|
День Крещения Руси !!!
| |
Ремович | Дата: Четверг, 28.07.2016, 20:34 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Проверенные
Сообщений: 747
Статус: Offline
| С Днем Крещения Руси! Поздравление губернатораДорогие жители Владимирской области!
Более тысячи лет назад князь Владимир принял решение о Крещении Руси.
Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение, культура и образование. Трудами наших предков началось строительство православных храмов и монастырей.
За многовековую историю нашей страны православие укрепляло мужество и дух наших воинов, являлось оплотом принятия важнейших государственных решений, выступало надежной основой развития человеческой личности и сохранения семейных ценностей. И сейчас мы развиваемся, ощущая крепость духовного фундамента.
Сегодня во всех уголках России проходят торжественные и памятные мероприятия, посвященные этому важнейшему духовно-историческому событию в истории нашей страны.
В этот знаменательный день желаю всем нам духовного развития, укрепления нравственных устоев и сохранения истинных основ православной веры.
Губернатор Владимирской области С.Ю. Орлова
|
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 26.01.2018, 16:40 | Сообщение # 2 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Цитата Ремович ( ) с христианством на Русь пришли письменность и книжное просвещение, культура и образование.
как же долго они шли.... 99 процентов крестьян до революции не умели читать и писать - коммунисты проводили ликбез-программу... а уж "окультуриваемся" до сих пор)) Можно подумать, что нехристианские предки были совсем плохие в плане культуры... между тем, сейчас успешно реанимируют язычество...
|
|
| |
Варвара | Дата: Понедельник, 29.01.2018, 06:39 | Сообщение # 3 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Чудь, меря, мурома - жители Древней Руси
http://www.neveroyatno.info/news....21-3409
Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.
Чудь
«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью».
Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди».
С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след. Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство.
Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи.
Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки.
Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.
Меря
«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история».
Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет».
Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку. С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи.
Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание. Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков.
Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа. Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам.
В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.
Мурома
Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.
Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой.
Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой.
Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается. Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.
|
|
| |
Варвара | Дата: Понедельник, 29.01.2018, 07:27 | Сообщение # 4 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Cтранные и нелепые исконно русские имена http://www.neveroyatno.info/news....06-3245
Год от года нарастает интерес и к "самым настоящим" русским именам.
Именно такие имена, а не то, что за них принимают, исследовал замечательный ученый Николай Тупиков. Решайте сами, готовы ли вы назвать своего сына по исконно русской традиции. Что под руку попалось
Справка: То государство, которое отечественные историографы называют «Древней Русью», существовало не в античном мире, а в самое что ни на есть Средневековье и даже местами Возрождение. Пока Данте дописывал «Божественную комедию», Михаил Ярославич Тверской интриговал против Москвы и изобретал термин «великий князь всея Руси».
Из Древней Руси до нас дошли - как исконно русские - двучленные (двукорневые) аристократические имена: Владимир, Святослав, Всеволод и так далее. Это по-своему логично, история сохраняет имена князей, а не смердов. Но можете быть уверены: в новгородских дворах XII века не играли ни Вовы, ни Севы, ни Славы.
Именем нового человечка в простой семье могло стать практически любое слово. «Нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии», – говорил Антон Чехов, но это же верно и для имен русской древности! В дохристианские времена человеку гораздо чаще давали новое прозвище, чем уже существовавшее имя. Вот подлинные, не декоративные мужские имена, взятые наугад из «Словаря древнерусских личных собственных имен» Николая Тупикова:
Армяк, Бабка, Балуй, Баланда, Баран, Береза, Бык, Беда, Гиря, Гоголь, Гуляй, Дичко, Дубина, Дед, Жолудь, Зой, Калинка, Калуга, Корова, Крик, Лада, Лопата, Лох, Мазай, Масло, Мороз, Мять, Неделя, Нос, Обида, Пердло, Пес, Пинега, Погоня, Петух, Работа, Рай, Рожа, Русалка, Сапог, Сброд, Смерд, Сорока, Серко, Титька, Трясисолома, Умойся-грязью, Хмель, Цыбуля, Чермной, Черт, Чура, Шестой, Шея, Шило, Шиш, Ячмень.
