|
Деревни
| |
GFUV-7357 | Дата: Суббота, 22.08.2020, 08:33 | Сообщение # 56 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Иванково — забытая «мельничная столица»
Когда-то в нашем крае непременным атрибутом не только сельской, но иногда и городской местности являлись ветряные мельницы. В преимущественно аграрной России производство зерна и хлеба было одним из приоритетных. Поэтому помол с целью получения муки считался важнейшим делом. Для этого использовались как ветряные, так и водяные мельницы. Во многих деревнях и сёлах имелись свои мельницы. Причём такое селение непременно становилось для всей округи центром производства муки.
Три мельницы на десяток изб
Сегодня, когда мельницы можно видеть лишь в музее, прежние центры мукомольного дела давно позабыты или вовсе исчезли. В их числе и деревня Иванково, входившая в состав огромной вотчины с центрами в селах Осипово и Сарыево (в пределах нынешних Ковровского и Вязниковского уездов). Особенностью данной деревни в XIX столетии, благодаря её расположению на возвышенном открытом месте посредине обширного поля, стало наличие в ней сразу трёх ветряных мельниц.
Можно сказать, что в середине XIX века деревня Иванково являлась мукомольным центром всей округи. Молоть зерно сюда возили обитатели многих десятков соседних сёл и деревень, в том числе из селений нынешнего Сарыевского муниципального образования. Возы с мешками ржи и пшеницы по осени шли в Иванково целыми вереницами и даже обозами. Говорят, что в разгар помола трава вокруг мельницы на сотни метров была покрыта белым мучным слоем, словно снегом.
Откуда пошло село Иванково?
Название этой деревни происходит от одной из форм написания имени Иван — прежде самого распространенного на Руси. Встречалось также написание названия как «Иваньково» (например, в документе 1834 года, находящемся в Госархиве Владимирской области), но чаще всего мягкий знак в нем отсутствовал. В старину Иванково входило в состав Стародубского княжества. Находилась деревня в непосредственной близости от стольного города Стародуба на Клязьме. А потом это селение оказалось в одном из стародубских уделов, выделенных князьям Осиповским-Стародубским. После пресечения рода князей Осиповских в 1550-е годы, Иванково стало государевым владением. По всей видимости, эта деревня была разорена в годы Великой Смуты начала XVII столетия, как соседние села Сарыево и Осипово.
В середине XVII века Иванково было пожаловано царём Алексеем Михайловичем своему ближнему боярину Артамону Сергеевичу Матвееву. Затем деревня принадлежала его сыну, дипломату Петра Великого, графу Андрею Артамоновичу Матвееву, а потом и внуку – подполковнику графу Федору Андреевичу Матвееву. Граф Федор Андреевич Матвеев в конце 1730-х гг. продал свои владения, включая Иванково, генерал-поручику Павлу Федоровичу Балк-Полеву. Внук последнего – тайный советник и камергер, первый российский посланник в Бразильской империи Петр Федорович Балк-Полев, разорившись от непомерно широкого образа жизни, в 1810 году продал Иванково камергеру и тайному советнику графу Владимиру Григорьевичу Орлову — младшему брату фаворита Екатерины II графа Григория Орлова, некоторое время занимавшему пост директора Академии наук.
Помол был тонок, а простоев не случалось
Когда ветряные мельницы появились в Иванкове доподлинно неизвестно. По всей видимости, они там мололи муку ещё в XVIII столетии — при Екатерине II, если не раньше. В нашем лесном крае, где широких полей имелось в ту пору совсем немного, найти удобную точку для установки мельницы, открытую всем ветрам, было непросто. Для того, чтобы грамотно поставить ветряк, использовали не только опытных специалистов-строителей, но и советы местных старожилов, которые по памяти составляли то, что нынче называют розой ветров. Иванковская возвышенность в этом плане оказалась для лесной глубинки поистине уникальной. Там, посреди большого поля безветренных дней почти не случалось. И после того, как там появилась первая мельница, она начала работать, почти не переставая. Помол её был тонок, а простоев не случалось.
