церковно-славянский применен в качестве декоративного ряда, смотрится жизнеутверждающе. Все дело тут в знании красок, в яичной темпере, как сказал мне художник Владислав Некосов.
Выставка работает до 10 октября. Адрес: Леонтьевский переулок, 7.
Газета «Вечерняя Москва» №172 (24950) от 19.09.2008 |