К имени часто присоединялось прозвище, позднее перешедшее в фамилию. Настоящих, а не лубочных русских людей звали Ждан Попка, Хмара Левощ, Томилко Слепой, Добрыня Долгой, Темная Деньга, Треня Ус, Язык Мошна, Тонкий Скоморох, Шушило Швец, Упырь Лихой.
Семь лет без имени
У славянских аристократов имя часто давалось не при рождении, а в возрасте примерно семи лет, когда у человека уже проявлялся характер. Было два принципа выбора имени: по качествам, которые наиболее заметны в ребенке, и, наоборот, по чертам характера, которые родители хотели бы в нем увидеть.
Во втором случае имени, как видим, придавался определенный мистический оттенок. А поскольку времена были отнюдь не мирными, многие имена носили откровенно агрессивный характер, были связаны с войной, захватами, насилием, властью.
Нет ничего доброго в именах Владимир («владеющий миром»), Казимир («разрушающий мир»), Всеволод («владеющий всем»), Мстислав («славный мститель»), Святополк («священное воинство»), Ярослав («обладающий яркой славой»). Другое дело – Любомир, Богуслав, Девятиглаз, Гостомысл («гостеприимный»), но такие имена были в явном меньшинстве.
Прозвища тут давались по большей части уважительные, причем в фамилии они не переходили, каждый следующий князь или боярин получал собственный неофициальный титул. Князей звали либо по городу, где они правили, либо по каким-то другим признакам. Сохранились самые разнообразные примеры: Храбрый, Большое Гнездо, Красно Солнышко, Окаянный, Мудрый, Полоцкий, Вещий, Старый, Темный.
Неофициально, а иногда и официально эта традиция сохранилась вплоть до падения монархии: вспомните Екатерину Великую, Николая Палкина, Александра Освободителя, Николая Кровавого (что не мешает ему быть святым православной церкви). Было у князей еще одно отличие от смердов – право на отчество. Велика ли честь слыть сыном Хмары Левоща? А вот князья, куда ни плюнь, – Ярославичи, Святославичи, Владимировичи, Ольговичи. Из каких Шуйских будете?
Крещение Руси в конце X века, конечно, не могло в одночасье изменить традиции; собственно, мы и сейчас видим в русской номенологии смешение христианских, европейских и языческих следов: так, старательно перечисляющая отцов и иных предков Библия ничего не знает об отчествах.
Скажем, министр юстиции РФ Александр Владимирович Коновалов носит древнее греческое (с точки зрения Руси – христианское, ведь у нас и вера – «греческая») имя, древнерусское аристократическое отчество и плебейскую фамилию, образованную от рода занятий в незапамятные времена.
Впервые прозвище Коновал встречается в XVII веке, но нет сомнений, что ему на несколько сот лет больше, просто, как уже говорилось, простонародные клички редко попадали в письменные источники.
Борьба «старого с новым» до их гармоничного слияния продолжалась добрых семь веков. «Болванъ Скрипицынъ, Переяславский помещикъ», носил это имя еще в 1580 году, под занавес времен Иоанна IV Грозного. Полностью запретил прозвища только Петр I Великий в XVIII веке. При нем же начался процесс вымывания унизительных фамилий, замена их на более благозвучные.
Вторая волна этого «перефамиливания» пошла после 1861 года, когда паспорта стали получать бывшие крепостные, у которых, конечно, хватало самых странных прозвищ. Освобожденные крестьяне, кстати, старались брать фамилии бывших хозяев, так что не каждый Шуйский или Вяземский принадлежит к древнему русскому роду: возможно, его предки просто выносили горшки за знатью.
Крещение князя Владимира Красно Солнышко.
Приход христианства открыл России святцы, в которых доминировали греческие, еврейские, реже латинские или западноевропейские имена. Было там много труднопроизносимой экзотики, она со временем отпала, так что нам остались удобные, универсальные международные имена Сергей, Павел, Михаил, Максим, Степан, Иван, Виталий, Илья, Василий, и мы совершенно не скучаем ни по Шилу, ни по Лопате.
|
|
| |
|