Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Мстёрская иконопись
РэмовичДата: Суббота, 26.02.2011, 11:41 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 55
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Offline

Добавлено (27.12.2010, 18:03)
---------------------------------------------
Чудотворная Вязниковская-Казанская икона Божией Матери 1622 года в окладе и художественном обрамлении работы мстёрских мастеров во время первого выноса на Соборную площадь Вязников в 1994 году. Фото Владимира Цыплева.

Добавлено (26.02.2011, 11:41)
---------------------------------------------
Читая нижеследующий на днях появившийся критический текст, надо представлять себе, что, скажем, Пиросмани вообще не ведал перспективы, многие художники намеренно искажали пространство... Так что, с точки зрения церкви мстёрские расхожие иконы может были и далекими от искусства, но нам не стоит эти слова принимать безоговорочно. Привожу текст из интернета, поскольку эта точка зрения довольно распространена. Для развития туризма это не недостаток Мстёры, а её уникальность, как стилевое отличие. Да, писали в каждом доме все, кто был свободен от домашних дел, часто даже пальцем делали первичную раскраску, но это - стиль!

Ольга Никифорова
«Богомазы» и их иконы в Оренбургской епархии конца 19 – начала 20 веков
23.02.2011
Сайт Свято Симеоновского собора города Челябинска
По словам св. Василия Великого, «что повествовательное слово передает через слух, то живопись показывает молча через подражание»[1]. Икона должна раскрывать истину, свидетельствовать о ней, она призвана учить точно так же, как учит словесный образ. «Между словом и иконой не может быть противоречий, ведь Сам Господь есть источник и словесного, и зрительного образа: как Логос – словесного, как Образ – иконописного»[2].
С учреждением печатного органа Оренбургской епархии на его страницах стали появляться публикации, обличающие кустарей-богомазов, и советы духовенству обращать внимание на иконы, существующие у простонародья[3]. Попечение о правильном написании икон было одной из обязанностей архиереев, наряду с заботой о проповеди евангельского учения, ведь иконы служили средствами передачи смысла и создания религиозных предрасположенностей.
В 1872 г. последовало официальное распоряжение по епархии «о недопущении в продажу и употребление безобразно писаных икон»[4]. Дело в том, что существовали странствующие артели богомазов, качество работ которых оставляло желать лучшего.
Работа одной из таких артелей была описана священником Шайтанского завода соседней с Оренбургской Екатеринбургской епархии. Мастера-иконописцы, работавшие в заводском поселке, были представителями «владимирской школы». «Икона у них ценится не по качеству, а по количеству накладываемой позолоты, - писал священник. – Кроме обыкновенной аляповатости и совершенного несоблюдения перспективы и т.п. замечается чисто коммерческий характер изображений: например, часто на иконе небольшого формата в 3-4 кв. вершка изображено весьма много святых угодников… К неудовлетворительности рисунка почти всегда присоединяется совершенная безграмотность сделанных на них надписей: например вместо «Антипа» пишут «Антипий», вместо «Модест» «Медост» и т.д. Как на яркий пример совершенной неудовлетворительности рисунка и делаемых на иконе надписей мы можем указать на следующую икону, встреченную нами в приходе: на иконе размером 6 кв. четвертей изображены: св. Архангел Михаил, свв. Власий и Модест и Флор и Лавр; ниже этого сонма святых изображено три всадника на лошадях и над ними написано: «сиф», «елисиф» и «огласиф». Что сие значит? Неизвестно»[5].
Богомазы зарабатывали на продаже икон разными методами. В описанном выше случае цена иконы зависела от ее размера, количества изображений святых угодников и накладываемой позолоты. Там, где не было своих мастеров, приобретение икон было очень проблематичным делом. Крестьяне покупали образа на базаре, часто безобразно и неправильно написанные, и недешево, иногда по неведению или потому, что негде купить лучших икон. Таким способом через кустарей-богомазов распространялись и неправославные иконы, например, «Сердце Иисуса» - образ Спасителя с изображением сердца на груди, или «Иоанн дитя» - икона, которая представляет ягненка, а подле него мальчика Иоанна Предтечу и др.[6] Подобные иконы распространялись в южнорусских и малороссийских губерниях, но вместе с переселенцами перекочевывали и в Оренбуржье.
Строительство новых храмов на обживаемой территории затем требовало их украшения. Преосвященный Макарий, епископ Оренбургский и Уральский, при обозрении епархии в 1890 г. сокрушался: «Жаль только, что в нашем Оренбургском крае мало распространено употребление стенной живописи… храмы в огромном большинстве имеют внутри голые стены и отзывают пустынностью, не представляя взору молящихся ни священных изображений, ни ликов святых Божиих, ни других возбуждающих дух и окриляющих молитву предметов»[7]. Однако и расписанные храмы не всегда вызывали восторг у архипастырей, призванных вести церковную проповедь не только посредством слова, но и посредством образа. Столичная мода «живописного» иконописания к началу XX в. стала распространяться и на Урале, а, как известно, средствами светской живописи выразить духовное состояние еще труднее.
Преосвященный Авраамий, епископ соседней с Оренбургской Тобольской епархии, во время поездки по своей епархии отмечал, что «лики Спасителя, Божией Матери и святых во многих церквях недостаточно выражают в себе характер святости, сосредоточенности, возвышенности, и много запечатлевается черт и приемов мирской, светской живописи»[8]. Владыка требовал, «чтобы изображались лики Спасителя, Богоматери и святых по их древне-византийским типам и старались отображать в них черты святости, возвышенных, свойственных им духовных состояний, постничества»[9].
Икона призвана создавать молитвенное настроение у молящихся перед ней, кроме того, она способствует постижению истин православной веры через созерцание отображенного на них образа. Сельским населением данное значение икон зачастую не осознавалось, однако наличие множества икон в домах, стремление приобретать новые и молиться перед ними, свидетельствуют о понимании необходимости иконопочитания. Как сказала одна крестьянка в споре с молоканином, говорившим, что «иконопочитание противно Священному Писанию и что иконы – идолы»[10]: «иконы – это святость, без которой невозможно обойтись христианину»[11].
__________________________________

