|
Лес
| |
Варвара | Дата: Пятница, 30.03.2018, 11:06 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Липа
Существует порядка 45 видов липы. Современная классификация вывела это дерево и разновидности его кустарников из семейства липовых в одно из подсемейств семейства мальвовых.
Древесина липы не трескается и не усыхает, потому что она мягкая. При этом текстура древесины однородная.
Это её физическое свойство позволяет использовать липу при:
* изготовлении бочек; * отделке бань и саун; * самолетостроении для наполнения деталей; * производстве посуды; * изготовлении мебели.
Липа, являясь мягкой древесиной, обладает высокой прочностью, что позволяет выполнять на заготовках из неё резьбу. В сухое время плотность древесины увеличивается, тогда же несколько изменяется её цвет. И именно поэтому летние месяцы при относительно низкой твердости липы считаются максимально благоприятными для её применения.
Липа - это дерево, почитаемое во всех славянских традициях как святое: его запрещалось срубать или наносить ему вред. Это дерево считалось счастливым.
Его не боялись держать возле домов и сажать на могилах. Говорили также, что хорошо заснуть под липой.
В славянской мифологии липа связана с рядом архаических сюжетов. У восточных и западных славян существовали легенды, согласно которым липа прикрыла своими ветвями Богородицу с маленьким Христом во время их бегства в Египет, после чего липа стала считаться деревом Богородицы.
Липа широко представлена в легендах о деревьях, обладающих исцеляющими свойствами. Считалось также, что это дерево помогает сохранить целомудрие и спасает от рождения внебрачного ребенка. В заговорах липа однозначно воспринималась как Мировое дерево, как женская его ипостась.
В поэзии А. С. Пушкина липа описана как дерево памяти, хранитель прошлого, источник вдохновения, размышления (липы престарелы; липовые сени, всегда любезные моей свободной лени; люби ...прохладу лип и кленов шумный кров - они знакомы вдохновенью; под сенью липовых аллей он думал...) Эта обращенность к прошлому объясняется и тем, что липа -дерево, которое живет долго, а поэтому само помнит старину.
Запах и тенистость липы как бы погружают в темную глубину памяти. Насыщенный же запах, аромат ассоциируются с умом, наполненным эмоцией и ностальгией.
Архетип же тени, по К. Юнгу, рассматривается как другая сторона души, выражение бессознательной ее части. (с)(с)
|
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 30.03.2018, 11:17 | Сообщение # 2 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Дуб
Мировым деревом считался у славян дуб. Посвящался он богу грома и молнии Перуну. В священных рощах в честь божества зажигали вечный огонь, поддерживаемый древесиной дуба.
Почитание дубов у восточных славян сохранилось вплоть до XVII, а кое-где и до XIX века (первые упоминания датируются X веком). Этому дереву приписывалась особая целительная сила. Он был способен, к примеру, по мнению славян, унимать зубную боль, если покусать больным зубом дубовое дерево. А в заговорах этот мотив косвенно соотносился с Мировым деревом: «На сінім моры стаіць дуб зялены на тым дубе залатая кара, сярэбраная, там гулялі царанягы, паняняты. Настасі цемеены зуб атнімалі, пад залатую кару, сярэбранаю схавалі» /3, с. 13/.
А. Н. Афанасьев тоже отмечает, что славянский дуб совершенно соответствует образу скандинавской ясени: «На нем держатся три великие мира - небо, земля и ад, на ветвях его гнездятся молниеносные птицы, а у корня лежит страшная змея, наконец, при этом дереве текут живые источники и обитают вещие девы» /1, с. 153/. Из этих свидетельств совершенно очевидно, что в славянской мифологии дуб воплощает собою (и своими корнями и ветвями) представления о структуре мироздания.
В славянских сказках распространен мотив дерева - пути на небо. Герой русской сказки, например, лезет на дуб и по нему взбирается на небо. Следовательно, дуб у древних славян связан с культом предков.
Подтверждает это и исследователь Л.Я. Штенрберг, который, изучив названия деревьев у разных сибирских народов, пришел к заключению, что в основе их лежит путь, дорога, а дерево и дуб, в частности, связаны с представлением о посреднике между мирами как средстве пути в мир предков и возвращения на землю /9, с.450 - 452/.
