|
О Мстёре пишут
| |
romat81 | Дата: Суббота, 13.04.2013, 23:01 | Сообщение # 91 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Статус: Offline
| РЕДАКЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ СТАТЬИ ГЛЕБА ГЛИНКИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЕНИ ЧЕХОВА Нью-Йорк 1954
Д. СЕМЕНОВСКИЙ
М С Т Ё Р А (продолжение)
Специалисты-искусствоведы различали в живописи современной Мстеры два основных течения. Одно возглавляется А. И. Брагиным. Другое, идущее от традиций Новгородской и Строгановской иконы, — старейшим художником артели Николаем Прокофьевичем Клыковым. По разъезженным пыльным улицам идем к домику старого мастера.
Мстера — не деревня, не город. Трехоконные домишки перемежаются двухэтажными каменными хоромами с большими окнами и затейливыми архитектурными украшениями. Возле хором присели приземистые побеленные палатки с тяжелыми калачами замков на железных дверях, с частыми решетками в окнах. В хоромах до революции жили хозяева иконописных мастерских: Крестьяниновы, Гурьяновы, Фатьяновы, Тюмины. В палатках стояли прохладные, обросшие пылью «четвертные» с ягодными настойками, — обязательное угощение при сделках с тароватыми офенями, развозившими иконы по всем уголкам страны.
Как только устанавливался санный путь, офеня с иконами отправлялся торговать. Распродав иконы, офеня на обратном пути, накупал разных товаров, которые было выгодно продать во Мстере, и расплачивался ими вместо денег с хозяином-иконником. Товары отдавались, разумеется, с накидкой. Хозяин, в свою очередь, набавлял на них еще известный процент и расплачивался ими, вместо денег, с мастерами. Зачастую товар приходился мастеру дороже рыночного, но приходилось брать, так как расчет производился перед большими праздниками, и пред мастером вставала дилемма: или получай товаром, или оставайся без денег на праздники.
Во Мстере помнят привольную жизнь хозяев-иконников. Их добро охраняли свирепые цепные псы. От дорогой одежды, роскошной мебели, редкой посуды ломились хоромы и палатки. На масленице иконники щеголяли чистокровными рысаками, воздушными изящными санками. В Великий пост устраивали гусиные бои. Сводили двух отборных тренированных гусаков. Бились об заклад: который выйдет из боя победителем. Когда бойцы утомлялись, к ним для поддержания бранного пыла подпускали гусыню, и ее голос вливал в сражавшихся новые силы. На Пасхе гусиные турниры сменялись картежной игрой. По трое суток подряд без сна и отдыха способны были играть и пить мстерские иконные короли. А летом, по субботам, пользуясь здешней простотой нравов, после бани, в одном белье благодушествовали на лавочках под окнами хором, снисходительно кивая на низкие.
Подходила бедная вдова, униженно просила принять сына-мальчика в обучение. — Ладно, Петровна, приводи. Выучим поля крыть, олифить, грунтовать. Будет мастер.
Ученика брали на три-четыре года. Всё это время мальчуган употреблялся для услуг мастерам. Растирал краски, бегал за табаком. По истечении срока, на который был взят ученик, ему назначали жалованье: от 5 до 12 рублей в год. Только с этого момента он начинал работать.
Осенью, когда дни шли на убыль, хозяин устраивал для рабочих своей мастерской «засидки», — праздник, продолжавшийся иногда два-три дня, с вином, песнями, плясками. А после «засидок» иконный фабрикант начинал выжимать из мастеров выпитое и съеденное на праздниках. Мастера вставали на работу в 4 часа утра и гнули над иконами спины до 7 вечера.
Мстерские иконники — Дикаревы, Чириковы, Гурьяновы — держали в своих руках иконное дело всей страны, имели мастерские и магазины в Москве, брали подряды на реставрационные и живописные работы не только в России, но и за границей: в Австрии, Сербии, Болгарии.
Все это прошло.
Лучший мастер Мстеры, Н. П. Клыков, весь свой долгий век работал на хозяев и только под старость, когда пришла революция, узнал наслаждение свободным творчеством.
Живет он в небольшом деревянном доме среди зелени вишневых садов. Ему 75 лет, но он еще бодр, свеж и прекрасен красотой здоровой, деятельной старости.
У него — большой чистый лоб, совершенно белые волосы, голубые выцветшие глаза, еще настолько зоркие, что работы старого мастера поражают ювелирной отделкой своих мелчайших подробностей. Он работает жадно и много, словно торопясь полнее, ярче, сильнее выразить себя в краске и линии, словно желая вознаградить себя за годы подневольной работы на хозяев, сковывавшей в нем художника.
