|
Центр лаковой миниатюры
| |
echekalov | Дата: Вторник, 26.07.2016, 15:09 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 32
Статус: Offline
| Цитата Рэмович ( ) Художник Центра Анатолий Широков сделал роспись компьютерного коврика и мыши,...
Я как программист, роспись коврика и мышки не одобряю. Здесь необходим другой стиль оформления!
Историю делают люди, но они не знают какую. Радио ‘Свобода’
Сообщение отредактировал echekalov - Вторник, 26.07.2016, 15:10 |
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 12.01.2018, 13:42 | Сообщение # 7 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| статья 11.01.2018 в газете Маяк Сохранить искусство Мстёры http://33mayak.ru/2018/01/11/18011
В конце минувшего года в стенах Мстёрского филиала Высшей школы народных искусств прошло совещание, посвящённое вопросам сохранения и развития народных художественных промыслов и преемственности поколений в отрасли.
На встрече присутствовали глава Вязниковского района Владимир Лопухов, глава администрации МО «посёлок Мстёра» Дмитрий Наумов, студенты учебного заведения, педагоги, художники, искусствоведы.
Не разочароваться в профессии
Сегодня в ВШНИ обучаются 125 студентов — это практически в 3,5 раза больше, чем было четыре года назад. Однако дальнейшие перспективы этих ребят, как и всей отрасли в целом, остаются туманными.
— Продвижение народных художественных промыслов идёт сложно, — сходу заявил глава администрации МО посёлок Мстёра Дмитрий Наумов.
– Очень мало нашей мстёрской молодёжи стало выбирать профессии, связанные с народными промыслами. Поэтому мы бы хотели обозначить основные проблемы отрасли – это сохранение традиций и преемственности поколений; соблюдение канонов.
Владимир Лопухов согласился, что одна из самых главных проблем – это отсутствие преемственности поколений. Если так продолжится, то профессия художника в посёлке и вовсе может оказаться на грани вымирания.
Студенты училища подтвердили опасения руководителей. В дальнейшем кто-то из них планирует заняться иконописью, кто-то желает попробовать себя в росписи мебели и декоре интерьеров, а одна из девушек и вовсе откровенно говорит, что станет жить на зарплату мужа, так как возможности заработать профессией нет.
— Одна из важнейших задач — это чтобы человек после окончания учебного заведения не разочаровался в профессии и не ушёл в мебельщики или торговать на рынок. Каждый должен иметь возможность пойти работать по специальности, — сказал глава района.
— Поэтому, возможно, надо работать с департаментом по труду, департаментом культуры, чтобы те предлагали места для дальнейшего трудоустройства. Если учащиеся не будут иметь будущего, ни о какой преемственности не может быть и речи.
— Когда мы заканчивали обучение, мы твёрдо знали, что будем делать. Шли на фабрику и были уверены, что там будет место, — подметил заслуженный художник России Владислав Некосов.
Парадокс заключается ещё и в том, что художественные мастерские нуждаются в новых специалистах, но предложить достойных условий не могут.
— Средний возраст наших работников – 52 года. Конечно, мы заинтересованы в молодых кадрах, — говорит директор ПК «Центр традиционной мстёрской миниатюры» Ирина Брюханова. — Почему к нам не идут? Маленькая зарплата, большие требования… Частники, в отличие от нас, могут сразу платить наличкой. Помещения под производство у них нет, налоги платят небольшие. Нам сложно с ними конкурировать, но зато за эти годы мы сохранили качество продукции и технологию. Технология эта очень дорогостоящая, и не каждый сможет купить нашу продукцию, но поступиться качеством мы тоже не можем. Получается замкнутый круг…
Как разорвать этот круг, пока неясно, но диспропорция в распределении заработной платы в отрасли отпугивает многих начинающих художников.
— Понятно, что студенты не хотят работать на кого-то и получать малую часть от стоимости работ. Каждый из них хочет быть известным автором, чтобы были свои заказчики, но вначале всем приходится очень сложно. Они хотят быть под какой-то опекой, — считает директор мстёрского филиала ВШНИ Полина Гусева. — Наши студенты ежемесячно получают академическую стипендию – 3600 рублей, почти все получают ещё и социальную стипендию – это плюс ещё 4000. Если ребята учатся на «четвёрки» и «пятёрки», это повышенная стипендия – 5400. То есть ежемесячно выходит 9400 рублей. И когда они приходят на фабрику и получают там очень маленькую зарплату, то желание работать пропадает.
В общем объёме мстёрские артели по итогам 2017 года произвели продукции на 85 миллионов рублей, из них треть суммы составила лаковая миниатюра, остальная часть — за иконописью.