Места вокруг были богатые. Неподалеку, в частности, находилась знаменитая на всю Россию слобода Мстёра. Помимо сельского хозяйства и традиционного иконописного промысла, местные крестьяне активно занимались офенской торговлей на огромной территории. Торговые мужики-коробейники, возвратившись домой с изрядной выручкой, потом в больших объемах скупали хлеб у своих земляков. Неудивительно, что к иванковской мельнице по осени, после окончания очередной страды выстраивались огромные очереди. И тогда управляющий помещика графа В. Г. Орлова, которому принадлежало как само Иванково, так и его окрестности, испросил у барина дозволения поставить рядом с первой и вторую мельницу. Его сиятельство разрешил, и вскоре в Иванкове уже мололи два ветряка.
Это было в начале 1820-х гг., когда в стране, победившей Наполеона, отмечался экономический подъем. И неудивительно, что даже две ветряные иванковские мельницы не справлялись с потоком желающих смолоть свое зерно. Одна только господская запашка давала тысячи пудов зерна, и этот хлеб полагалось молоть в первую очередь. Без очереди приезжали на мельницу и соседние помещики, которых в Ковровском и Вязниковском уездах тогда жительствовало и хозяйствовало немало. Поэтому вскоре, опять по ходатайству управляющего и с дозволения графа Орлова, иванковские умельцы срубили еще и третий ветряк. Так в конце царствования императора Александра Благословенного деревня Иванково стала «мельничной столицей» на всю округу, обслуживая десятки селений сопредельной вязниковской и ковровской территории. Издалека были видны мельничные крылья, придававшие селению необычный вид.
Не пережили советское время
По пятой ревизской переписи 1811 года за графом Владимиром Григорьевичем Орловым в Иванкове значилось 50 душ крестьян мужского пола. По шестой «ревизии» 1816 года, проведенной вскоре после окончания наполеоновских войн, в данной деревне состояло 53 мужского и 51 женского пола крепостных крестьян, а всего в Иванкове тогда насчитывалось 11 крестьянских дворов. Без преувеличения можно сказать, что иванковцы, в основном, жили мельничным делом. Кто не был мельником, его помощником или рядовым работником на мельнице, тот участвовал в ремонте ветряков или подряжался заниматься извозом — перевозкой зерна и муки, так как у крестьян для этого собственных лошадей и подвод часто не хватало.
К третьей четверти XIX века в Иванкове уже насчитывалось почти 130 жителей в 19 крестьянских дворах. А три ветряные мельницы действовали там вплоть до революционных потрясений 1917 года. Одну из них мужики спалили сгоряча во время Гражданской войны. Вторую разорили в пору военного коммунизма. А третья, пережив НЭП, не перенесла пору карточек и голода. Молоть стало нечего и не для кого, обветшавший ветряк в итоге сломали за ненадобностью.
В начале 1980-х Иванково, ранее входившее в состав колхоза имени Сталина, а потом попавшее в число «неперспективных» деревень, было ликвидировано. И сегодня уже почти никто не помнит ни об этой деревне, ни об её когда-то знаменитых мельницах.
Николай ФРОЛОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №34 (501) от 20.08.2020 г.
https://xn--b1akdajq8j.xn--p1ai/2020....tolicza
Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Суббота, 22.08.2020, 08:34 |
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Вторник, 22.09.2020, 13:16 | Сообщение # 57 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Цитата GFUV-7357 ( ) Симонцево Наверное, почти каждый из нас хотя бы однажды видел, как по провинции передвигаются высокопоставленные чиновники — на дорогих автомобилях, с эскортом, с мигалками. В старину, когда наши предки передвигались не за счет условных лошадиных сил, а в буквальном смысле на лошадях, подход к проезду начальства был примерно таким же: ехали с сопровождением и очень быстро, не терпя ни малейшей задержки. Но накладки случались даже в то патриархальное время, когда благоговейное чинопочитание было не в пример нынешнему. Примечательный случай произошел 160 лет назад в деревне Симонцево Вязниковского уезда, где министр путей сообщения Российской империи генерал Чевкин, направляясь в экипаже в сторону Вязников на осмотр строящейся тогда железной дороги, на несколько часов намертво застрял на почтовой станции.
Читать тут
|
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Вторник, 29.09.2020, 09:19 | Сообщение # 58 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Вязниковские населённые пункты вновь вошли в число лучших по итогам конкурса «Самая красивая деревня Владимирской области».