Для него труд — радость.
— Не могу сидеть без дела: тоска берет. Вот только мастерская плоха.
«Мастерская» помещается между печкой и перегородкой. На обыкновенном кухонном столе разложены кисточки, краски, разведенные на яичном желтке в ложках без ручек. — Думаю поправить заднюю. Тогда буду работать там...на- всем просторе...
Этот красивый старый человек — живое олицетворение победы человеческой воли и энергии над природой с ее жестокими законами увядания и смерти. Он описал свою жизнь в небольшой рукописи под заглавием: «Биография жизни Н. П. К.».
Николай Прокофьевич родился во Мегере, выучился мастерству у отца («отец мой — пролетариат, работал на разные мастерские»), а с 16 лет и сам пошел от хозяина к хозяину по мастерским Мстеры и Москвы. Позднее — преподавал в Строгановском училище живописи, а после революции вступил в мстерскую артель.
... «Дали мне несколько коробочек для росписи, я расписал, артели понравилось, — и я начал расписывать. С того времени и до сих пор работаю на артель», — так заканчивается скупая автобиографическая заметка народного художника.
Он показывает свою последнюю работу. На лаковой пластинке изображен сельский пейзаж: деревья, домики, синее озеро, рыбаки с сетью, пастухи возле стада.
Самый старый художник Мстеры первый ввел в миниатюру мотивы колхозного труда и первый начал работать приемами реализма, Его излюбленные цвета — серебристо-голубые и зеленые — сдержанны и холодноваты. Специалисты искусствоведы говорят, что эти цвета идут от новгородского иконного стиля.
Я рассматриваю клыковские пейзажи глазами неискушенного зрителя. Мои восприятия непосредственны и просты.
Мне вспоминается тот лес, по которому я с артельным кучером Костей ехал со станции в село художников. Тарантас прыгал по ухабам дороги, а справа и слева толпились пахучие деревья, и звонко заливался в березнике соловей. Вспоминается зеленоватое прозрачное небо, — светящееся, как драгоценный камень, небо весеннего предутрия, когда заря с зарей сходится, и где-то далеко вызванивает ранняя кукушка.
Мотивы пейзажа — каждый по-своему — разрабатывают и два других хороших миниатюриста: В. Н. Овчинников и И. А. Серебряков. И для них характерно стремление к реалистической передаче природы. Обоих можно увидеть за большими столами артельной мастерской в окружении красок, кисточек, бутылок с лаком.
По лицу, худому и нервному, В. Н. Овчинникову можно дать лет 50. Сын мстерского маляра, он был иконописцем, преподавателем, ткачом, фабричным рисовальщиком. У него — внешность сельского учителя. Он много читает. Надо бы полечиться, отдохнуть. Лучшие годы и здоровье отданы работе на хозяев, тяжелому ремесленническому труду. Но тем сильнее хочется свободно творить прекрасное, позабыв повседневный труд в иконописной мастерской.
И. А. Серебряков — художник с 25-летним стажем, у него молодые темные глаза. Поглаживая длинные волосы, подвижной и деятельный, он ходит среди столов художественной школы и поправляет работы учеников. Шестьдесят три будущих художника — все крепкая веселая молодежь — склонились над столами. Ситцевые рубашки, светлые кофточки, румяные щеки, короткие чолки девочек.
Кто копирует миниатюры, а кто пробует силы на самостоятельных; композициях. В шкафу хранятся образчики ученических работ. Среди них попадаются интересные: здесь мелькнет неожиданный мазок, там в линиях почувствуется твердая рука будущего мастера.Добавлено (13.04.2013, 23:01) --------------------------------------------- РЕДАКЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ СТАТЬИ ГЛЕБА ГЛИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЕНИ ЧЕХОВА Нью-Йорк 1954
Д. СЕМЕНОВСКИЙ
М С Т Ё Р А (продолжение)
Мстера — вся в творческих исканиях.
Избегая подражания художественной манере Палеха, живописцы Мстеры борются за свою творческую самостоятельность. И если, может быть, еще не нашли своей темы, своей художественной идеи, то все же находятся на пути к ней.
Однако, из 110 членов артели пока только несколько человек имеют право называться художниками.
Остальные кое-как копируют миниатюры этих немногих мастеров, сплошь и рядом пытаясь качество заменить количеством. Расписывают на ширпотреб брошки, украшают клеточкой портсигары. Все это не имеет никакой художественной ценности и делается исключительно во имя коммерческого расчета.