На конкурсной основе
Подготовка ребёнка к выбору профессии, определение склонности к тому или иному занятию начинается с детства. Большую работу по выявлению предрасположенностей и знакомству с творчеством проводит заведующий отделом научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, экскурсионно-массовой работы МБУ «Мстёрский художественный музей» Татьяна Коткова.
Татьяна Евгеньевна регулярно посещает мстёрский детский сад, где рассказывает ребятам об искусстве и помогает малышам делать первые творческие шаги. Эти дети потом с удовольствием приходят в Мстёрскую детскую школу искусств. А дальше снова тупик.
— Родители не видят перспектив, кем будет их ребёнок после обучения, поэтому надо работать и с родителями тоже, — считает заместитель директора Мстёрской детской школы искусств Ольга Щурова. — Для этого нужно повышать престиж творческих профессий, быть на виду. В прошлом году мы участвовали в десяти международных конкурсах, в которых приняли участие 30 учащихся, 12 из них стали победителями и призёрами. Мы участвовали в восьми всероссийских конкурсах и всего в двух областных. На уровне области нам пробиться очень сложно, поэтому неплохо было бы проводить почаще такие конкурсы у нас.
Идея творческого конкурса быстро нашла одобрение. Принято решение, что это будет не узконаправленное мероприятие, а масштабный конкурс художественного искусства, в котором примут участие все желающие. Кроме этого, проведение выставок и творческих мероприятий, направленных в первую очередь на поддержку молодых художников, должно стать традицией.
— Раньше проводились областные, зональные, республиканские и всесоюзные выставки. К каждой выставке государство заключало договоры и в полной мере поддерживало художников. Потом работа шла в музей, — вспоминает Владислав Некосов. — Сегодня даже хорошие работы не покупают ни музей, ни Министерство культуры. Художник кладёт все работы в стол, а многие переходят на более прибыльную иконопись.
Пытаясь заработать, художники нередко забывают о высокой цели искусства.
— Если человек не почувствует вкус творческой борьбы, у него не будет стимула для развития. Многие, даже члены Союза художников, не участвуют в выставках, а всё продают и являются членами Союза только по билетам, — сетует председатель мстёрского отделения Союза художников России Анатолий Якимочев. — При этом, чтобы, к примеру, получить звание заслуженного художника, нужно 20 лет быть членом Союза художников и участвовать во всех выставках; должно быть определённое количество наград — грамот, благодарностей, иначе документы даже рассматриваться не будут.
Туристический бренд
Развитие народных промыслов в посёлке мастеров неразрывно связано с развитием туристической привлекательности. Сегодня туроператоры готовы привозить во Мстёру туристов, многие из них это делают, но только по пути в другие города. Комитет по туризму администрации Владимирской области разработал маршруты, в которые включена Мстёра, и выпустил буклеты, где также содержится информация о посёлке.
По словам директора МАУ «Центр развития туризма Вязниковского района» Натальи Мельниковой, удержать туристов хотя бы на пару дней можно — периодически туроператоры даже интересуются, не появилась ли в посёлке гостиница, но насколько это целесообразно на сегодняшний день – непонятно.
— У нас была идея построить здание, первый этаж которого сделать художественным салоном, а второй – гостиничным, — рассказал Владимир Лопухов. — Но если в художественном салоне никто ничего не покупает, а на втором этаже находятся полтора туриста – для кого это здание нужно?.. Поэтому начнём с того, что гостиничный комплекс развивается там, где людям интересно. К примеру, в Суздале чуть ли не каждое подворье имеет несколько комнат, чтобы принять туристов. За прошлый год при 12 тысячах населения они приняли миллион семьсот туристов. Население города Вязники – 40 тысяч, мы приняли порядка 15 тысяч туристов.
Нужно начать с себя. Что мы можем предложить? Также мы должны понимать, что та же лаковая миниатюра не является предметом первой необходимости. Это не хлеб и не соль. И она не всегда работает на туриста. Настоящее произведение искусства может купить только знаток, коллекционер или человек, влюблённый в мстёрскую лаковую миниатюру. Поэтому сегодня должно быть место и для массовой продукции, которая будет стоить не очень дорого и станет приемлема для туристов.
— Туристы, посещающие Мстёру, хотят купить недорого, но красиво, — подтвердила Наталья Мельникова. — В качестве подарка в основном покупают дорогие шкатулки, иконы, броши. Туристы разные, они необязательно богатые. Есть много групп, где люди хотят, например, купить магнит, ту же брошку, и они не могут потратить на сувенир крупную сумму.