В основе восприятия дуба как символа связи поколений в пространстве (здесь - там) и во времени (настоящее - будущее) лежит мифологема «Мировое дерево -пособник пути в мир предков». Интересно, что существовала в индоевропейском праязыке основа *pherkhou - pheru со значением дуб, лес. Эта основа не обозначала древесины, зато с ней связывались формы со значением гора, скала. Общеславянский бог грома *Регипъ связан с дубом и с горой. Это объясняется тем, что дуб, находящийся или произрастающий на вершине горы, притягивал к себе молнию.
Листья и жёлуди различных видов дуба. Вечнозелёные. 1 - пробковый, 2 - каменный. Листопадные 3 - красный (осенняя окраска), 4 - каштанолистный, 5 - грузинский.
Слова и выражения, описывающие концепт дуб в поэзии A.C. Пушкина, указывают на то, что данное дерево воспринималось поэтом так же, как и в мифологии, в качестве Мирового дерева, мудрого старца, символа неистощимости жизни и одновременно пристанища смерти (дуб в красоте надменной величался; уединенный патриарх лесов переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов; стоит широко дуб над важными гробами, колеблясь и шумя; у лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том). Словосочетания характеризуют пространство, занимаемое дубом, по направлению вширь и ввысь, а движения дерева описаны через глаголы, указывающие на статику.
Заметим, что сближение старости и стоячего дерева в мифологии и поэзии A.C. Пушкина не случайно. Так, славянское слово съта-р (собственно стоящий) и одинаковое с ним по значению и корню сербское ста-ман могли означать не только «старый», но и «крепкий», «прочный» /5, с. 448 - 449/. Необходимо обратить внимание и на то, что еще К. Юнг в качестве одного из главных архетипов выделял архетип «мудрого старца», который являлся в культурах народов символом духа, значения, скрытого за хаосом жизни.
Данный архетип может рассматриваться как вековая мудрость человечества или коллективное бессознательное и выступать в многочисленных образах. В русской культуре он воплотился в образ дуба, поскольку он существовал довольно длительное время и символизировал жизнь космоса, а также являлся символом бессмертия. (с)(с)
|
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 30.03.2018, 11:23 | Сообщение # 3 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Сосна
Из дикорастущих хвойных деревьев на русской территории распространены сосна и ель.
Сосна, хотя и отождествляется с негативно воспринимаемой елью, является в мифологии более светлым образом. Так, существует в двух вариантах легенда о происхождении сосны. По одной версии в сосну превратили боги прекрасную нимфу Питие, чтобы спасти от посягательств жестокого бога холодных северных ветров Борея.
Так и осталась она с той поры с зеленой кроной на золотистом теле-стволе, только выступила на нем прозрачная смола - слезы нимфы. По другой версии, в сосну обратилась Питие, спасаясь от Пана, который с той поры носит на своей голове венок из сосновых веток в память о неразделенной любви. Считается, что и латинское название сосны Pinus происходит от имени этой нимфы Питие.
Название же сосна является общеславянским. Употребляющиеся для обозначения сосны названия choja (польск.), хвоя (бел., укр.) и др. восходят к праслав. *chvoja, chvojina, < *chvojb(K)a - «что-то острое, торчащее», «иголки, ветки, покрытые иглами», со временем стало обозначать определенное хвойное дерево.
Сосна, так же, как и ель, связывается зачастую с демоническим миром. На могиле семейства, которое погибло и было похоронено без отпевания в одной могиле, посадили по обычаю сосну, которая стала считаться заклятой /7 с. 182/. Сборища ведьм, шабаши устраиваются у заклятых сосен, на лысых горах; их, по поверьям, посещает сам Сатана. Сосны также могли выступать в роли «кладохранителей». А, как известно, места, где находили клады, считались и местами обитания нечистой силы, бесов.
Вечная зелень сосны могла переосмысливаться в отрицательном смысле (известно, что сосновые ветки клали в гроб с покойником) и в положительном. Согласно украинским поверьям, сосна вечно зеленая и всегда радостно шумит, потому что ее благословил Бог: когда делали крест, на котором собирались распять Иисуса Христа, древесина сосны оказалась непригодной ни для креста, ни для гвоздей.