Читать тут
|
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Вторник, 12.01.2021, 14:21 | Сообщение # 59 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Цитата GFUV-7357 ( ) Высоково Высоково — одна из последних деревень «Костина угла»
В Потарье — так когда-то именовали прежде места по берегам речки Тары, с давних пор существует деревенька с распространенным названием Высоково. Прежде она входила в Сарыевскую волость Вязниковского уезда, а теперь — в Сарыевское сельское поселение Вязниковского района. Вероятно, это селение так прозывается, потому что действительно находится на возвышенности посреди огромного поля, окруженного даже и сейчас впечатляющими лесами. Если полтора века назад в Высоково насчитывалось более двух десятков крестьянских дворов и почти 160 постоянных жителей, то теперь коренных высоковцев там почти не осталось, а большая часть домов принадлежит дачникам. Да и сама деревня Высоково — один из немногих уцелевших до наших дней населенных пунктов прежде обширного «Костина угла».
Прежде рядом с Высоковым и вокруг него находилось еще более десятка населенных мест. Это деревни Губино, Демаково, Долгово, Жары, Костенево (или Костино, по ней и вся округа еще со средневековья прозывалась «Костиным углом»), Круглово, Коробы, Носково, Черноморье и Федорково. А еще — известный с незапамятных времен старинный Ильинский погост, что в Костином углу, с каменным храмом во имя пророка Ильи. Эту церковь возвели на месте старой деревянной в 1826-1829 гг. близ реки Тары, на ее лесистом правом берегу. К началу XX века в «Костином углу» насчитывалось почти 800 человек постоянного населения. А теперь, кроме Высоково, уцелели лишь Жары и Черноморье — из-за близости к поселку Мстера, да и в этих деревеньках даже вместе взятых сегодня лишь 25 постоянных обитателей. А остальные деревни и погост, который в течение многих веков оставался не только местным духовным, но и административным центром (там зачитывали царские указы, там перед крестьянами выступали начальники разных рангов) сгинули безвозвратно, причем по большей части не слишком давно — всего полвека назад. А еще в середине 1930-х гг. во время проводимой в СССР массовой коллективизации там имелось чуть ли не по отдельному колхозу в каждой деревне: в Демаково и Костино — «Красный пахарь», в Высоково — «Красная горка», в Федорково — «Новая жизнь», в Губино — «Трудовик», в Долгово — «Заря социализма», в Черноморье — «Дружба», в Жарах — имени К. Е. Ворошилова, в Коробах — «Красный пахарь». Там бурлила жизнь, в Долгово действовала своя школа, куда ходили учиться ребятишки со всей округи. А потом значительную часть работящих мужиков из этих деревень повыкосила Великая Отечественная. Колхозы в послевоенные десятилетия стали планомерно укрупнять. И в 1960-е, оказавшись в стороне от магистральных путей-дорог в пору искусственного разделения сел и деревень на «перспективные» и «бесперспективные», селения «Костина угла» фактически были уничтожены, оставив лишь поля, пропадающие проселки и обозначения на подробных крупномасштабных картах в виде так называемых «урочищ». В нашем крае пресловутые урочища — обычно не что иное, как своего рода топографический реквием навсегда погибшим селам и деревням. Официально из числа населенных пунктов костинские деревни как несуществующие по большей части исключили в 1977-м. Последней снесли деревню Долгово, где еще в горбачевскую «перестройку» доживали свой век два пенсионера. Ее ликвидировали по решению тогдашнего Владимирского облисполкома в 1989 году. Теперь от Высоково до самой Мстеры — безлюдье и глушь. Несколько лет назад в бывшем Ильинском погосте был установлен металлический поклонный крест на том месте, где прежде находился закрытый в 1928-м и снесенный до основания в 1950-е храм Ильи Пророка. А до высоковского поля из села Сарыево в северо-восточном направлении уходит дорога — сначала полем, а потом мимо сельского погоста прямо через вековой сосновый бор. Примерно две версты спустя могучие сосны неожиданно расступаются, и впереди рядом с разлившейся у плотины Тарой видна высоченная насыпь Горьковской железной дороги. Даже сегодня поражает размах строительства этой