Создание единого бренда Мстёры, объединение всех видов народных промыслов под одним крылом должно стать первым шагом на пути развития туристической привлекательности посёлка.
— Нужно объединиться и работать всем сообща, — заключил Владимир Лопухов. — Отдельно существующие артели и предприятия не способствуют формированию единого бренда. Нужно наладить контакты со всеми пятью артелями, которые есть во Мстёре; вместе подумать, как создавать достойные условия для работы и развития промыслов.
— Я 25 лет ждал этого разговора, — говоря о важности затронутых тем, позже заявил Владислав Некосов. Встреча позволила обозначить проблемы отрасли и наметить пути их решения. Повторное совещание с руководителями артелей и учебных заведений, где будут сформулированы конкретные решения и резолюции, запланировано на первый квартал наступившего года.
автор: Дмитрий Фирсов
==========================
от себя:
"— Понятно, что студенты не хотят работать на кого-то и получать малую часть от стоимости работ. Каждый из них хочет быть известным автором, чтобы были свои заказчики, но вначале всем приходится очень сложно. "
Все не могут быть гениями, на 100500 просто хороших художников будет 1 гений)) В существующих реалиях и этого тоже мало, нужно быть еще предпринимателем, умело пиарить себя и свое творчество.
Пиарить сам бренд Мстеры тоже будет стоить денег и тот, кто такие деньги даст, будет ожидать своих доходов.
Замкнутый круг получается. "— У нас была идея построить здание, первый этаж которого сделать художественным салоном, а второй – гостиничным, — рассказал Владимир Лопухов. — Но если в художественном салоне никто ничего не покупает, а на втором этаже находятся полтора туриста – для кого это здание нужно?"
ИМХО, туристы должны приезжать не за миниатюрами, а с тем, чтобы хорошо провести время, окунуться в атмосферу сказочности Мстёры, посмотреть на чистые реки, красивые дома, подышать неотравленным воздухом, послушать тишину, посетить Храм, покушать домашних экологически чистых пирожков, увидеть печку с дровами, прокатиться на санках / лыжах и так далее = получить радость. А уже потом возникает желание купить сувенир=предмет на память о том, как хорошо человек провел время.
Мне попадались в сети записи людей, побывавших в поселке как "туристы", никто не пишет о миниатюрах / вышивке / ювелирной продукции - ВСЕ пишут о сказочных домах и особенной Атмосфере поселка; но никто не имеет возможности здесь провести, например, отпуск - негде жить в это время. Фотографий далее 100 метров от центра тоже нет.
Была турбаза. Нужно что то подобное, как санаторий.
ИМХО, главное богатство Мстёры - неповторимая атмосфера самого места, где есть еще гармония человека и природы. Непременно нужна программа по сохранению исторических зданий поселка. Никто из туристов не поедет осматривать стандартные коробки в районе ювелирного завода, а в центре - каждый домик = сказка. Но если поотдирают наличники, создадут монстров со стеклоблоками, то гармонии наносят вред, внешнему виду поселка наносят вред.
Частное здание - понятно, владелец делает, что хочет. Но, к примеру, есть служба озеленения с заботой о растениях в поселке, почему нет историко-архитектурной службы, чтобы сохраняли исторические фасады? Методом разъяснения значимости и важности кружевных наличников. Может быть, финансово помогать их реставрировать / делать копии по сохранившимся частям? В поселке 2 лесопилки балду пинают.
А так ли плох особняк Крестьянинова, чтобы в нем не организовать гостиницу?
Сообщение отредактировал Варвара - Пятница, 12.01.2018, 13:46 |
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Воскресенье, 14.01.2018, 18:55 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Цитата Варвара ( ) А так ли плох особняк Крестьянинова, чтобы в нем не организовать гостиницу? А что-то где-то уже строят.
|
|
| |
Варвара | Дата: Пятница, 16.02.2018, 12:37 | Сообщение # 9 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| статья
МСТЕРА. КОЛЛЕКЦИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ
Коллекция лаковой миниатюры Мстеры в Русском музее невелика, но она раскрывает разные грани своеобразной художественной системы этого центра, показывает историю становления и развития промысла.
Среди расписанных темперой предметов из дерева, созданных в Артели древней русской живописи в послереволюционные годы, привлекают внимание два уникальных экспоната лоток и кубышка. В них воплотились первые опыты мстерцев в области сюжетной миниатюры, продолженные позже в новом материале - папье-маше.
