11 октября в выставочном зале Палат Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась персональная, юбилейная выставка произведений народного художника России, лауреата Государственной премии имени И.Е. Репина художника - миниатюриста Льва Александровича Фомичёва.
Фомичев – коренной мстёрец. Удивительное это село. Кто хоть раз побывал в его окрестностях, навсегда запомнит золотые закаты, зеленые дубравы в пойме реки Мстёрки, широту и простор пролей. Мстерцы говорят, что их пейзаж как русская песня, трогает самые глубокие струны души.
С 17 века это село известно на Руси своим иконописным промыслом. Мстёрские иконы расходились в самые далекие уголки России. Самые дорогие писались на заказ и стоили денег, это был штучный товар. А простые – «краснушки», отправлялись на ярмарку в Москву и в Нижний Новгород в огромных количествах. Считали их не поштучно, а возами и подводами. Иконописью жила вся Мстёра.
После революции иконы стали абсолютно невостребованы, и промысел стал умирать. Тяжелое это было время для богомазов. Необходимо было как-то выжить, сохранить вековые традиции иконописи, передаваемые из поколения в поколение. И выход был найден – лаковая миниатюра. В 1923 году во Мстёре была организована художественная артель, и началось освоение миниатюрной живописи на папье-маше.
Лев Александрович Фомичёв родился в 1932 году, когда мстёрские лаки уже имели десятилетний опыт развития. Художественному ремеслу во Мстёре в те годы можно было учиться двумя путями: в художественно-промышленной школе с преподавателями и программой, или непосредственно в художественной мастерской, под рукой опытного мастера. Лев Александрович выбрал второй путь и с 1944 года был определен в ученики к старейшему художнику Ф.Г. Шилову в артель «Пролетарское искусство».
Фомичёв вспоминает: «Первые годы в артели напоминали жизнь Максима Горького из книг «Детство», «Юность», «Мои университеты». Приходилось колоть дрова, носить воду, тереть краски мастерам. Кому же было заниматься этим, как не подмастерью. Потихоньку, постепенно, приучали меня мастера и к ремеслу художника.
Первая творческая работа – шкатулка «Дорога жизни» написана мной в 1947 году. Она посвящена памяти отца. Потомственными иконописцами в нашей фамилии были и отец и дед. Отец воевал, он погиб при обороне Ленинграда в 1943 году. Теперь эта небольшая шкатулка хранится в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства».
В конце 50-х Лев Фомичёв начинает уверенно владеть композицией, рисунком, техникой письма. Теперь у него есть сильные крылья за спиной - он ощущает свободу для творчества, стремится к индивидуальному стилю в работе. Показательной и этапной работой для Льва Фомичёва в этот период стала шкатулка «Александр Невский на пути к городу Владимиру», которая вместила в себя как лучшие художественные традиции старых мастеров, так и тенденции реалистической живописи, проникшие в лаковую миниатюру в 50-е годы.
С ранних юношеских лет, вплоть до 1980 года - почти всю жизнь, Лев Фомичёв работал на фабрике «Пролетарское искусство». Производство закалило художника, отточило его мастерство. Главным для художников фабрики всегда было выполнение государственного заказа. Приходилось писать шкатулки на злобу дня, в духе социалистического реализма. В сюжетах шкатулок появлялись темы гражданской войны, космоса, строек БАМа.
Задачи такие давались трудно, советская тематика плохо увязывалась с лаковой миниатюрой. Художники понимали, что по-настоящему полноценным произведение может быть только тогда, когда содержание и форма, взаимно дополняют друг друга, находятся в гармонии.
Лев Фомичёв, одним из первых во Мстёре, изучая древнерусскую иконопись, встал на путь возвращения миниатюры к истокам - традициям древнего письма. Свои новые произведения в эти годы он пробует писать в лаконичной и декоративной стилистике русской иконы. К их числу относятся шкатулки на советскую тематику «Коммуна», «Коллективизация на селе».
В 70-е годы Л. Фомичёв выходит на новый творческий уровень, его искусство приобретает монументальность и философскую глубину. Основными темами, вдохновляющими художника в эти годы, является древнерусская история, былины, эпос и фольклор.
Лев Александрович приложил много усилий для создания своей, «фомичёвской сказки» во мстёрской миниатюре. Среди работ этого периода есть настоящие шедевры, это шкатулки «Дюк Степанович», «Вольга и Микула», «Сказка о царе Салтане», «Золотые ворота Владимира», «Бегство Игоря». Был в жизни миниатюристов Мстёры интересный период, когда они пробовали себя монументальном искусстве. В 1978 году коллектив мстёрских художников работал над росписями интерьеров кинотеатра «Русь», в их числе был и Лев Фомичёв. Опыт был удачным. На красочных декоративных панно, украшающих здание, были изображены сюжеты на темы истории древнего Владимира.
В 1980 году Лев Фомичев уходит с фабрики. Душа художника, требует свободного творчества. Теперь он, освободившись «от плана и вала», может сам выбирать темы и сюжеты для новых работ. Казалось бы, можно вставать попозже, отдыхать побольше. Но нет, как и прежде, он встает в шесть часов, все свое время отдает творчеству. Из-под его кисти выходят произведения, неизменно отличающиеся тонким вкусом, высочайшим творческим уровнем. Поэтому, многие из них являются участниками престижных выставок в нашей стране и за рубежом.
В своих работах Лев Фомичёв стремится к гармонии и природной чистоте, поэтому и пишет он свои шкатулки натуральными природными красителями. Прогуливается художник по окрестностям родной Мстёры и примечает под ногами разноцветные камешки. Собирает их, растирает курантом на каменной плите в тонкий порошок, замешивает краситель раствором яичного желтка, воды и кваса, как делали в старину иконописцы. Получаются натуральные краски, которые не вступят между собой в химическую реакцию, не поблекнут со временем, и долго будут радовать глаз.
Дом Льва Александровича Фомичёва стоит на самом берегу реки Мстёрки, на сельской улице, под сенью большого старого тополя. Окна мастерской художника выходят к реке. Всю свою жизнь провел он здесь, и никогда не хотел уехать. Здесь он женился на милой его сердцу Раисе Александровне, прожил с ней в согласии всю жизнь. Их единственная дочь Ольга уже давно взрослый человек, и, кстати, талантливый миниатюрист. Муж ее, Константин Струнин тоже художник. Вот такая семья, такая династия. Творческие семьи во Мстёре не редкость, а скорее традиция. О Мстёре говорят, что здесь каждый дом дышит искусством.
На персональной выставке мастера представлено более 55 работ, собранных из коллекций российских и областных музеев. Более десяти работ художник привез из своей мастерской.
Как всякий настоящий и большой художник Лев Александрович Фомичёв не может не творить. Работает он не ради почестей и наград, а по зову сердца. Ибо работа для него есть потребность выразить свою душу, донести до нас красоту окружающего мира.
https://vshr.jimdo.com/%D0%BF%....#ms