За концептом сосна в поэзии A.C. Пушкина закрепляется негативная, связанная со смертью семантика. Неизменные понятия (слова), сопровождающие описание данного дерева, - глушь, тень, неподвижность, шум (в глуши не слышно было ни души, и сосны лишь да ели вершинами шумели; в тени густой угрюмых сосен; одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня; пред ними лес, недвижны сосны в своей нахмуренной красе; густые; угрюмые; сосен вековых таинственное сени, шумя, на влажный мох склонили свои тени). (с)(с)
|
|
| |
Варвара | Дата: Суббота, 07.07.2018, 13:59 | Сообщение # 4 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Ель и сосна
Сходные черты
Если хорошо постараться, то можно найти сходные характеристики сосны обыкновенной и ели европейской:
1. Оба представителя относятся к семейству сосновых, классу хвойные. 2. Имеют видоизмененные листья в виде хвои. 3. Особенность шишек в том, что они сначала растут строго вертикально, затем повисают. 4. Принадлежат к деревьям первой величины свыше 20 м в высоту. 5. Относятся к ветровальным деревьям. 6. Выделяют бактерицидные вещества – фитонциды. 7. Применяются в промышленных целях для строительства. 8. В медицине используются как лекарственные средства в виде масел, настоев и отваров. 9. Служат декоративным украшением в Новогодние праздники.
Не смотря на некоторое сходство отличий между ними все же больше.
Категорические противоположности
С ботанической точки зрения эти виды, совершенно разные по внешнему облику и особенностям роста:
1. Форма кроны у них сходна только в юном возрасте. И если у Ели она сберегается на протяжении всей жизни, то сосна с возрастом меняет форму до неузнаваемости. Из правильного геометрического конуса образуется раскидистый беспорядочный навес.
2. Быстрота роста сосны выше, чем у ели. Первая в молодом возрасте дает прирост, в среднем 50 см. ель до 10 лет растет крайне медленно.
3. Структура и окраска коры различается радикально. У Ели – она тонкая, гладкая, серая. Сосновый «покров» отличается толщиной, слоистостью, цветом. Окраска в нижней части ствола — серовато бурая и намного темнее, чем на верхних ветках. Сосновая кора один из самых популярных декоративных материалов в ландшафтном дизайне для фигурного мощения.
4. Еловая хвоя наполняет побеги одиночными «иголками», в то время как, на сосне образуются сдвоенные хвоинки. Их длина в два раза больше еловых.
5. Семена у сосны начинают появляться на девятый год. Репродуктивная способность Ели наступает в возрасте 20 лет.
6. Еловые шишки, размером 10 – 15 см, созревают на протяжении текущего года. Сосновые плоды поспевают через 18 месяцев после опыления.
7. Оба вида требуют высокой аэрации грунта, не переносят уплотнения и вытаптывания.
8. Обладают высокой морозоустойчивостью.
С точки зрения экологических условий, выбор места произрастания отличается радикально:
* Сосна – типично светолюбивое растение, которая чувствует себя тем лучше, чем больше солнца. Ель, напротив, предпочитает полутень и страдает в палящий зной.
* Обе культуры влаголюбивы, но в отличие от сосны, ель совершенно не переносит засухи.
* И та другая ветровальные деревья, но при сильных порывах на Сосне в первую очередь ломается крона и верхняя часть ствола. ель сразу выворачивает с корнем.
* Для полноценного роста Ели необходима богатая, плодородная рыхлая почва. Сосна обходится сравнительно бедным песчаным грунтом. Хотя, оба вида интенсивно подкисляют почву вокруг себя продуктами своей жизнедеятельности.
* Зимостойкость Ели намного меньше, чем Сосны. Для первой особенно опасны перепады ночной и дневной температуры в конце зимы, начале весны, тогда Ели нужно защищать светлым накрытием, например, агроволокном.
* Устойчивость к городской загазованности у Ели выше, чем у сосны.
* Сосну, в отличие от Ели высаживают в ветрозащитных насаждениях из-за быстроты роста.Добавлено (07.07.2018, 13:59) --------------------------------------------- Лес. Лето 2018 г.
|
|
| | |
|