Н.П.Клыков (?). Лоток. Конец 1920-х гг. Государственный Русский музей
Содержанием для них послужили распространенные в русском лубке второй половины прошлого столетия сюжеты романса «Под вечер осенью ненастной...» и стихов А.Кольцова «Песня пахаря», «Косарь», «Раздумье молодца».
Простота и ясность композиций, графическая четкость контурного рисунка сближают эти произведения с характером народной картинки. Но от последней их отличают большая живописность и ярко выраженное лирическое чувство.
Н.П.Клыков (?). Кубышка. Конец 1920-х гг. Государственный Русский музей
Автором росписи лотка и кубышки, очевидно, был художник-иконописец. Возможно, это Н.П.Клыков. Он первым из мстерцев еще в 1920-е гг. начал писать на папье-маше. Творчество Клыкова 1930-1940-х гг. заложило основы своеобразного художественного языка мастерской миниатюры.
Н.П.Клыков. Шкатулка «Дубровский». 1940 г. Государственный Русский музей
К числу подлинных шедевров художника принадлежит шкатулка «Дубровский» 1940 г. В ней ярко проявился творческий метод Клыкова, заключающийся в органическом соединении образов реального мира с элементами декоративной условности. Принцип белильной подготовки художник использует для отображения естественной световоздушной среды, в которой действуют герои литературного произведения.
В целях достижения декоративности Клыков заменяет реальное пространство условным, «театральным», разбивая его на несколько четко выделенных планов. Художник опирается на глубокое знание древнерусских иконописных принципов и колористических приемов европейской живописи.
И.А.Фомичев. Шкатулка «Капитан Копейкин на приеме». 1964 г. Государственный Русский музей
Яркую и своеобразную страницу в историю Мстеры вписал художник И.А.Фомичев. В его творчестве нашла выражение подлинно народная струя мастерской миниатюры, что сказывается прежде всего в непосредственности трактовки сюжетов. Духу народного «примитива» отвечает и авторская манера живописи художника подчеркнуто плоскостная, линейная.
Благодаря же собственной системе наложения бликов, исключительному пониманию роли цветовых акцентов, Фомичев добивался объемности отдельных элементов композиции. Все это можно отметить в живописи на шкатулке «Капитан Копейкин на приеме» 1964 г.
Е.В. Юрин. Шкатулка «Фрукты». 1953 г. Государственный Русский музей
В мастерской миниатюре получила развитие еще одна интересная ветвь — орнаментальная. Основоположник ее художник Е.В. Юрин, творчество которого представлено в Русском музее рядом значительных произведений.
Шкатулка «Фрукты» 1953 — 1954 rr. одна из лучших работ художника — содержит уникальные черты «юринского» орнамента: чувство меры, простоту и ясность и вместе с тем пышность и богатство, достигнутые виртуозным, тонким письмом твореным золотом и темперой, исполненным с большой свободой.
М.К.Дмитриева. Шкатулка «Весна в царстве Берендеев». 1954 г. Государственный Русский музей
В сложный для промыслов период 1940 — 1950-х гг., когда Мстеру, как и другие центры лаковой миниатюры, захлестнула волна «станковизма», работала интересная мастерская художница М.К.Дмитриева. В живописи шкатулки «Весна в царстве Берендеев» получили развитие декоративные принципы.
Несмотря на известную станковость построения, на первый план выступает общий декоративный строй композиции. Как и во всех миниатюрах этих лет, в произведении Дмитриевой большое место отведено пейзажу, в котором запечатлена Мистера живописный поселок с холмистыми далями, речками, приземистыми деревянными домиками.
А.М. Крылов. Ларчик «Слово о полку Игореве». 1971 г. Государственный Русский музей
А.М. Крылов. Ларчик «Слово о полку Игореве». Фрагмент. 1971 г.
Одну из граней многообразной лаковой миниатюры Мстеры представляет творчество А.М. Крылова. Его ларчик «Слово о полку Игореве» 1971 г. - явление исключительное для данного промысла, так как здесь в отличие от Палеха не получило развития украшение живописью предметов столь миниатюрных форм.
Вместе с тем в этом произведении очевидно стремление художника показать свое высокое профессиональное мастерство и уникальные возможности миниатюры как вида искусства.
Произведения мастерской лаковой миниатюры из собрания Русского музея можно рассматривать как этапные, имеющие особую историческую и художественную ценность в творческой жизни промысла.
Авторы М. А. Сорокина, Т. Б. Васильева
|
|
| |
Варвара | Дата: Суббота, 17.03.2018, 12:34 | Сообщение # 10 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| История лаковой миниатюры. Старинный фильм
|
|
| |
|