[1] Цит. по: Лепахин В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни – по богословским, искусствоведческим, историческим, этнографическим и литературно-художественным источникам. – М., 2003. – С. 13.

[2] Лепахин В.Значение и предназначение иконы… –- С. 14.

[3] См. напр.: Адописные иконы // ОЕВ. 1873. № 18. отдОтд. неоф. С. 708 – 716;
Несколько слов о продаже икон // ОЕВ. 1881. № 12. Отд. неоф. С. 468-470; О русской иконописи // ОЕВ. 1873. № 20. отдОтд. неоф. – С. 790 – 796 и др.

[4] Распоряжения по Епархиальному Управлению от 17 ноября 1872 г., - о недопущении в продажу и употребление безобразно писаных икон // ОЕВ. 1873. № 6. Отд. оф. – С. 208 – 209; И на это были веские причины. Производство дешевых икон в России было делом иконописцев-ремесленников. Существовали центры иконного ремесла, располагавшиеся в нескольких селах Владимирской губернии: Мстере, Холуе и Палехе. О масштабах изготовления «расхожих» икон в одной только Мстере дают представление следующие цифры: только из-за Волги в 1859 году в село было привезено 176 тысяч досок, а в 1879 году из Мстеры в разные концы России было отправлено по железной дороге и на лошадях 1 миллион 205 тысяч икон (Лепахин В. Указ. соч. С. 204). По свидетельству этнографа Сергея Максимова, совершившего в 1855 г. путешествие в Вязниковский уезд Владимирской губернии с целью сбора информации о предпринимателях-офенях, в слободе Холуй «пишут образа во всех домах». Далее он описывал производственный процесс: «маленькие мальчишки растирают краски, подростки грунтуют и выглаживают доски, взрослые пишут иконы. Отмен никаких, исключения ничтожны. Одни из мастеров пишут долишное, т.е. ризы, одежды, детали и орнаменты, образцы которых указаны киевскими святцами, но главнее всего пример учителя и те образцы, по которым выучился маляр и на которых он остановился, не делая шагу вперед, не стараясь познакомиться с иными, лучшими учителями, современными образцами. Другие мастера пишут только лишное, т.е. лица…» (Максимов С.В. К офеням // Максимов С.В. Избранное / Подг. текста, сост., вступ. статья, примеч. С.И. Плеханова. – М., 1981. – С. 289).

[5] З-н Л., свящ. Несколько замечаний о домашних иконах у простонародья //Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1897. № 14. Отд. неоф. – С. 410.

[6] Несколько слов о продаже икон // ОЕВ. 1881. № 12. Отд. неоф. – С. 469.

[7] РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1345. Л. 142 об.

[8] Цит. по: Максимова Г. Иконописание: столичная мода в провинции // Мир музея.. – 2003.. - № 1. – С. 32.

[9] Там же. С. 32.

[10] А-кий В. К характеристике сектантской пропаганды (Корреспонденция) //ОЕВ. 1902. № 1. Часть неоф. – С. 22.

[11] Там же. С. 22.

 
ВарвараДата: Суббота, 17.03.2018, 13:18 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline
Мстёрские иконы

В иконописи Мстёры преобладают в основном охристые, зеленовато -оливковые и холодные (белые, голубые, бирюзовые и розоватые) тона; встречаются и их всевозможные комбинации.

Но самой популярной всегда оставалась гамма, построенная на сочетании нежных пастельных тонов в общем колористическом ключе холодного оттенка, который усиливался мерцанием творёного и сусального золота.

В технике письма мастера Мстёры были наиболее последовательными продолжателями старых традиций.

Они сознательно старались придерживаться основного алгоритма приёмов, характерных для русского иконописания «классического» периода, то есть XV - начала XVII в.

Однако, при моделировке карнации мстёрские иконописцы нередко склонялись к тактичной проработке пластики формы. При этом они научились достигать гармонии в личном письме между «живоподобной» фрязью» и древней дониконовой системой изображения.



Прикрепления: 1664440.png (93.1 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Четверг, 21.11.2024, 15:50
Форма входа
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница