|
Ищем фото церкви в селе Спас-Иваново
| |
Администратор | Дата: Четверг, 08.04.2010, 03:35 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 119
Статус: Offline
| Уважаемые пользователи и гости сайта! Мы давно пытаемся найти фотографию церкви в селе Спас-Иваново,которое находилось рядом с с.Акиншино ( рядом с Мстёрой). Церковь в нём была разобрана в 20-30 хх годах прошлого столетия.Возможно,что у кого-то в семейных архивах есть её фото или где-то вы могли видеть это фото. Помогите, пожалуйста, в поиске.Будем очень вам признательны!
|
|
| |
Катюшка | Дата: Среда, 21.09.2022, 07:07 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 131
Статус: Offline
| ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ОБ «ИВАНОВО-СПАССКОМ» ПРОШЛА «НА ЗЕМЛЕ»
17 сентября на территории МО «Поселок Мстера» состоялась презентация новой книги по истории Вязниковского края «Иваново-Спасское. Исчезнувшее село на речке Таре». Ее авторами стали журналист и краевед Николай Фролов и кандидат исторических наук Элла Фролова. Книга выпущена «Центром развития туризма Вязниковского района» при содействии райадминистрации. Она посвящена истории старинного села Иваново на реке Таре, получившее наименование Спасское по местной церкви Спаса-Преображения. Иваново-Спасское прекратило свое существование более полувека назад.
Новую книгу представили непосредственно в том месте, где находилось исчезнувшее село. В мероприятии приняли участие около 60 человек, в том числе заместитель главы администрации Вязниковского района Александр Лазарев, глава администрации поселка Мстера Александр Кресов, директор Центра развития туризма Вязниковского района Дмитрий Куликов, директор Вязниковского историко-художественного музея Андрей Веденеев, директор Мстерского художественного музея Елена Богунова, главный библиограф ИПБЦ «Интеллект» г. Вязники Наталья Протасьева, жители Вязников, Мстеры, различных селений Вязниковского района, Коврова, Ковровского района и даже Владимира. Присутствовали уроженцы Иванова-Спасского (например, директор Мстерской швейной фабрики Валентина Бородина, которая жила в Иванове до седьмого класса) и потомки жителей приходских ивановских деревень, представители разных поколений — от ветеранов до школьников, представители СМИ.
Открыл презентацию А. Веденеев: «Словосочетание малая Родина настолько многогранна, что каждый включает в него что-то своё. Для кого-то это отчий дом, уютная улочка или дворик, для других милая сердцу деревушка в несколько домов со старинной церковью. К сожалению, бывает так, что малая Родина остаётся лишь в воспоминаниях или старых фотографиях. Так произошло и с селом Иваново-Спасское, которой сейчас уже нет даже на современных картах Вязниковского района. Но есть ещё те, кто здесь родился, а благодаря краеведам Николаю и Элле Фроловым история этого уголка Вязниковской земли навсегда останется в памяти потомков».
В числе выступающих были А. Лазарев, А. Кресов, Д Куликов, а также известный мстерский краевед Владимир Борисов. Они отметили важность сохранения памяти о своей малой Родине, о необходимости изучать историю вязниковских сел и деревень. А. Лазарев, подчеркнул, что проект «Забытые уголки Владимирского края», который стартовал в 2018 году изданием книги о погосте Николо-Дебри на территории Сарыевского муниципального образования Вязниковского района, и впредь будет продолжен на вязниковской земле. Нынешняя же книга «Иваново-Спасское. Исчезнувшее село на речке Таре» в рамках данного проекта уже седьмая по счету.
Затем авторы представили свою новую книгу. Николай и Элла Фроловы рассказали, что они стремились сберечь память о старинном русском селе, где веками жили люди, и где теперь не осталось практически ничего, кроме памятного креста, груды кирпичной крошки на месте снесенного храма, что бы напоминало об Иваново-Спасском. Они поблагодарили за поддержку в издании книги администрацию Вязниковского района и лично главу райадминистрации Игоря Зинина.
Н. Фролов вкратце рассказал об истории этого села. Иваново на Таре существовало еще в XVI столетии, а, скорее всего, и ранее. Оно возникло в пределах Стародубского княжества, и после распада последнего на уделы оказалось в числе вотчин князей Ромодановских-Стародубских. С начала XVII века Иваново принадлежало боярину князю Григорию Петровичу Ромодановскому, а потом его сыну боярину князю Василию Григорьевичу Гордому Ромодановскому и внуку царскому стольнику князю Степану Васильевичу Ромодановскому. Затем эта вотчина была дана в приданое дочери последнего княжне Марфе Степановне Ромодановской, вышедшей замуж за гвардейского офицера и сподвижника Петра Великого князя Бориса Михайловича Черкасского. Потом селом владел их сын московский генерал-губернатор князь Петр Борисович Черкасский. Он подарил село Иваново, которое в 1778 году из старого Суздальского уезда вошло в новообразованный Вязниковский уезд, своей дочери Марфе, названной в честь бабки. Княжна Марфа Петровна Черкасская вышла замуж за офицера Конной гвардии князя Александра Алексеевича Шаховского — потомка удельных князей Ярославских. Затем село досталось их сыну Борису.
По шестой ревизской переписи 1811 года село Иваново, Спасское тож, Вязниковского уезда значилось за отставным майором 55-летним князем Борисом Александровичем Шаховским, причем тогда в этом селении насчитывалось 58 крестьян мужского пола и 24 мужского пола дворовых людей — слуг при княжеской усадьбе. Женское население в той переписи не учитывалось, но очевидно, общая численность населения Иванова с учетом церковного причта в ту пору превышала 180 человек.
Князь Борис Шаховской, по женской линии прямой потомок князей Ромодановских-Стародубских, скончался в 1827 году, после чего Иваново-Спасское купил богатый помещик Владимирской и Ярославской губерний коллежский асессор Павел Степанович Лупандин из старинного дворянского рода. Лупандины возводили свою генеалогию к касожскому (черкесскому) князю Редеге, которого в 1022 году убил в единоборстве тмутараканский (будущий черниговский) князь Мстислав Владимирович Храбрый, брат Ярослава Мудрого. После кончины П. С. Лупандина в 1850 году, Иваново-Спасское унаследовал его старший сын надворный советник Николай Павлович Лупандин — последний помещик села, при котором было отменено крепостное право.
До 1845 года в Иваново имелась деревянная Спасская церковь, которая сгорела от удара молнии во время грозы, после чего в 1848-м там построили каменный храм в тоже наименование. Эта церковь простояла до начала 1960-х гг., когда ее разрушили на кирпич для устройства фундаментов жилых домов на улице Дачной в поселке Мстера.
Вскоре после этого запустело и само село, причем, кажется, туда даже не проводили электричество, и ивановцы вплоть до последнего времени пользовались керосиновыми лампами.
Все присутствующие на презентации получили в подарок новую книгу с автографами авторов. Участники выражали одобрение подобному формату мероприятия, когда издание об историческом селении проводится не в библиотеке или ДК, а непосредственно «на земле». Многие из числа местных жителей в бывшем селе Иванове побывали впервые за много лет.
В начале октября текущего года в рамках проекта «Забытые уголки Владимирского края» состоится презентация еще одной книги тех же авторов. Она будет посвящена истории ныне также несуществующего села Петровское на границе Ковровского и Вязниковского районов и пройдет на месте исчезнувшего села примерно в 6 км к северо-западу от села Шустово.
автор: Михаил Одинцов
Хочешь быть непохожим нa других - оставайся самим собой.
|
|
| |
Лакин | Дата: Суббота, 26.11.2022, 08:26 | Сообщение # 7 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 221
Статус: Offline
| Художник из Спас-Иванова.
В сентябре текущего года состоялась презентация новой книги по истории Вязниковского края, посвященная истории исчезнувшего села Иваново-Спасское, которое находилось на территории нынешнего МО «Поселок Мстера». Авторы книги – журналист Николай Фролов и кандидат исторических наук Элла Фролова. Данное издание выходит в рамках проекта «Забытые уголки Владимирского края» и является уже седьмым в этой серии.
В новом издании на основе различных источников, в том числе архивных и мемуарных, рассказывается и о жителях вязниковского Иванова за несколько веков истории этого села. Среди прочих там говорится и об известном мстерском художнике-миниатюристе Борисе Николаевиче Любомудрове, чье детство прошло в Иванове-Спасском. Как свидетельствуют старожилы, дом Любомудровых находился примерно посередине одного из порядков сельской улицы. Именно Б. Н. Любомудров оставил лиричные воспоминания об этом селе, которые сегодня поистине уникальны.