Такая постановка дела, конечно, никак не способствует художественному росту артели. Мешает и унаследованное от прошлого разделение труда. Хороший «личник» вынужден заниматься в артели столярничеством, ибо в иконописной мастерской его научили рисовать только лица и руки.
Художники хотят учиться, ищут хорошей книги. Но в клубной библиотеке брошюрка, изданная в начале первой пятилетки, считается новинкой. Заведующий оправдывается: — Что можно сделать на полтораста рублей в месяц?
Члены артели, кроме Н. П. Клыкова, которому по старости трудно выходить из дому, работают в хорошей светлой мастерской. У них — специально оборудованные помещения для выделки полуфабриката, своя столовая, красный уголок, радио.
Но по вечерам рисовать невозможно. Лампочки светят красноватым накалом. Мигают. Умирают. Мстерская клееночная фабрика и завод «Металлоштамп» из-за нехватки электроэнергии работают на четверть своей производственной мощности. Между тем, электрификация Мстеры — дело вполне возможное. В 12 километрах от села проходит магистраль Горьковской электростанции.
По вечерам жители Мстеры или спозаранок ложатся спать, или отправляются в общественный сад. Они идут по изрытым улицам, о вывороченные булыжники которых ломаются колеса и оси колхозных телег. Идут мимо каменных домов, принадлежащих сельсовету. Их можно узнать по мрачно чернеющим брешам разбитых окон, по грудам камней, нагроможденных внутри. Из 35 домов, составляющих муниципальный фонд сельсовета, добрая половина вот уже который год тщетно дожидается ремонта: обвалились потолки, протекают крыши.
По единственной аллее общественного сада селедочными косяками движется молодая Мстера. В больших зеркальных шарах, поставленных в качестве украшения в начале и конце аллеи, отражаются огоньки папирос, кривится луна, расплываются фигуры гуляющих.
Шагая в человеческом потоке, Александр Федорович Котягин сердитым басом говорит: — Палеху помогали не только Москва и Ивановская область, но и район, и сельсовет. А наши вязниковские районные организации, да и свои мстерские тоже явно недооценивают Мстеру, как художественно-промышленный центр. Судите об этом по нашему благоустройству, по культуре нашей.
Он закуривает. Спичка на миг озаряет характерное, как из дерева вырезанное, лицо художника и гаснет. — А, кажется, пора бы оценить нас по заслугам. Есть же у нас достижения, есть будущее. Путь Палеха должен стать и нашим путем!..
Мы спускаемся к музею, идем мимо белой его ограды, смотрим с горы в луга.
Луна слабо освещает простор поймы. От реки тянет сыростью. Мигает далекий рыбацкий костер. И черный узор соседних деревьев режется на теплой синеве неба орнаментом мстерской лаковой коробочки.
(«Наши достижения», № 5-6, 1935 г.)
|
|
| |
ВладКо | Дата: Суббота, 04.05.2013, 20:50 | Сообщение # 92 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 98
Статус: Offline
| Указом Президента России В.В.Путина от 12 апреля 2013 г. № 348 за заслуги в области изобразительного искусства почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» присвоено Владимиру Копельевичу Мошковичу – художнику Центра традиционной Мстёрской миниатюры, сообщает пресс-служба администрации Владимирской области. http://zavladimir.ru/?p=7215 Поздравляем замечательного художника и человека!
|
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Среда, 19.06.2013, 21:25 | Сообщение # 93 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Черный мишка в серебряном поле
Поселок Мстера – один из крупнейших населенных пунктов Вязниковского района с населением почти в 5 тысяч человек. Теперь он обзавелся и собственным гербом.
Мстерский герб официально внесен в Геральдический регистр России под № 7929. Над его разработкой трудилась целая группа художников и геральдистов. Мстеру в ней представлял известный местный художник, заслуженный художник России Владислав Некосов, обладатель золотой короны «Ювелир года-1997» и лауреат международной премии ювелирного искусства в номинации «Классическое наследие в ювелирном искусстве». Кроме того, в группу входили известный геральдист исполнительный директор Союза геральдистов России Константин Моченов из подмосковных Химок и член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, государственный советник III класса, член-корреспондент Международной академии геральдики Михаил Медведев из Санкт-Петербурга.
Они плодотворно работают в области муниципальной символики. В частности, Моченов и Медведев – авторы гербов нижегородского Дзержинска и ряда райцентров Ивановской области – Кинешмы, Гаврилова Посада и Лежневского района. В качестве художника и дизайнера мстерским гербом занималась москвичка Ольга Салова.