магистрали, сооруженной на рубеже 1850-х – 1860-х гг. без какой-либо тяжелой техники при помощи одних лишь лопат и тачек наших предков — по большей части местных вязниковских крестьян, которых нанимали на строительство. Причем строили они так добротно, с таким огромным запасом прочности, что даже сегодня в XXI веке насыпь под железнодорожным полотном держится прочно и нерушимо, несмотря на огромную ежедневную нагрузку в течение уже полутора веков. Но, пожалуй, еще больше впечатляет туннель в этой гигантской насыпи под линией железной дороги, куда ныряет ведущая из Сарыева через лес извилистая дорога. Он тоже сработан на века. Выложенный образующими огромный свод тщательно пригнанными один к другому красными кирпичами из обожженной глины, старый туннель до сих пор запросто выдерживает вибрацию от тяжелых и длинных, по десять минут грохочущих мимо грузовых составов. Или же от стремительно пролетающих скоростных пассажирских поездов. И это притом, что возможность существования подобного подвижного состава проектировщики и строители железной дороги и туннеля не могли и представить. Туннель, увеличенный в длину в советское время при помощи бетонных плит (вероятно, при расширении железнодорожной магистрали), и в основной своей части по ширине и высоте настолько велик, что через него сегодня запросто могут проехать не только легковушки, но и тяжелые грузовики. Какова была логика строителей? Когда все это возводилось при царе-освободителе Александре II, через туннель ездили лишь конные экипажи — телеги, коляски и кареты. Зачем же было городить столь исполинское сооружение, затрачивая на него огромные средства? Каждый подобный туннель обходился в сотни тысяч рублей золотом, что в пересчете на нынешний курс составляет сотни миллионов. Но предки не экономили, не «оптимизировали» проект и его реализацию, тратили, не скупясь, устраивая стратегически важный проезд под «чугункой» с запасом на века. Туннель близ Сарыева, который теперь еще и памятник обезлюдевшему Костину углу, обычно пустынен. Машины проезжают там нечасто, зимой — вообще не каждый день. Причина как раз в том, что дорога через огромный туннель ныне ведет в одну-единственную деревню — Высоково. Путь за железной дорогой еще более живописен. Рядом с дорогой впритык петляет, то прячась в лесной чаще, то вновь выныривая оттуда речка Тара, в средневековье являвшаяся границей между Стародубским княжеством и Ярополческим станом с центром в Ярополче-Залесском — предтече нынешних Вязников. Вокруг — сплошные сосны и ели, словно живые декорации для русских сказок. Вдоль дороги полно следов зайцев, лис, белок, похоже, енотовидных собак и еще какого-то зверья. Затем лес кончается, и открывается поле, во много раз обширнее того, что у Сарыева. А впереди на возвышенном месте деревня Высоково. Дальше проселки уходят через поле в другие леса, но это зарастающие дороги в никуда. На десяток с лишним километров там лишь леса, перелески и давно не возделываемые поля, где все больше кустарника и молодой поросли…
Николай Фролов
|
|
| |
GFUV-7357 | Дата: Пятница, 26.02.2021, 11:38 | Сообщение # 60 |
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Статус: Offline
| Сюжет «Кота в сапогах» для вязниковской деревни не актуален.
В старину крестьянские семьи обычно были велики и патриархальны. Хозяйство велось сообща не только взрослыми детьми и их родителями, но часто даже и повзрослевшими внуками. Порой в деревне имелось всего лишь два-три крестьянских двора, но зато в каждом из них проживало от 20 до 30 человек. При сравнительно низкой экономической эффективности крестьянского хозяйства и достаточно примитивных орудиях труда, вести дела большим числом работников было выгоднее. И выживать большой семьей оказывалось сподручнее. Даже целой шайке грабителей напасть, скажем, на крайний дом в деревне было проблематично, если там их заведомо встретили бы 5-6 взрослых мужиков с топорами и рогатинами. Однако время шло, изменялись условия жизни крестьян и обстановка в стране. И во второй половине XIX века во Владимирской губернии, как и повсюду, тенденция раздела-выдела отчетливо наблюдалась почти в каждой сельской или деревенской семье.
Читать тут
|
|
| |
|