Борис Николаевич Любомудров родился в 1920 году. В детские годы он проживал и учился в Ивановском-Спасском на берегу речки Тары, которая служила местом игр сельской детворы. Уже в начальных классах у Бориса обнаружились незаурядные способности к живописи, поэтому после обычной школы он поступил в Мстерскую художественную профтехшколу, которую окончил в 1939 году. Учился Любомудров у известных мстерских художников И.А. Серебрякова и Н.П. Клыкова. С того же 1939-го стал членом артели «Пролетарское искусство». В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны Борис Любомудров был призван в ряды Красной Армии, воевал на Ленинградском, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах, участвовал в освобождении Выборга, Варшавы, Тарту, дошел до Берлина, был ранен, награжден орденами и медалями.
В послевоенные годы Борис Николаевич посвятил себя творчеству. В 1948 году вместе с И. А. Серебряковым он занимался ответственным государственным делом – реставрировал уникальнейшие фрески Благовещенского собора Московского Кремля. В 1966 году Б. Н. Любомудров был награжден орденом Знак Почета, а в 1971 году его избрали членом Союза художников СССР.
В многочисленных работах Б. Н. Любомудрова представлены лучшие традиции мстерского лирического пейзажа. Произведения мастера сегодня находятся в собраниях Мстерского художественного музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Ростовского областного музея изобразительных искусств. Скончался художник-ветеран в преклонном возрасте в 2005 году.
Есть лирическое описание детства Б. Н. Любомудрова в Иванове-Спасском на рубеже 1920-х – 1930-х гг. со слов самого художника в изложении Н. Г. Дмитриева:
«Над низовьем пойменных лугов протекает еле приметная речка Тара. В ее студеной, ключевой воде деревенские мальчишки в жаркое летнее время ловили корзиной рыбу, выуживая из-под коряг горбатых окуней. Обкладывая корзинами-плетухами камыши и осоки, добывали щурят и другую рыбу. Бывало, в печинах берегов шарили в норах раков…
Ни одна ребячья затея не обходилась без выдумщика Бори Любомудрова. В ягодную или грибную пору целыми днями пропадали они в окружающих деревню лесах. С наступлением вечера уходили в ночное, подобно мальчишкам из «Бежина луга», — пасли лошадей, рассказывали у костра всякие дива и разные бывальщины. За впечатлениями ходить далеко не надо было. Все рядом, все под боком. Идя в лес за грибами или за ягодами, иной раз забывали в шалостях свой прямой промысел, увлекшись попутными видениями, — то зайца спугнут и ударятся за ним в гон, то хитрую лису перехитрят, а потом гоняются за ней, но ищи в поле ветра — уже не догнать. Вдруг приметят пчелиное гнездо в дупле старого дуба и, предвкушая сладость пчелиного меда, попытаются достать его… Сокращая путь, идут не торными дорогами или тропами, а целиной — полем, к спелому гороху. Залягут там в горохах и долго тешатся новой радостью, млея от жары. Насладившись, нарвут еще про запас сочных гороховых стручков, упрячут все за пазуху под рубашку и, увлеченные, шелуша спелые стручки, идут через перелески, можжевелевые заросли, кустарники к оврагу, в орешники. Тут уж полное раздолье, и деревня близко. Кругом деревни овраги. Чего только там нет, а главное — лещина. Здесь мальчишки тешатся до самой вечерней зари: гнут орешины, рвут орехи, играют в прятки, жгут костер, а потом, уморившись, по вечерней росе идут домой. Наскоро съедят ломоть черного хлеба с парным молоком и, выслушав попреки родителей, уйдут спать на сеновал до нового утра».
По воспоминаниям ныне живущей во Мстере пенсионерки Раисы Ивановны Китаевой, выросшей в соседнем с Ивановым селе Акиньшино, Борис Любомудров оказался причастен к сносу Спасского храма в селе Иванове в 1950-х годах. Инициатором сноса стал председатель колхоза «Родина» Григорий Ковальчук.
Дабы оправдать снос старинного здания, его признали аварийным. Как утверждает Р. И. Китаева, для подтверждения «аварийности» памятника попросили художника Бориса Любомудрова нарисовать на церковной стене большую трещину, которая в итоге и стала обоснованием для варварского деяния.
Снос старого храма – памятника архитектуры понадобился лишь для того, чтобы использовать дефицитный тогда кирпич для фундаментов новых жилых домов во Мстере. Но это уже другая история…
Михаил ОДИНЦОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век», №41 (614) от 10 ноября 2022 г.
Сообщение отредактировал Лакин - Суббота, 26.11.2022, 08:29 |
|
| |
|