Основу мстерского герба составляет изображение идущего (лучше сказать – торжественно выступающего, поднявшего правую переднюю лапу) в серебряном поле черного медведя с золотыми когтями и языком, который являлся фамильной эмблемой князей-рюриковичей Ромодановских из рода князей Стародубских – потомков великого князя Владимирского и Суздальского Всеволода Большое Гнездо. Именно Ромодановские на протяжении нескольких столетий являлись вотчинниками Богоявленской слободы, от которой ведет свою историю современная Мстера. Самым известным представителем этого рода был знаменитый князь-кесарь Федор Юрьевич Ромодановский – один из ближайших сподвижников Петра Великого. Медведь и дуб относились к древней символике Стародубского княжества. Кроме герба Ромодановских изображения черных медведей (даже сразу двух) использовались в гербе князей Гундоровых – тоже одной из ветвей стародубской княжеской династии. Примечательно, что род князей Ромодановских пресекся еще в первой трети XVIII, а Гундоровых – в первой половине XIX столетий, поэтому стародубский медведь будет использоваться в качестве геральдической фигуры после более чем длительного перерыва.
Использованные в мстерском гербе пурпурная кайма, украшенная золотой дубовой гирляндой из листьев и желудей, вышитый рушник и ларец, а также золотой медальон на цепи символизируют развитые в бывшей слободе художественные промыслы. Изображение ларца – дань знаменитой на весь мир мстерской лаковой миниатюре, а также об иконописцах с берегов реки Мстерки. Рушник напоминает о значимой не только для всего региона, но и для всей России, художественной вышивке, тем более, что и традиция знаменитой владимирской глади сегодня поддерживается только во Мстере. Медальон же отражает высокое искусство мстерских ювелиров. Даже узор на кайме не просто декоративная деталь, а рассказ на геральдическом языке о мастерстве местных резчиков по дереву. А зеленая поверхность, по которой важно вышагивает мишка, не обычная трава, а символ весны, здоровья, молодости и надежды.
Новый герб уже полюбился мстерянам. Его изображение положено в основу поселкового флага. Новый геральдический символ отныне используется на всех официальных документах местной администрации. Скорее всего, герб с черным медведем будет помещен и на въезде в поселок Мстеру со стороны московско-нижегородского шоссе. Традиционно считалось, что главная фигура в гербе населенного пункта как бы сберегает это селение. Теперь Мстеру будет охранять черный мишка в серебряном поле.
Читать тут
Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Среда, 19.06.2013, 21:33 |
|
| |
Ремович | Дата: Среда, 19.06.2013, 21:47 | Сообщение # 94 |
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 742
Статус: Offline
| А у Мстерян был референдум по гербу или решили, что так такой будет и ВСЁ ???
|
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Среда, 19.06.2013, 21:57 | Сообщение # 95 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Цитата (ВладКо) Указом Президента России В.В.Путина от 12 апреля 2013 г. № 348 за заслуги в области изобразительного искусства почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» присвоено Владимиру Копельевичу Мошковичу – художнику Центра традиционной Мстёрской миниатюры, сообщает пресс-служба администрации Владимирской области. Удивительное дело! Видишь человека в первый раз, а как родной – и шутки его понимаешь, и интонация нравится, и как улыбается, как с супругой общается, как в доме у него все обустроено и как в доме том пахнет… А пахнет в его доме пирогами. Знаете, замечательно так сразу, уютно и ты ощущаешь, что тебя ждали и даже тебе рады, раз готовы пирогами угощать. А еще сразу тебя успокаивают (интервью всегда волнительная штука), мол, не волнуйтесь зря, Владимир Копельевич – «собеседник непритязательный» В итоге на часы взглянула, когда дверь входная скрипнула. «Свои», – не повернув головы в сторону скрипа, определила супруга Владимира Копельевича, Нина Ивановна. Не ошиблась – то сын пришел со снохой. А я посмотрела на часы – вот так интервью – в доме Мошковичей «зависла» на три часа! Пролетели они незаметно и доставили массу приятных моментов и чудесных воспоминаний. Собственно, поводом для этого визита стало присвоение В.К.Мошковичу звания «Заслуженный художник РФ». Получил он его в 67 лет. По местным, мстерским меркам поздновато – можно было бы и раньше члена Союза художников с 1990 года отметить. Заслужил! Автор замеченных на самом высоком уровне миниатюр, постоянный участник художественных выставок Всесоюзного, российского международного масштаба. В советскую бытность, на которую выпал расцвет мстерской лаковой миниатюры, научно-исследовательский институт художественной промышленности Москвы 40 работ Мошковича закупил на сказочно-былинную тематику… Читать тут
Подробнее:http://vyazk.informvladimir.ru/archives/543
|
|
| |
|