Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
Памятник ахитектуры по ул.Ленинградская
CtoikДата: Вторник, 16.01.2018, 20:49 | Сообщение # 21
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 89
Награды: 12
Репутация: 6
Статус: Offline
Варвара, обычно их водосточными зовут.

Ctoik
 
ВарвараДата: Среда, 17.01.2018, 01:17 | Сообщение # 22
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline
Цитата Ctoik ()
обычно их водосточными зовут.
спасибо) водоотводные = канализация, не разобралась)

Кстати, а канализация в доме Крестьянинова была / есть ?
 
ВарвараДата: Воскресенье, 11.03.2018, 22:38 | Сообщение # 23
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline
Род крестьян-предпринимателей

Одно из самых красивых зданий посёлка Мстёра – дом фабриканта Василия Семёновича Крестьянинова. Двухэтажный особняк из красного кирпича, расположенный на улице Ленинградской, заметно выделяется на фоне окружающей застройки.

Сегодня дом с затейливыми башенками и арочными окнами пустует – так же как и соседнее деревянное здание, тоже некогда принадлежавшее семейству Крестьяниновых. Исторических данных об этом мстёрском роде крайне мало. Вместе с тем именно Крестьяниновы поставили производство икон на промышленный поток.

Четыре брата Наиболее полной информацией о мстёрских Крестьяниновых располагает краевед Владимир Борисов. Вот что он пишет: «По метрическим книгам Троицкой единоверческой церкви удалось выявить четырёх братьев – Якова, Василия, Семёна и Фёдора Андреевичей Крестьяниновых.

Старший брат, Яков Андреевич (1816 – 23.12.1889), очевидно, был довольно заметной личностью во Мстёре. В 60-70-е годы XIX века он был старостой Троицкой церкви, что говорит о его материальном благополучии, так как на эту должность старались выбрать состоятельного человека.

9 февраля 1870 года ему была объявлена признательность и дано благословение от Архиепископа Владимирского и Суздальского Антония за труды по сбору средств на покупку нового колокола для Троицкого единоверческого храма. Это не единственный случай участия Я. Крестьянинова в жизни церкви.

Так, в 1878 году ему было объявлена благодарность епархиального начальства за пожертвование в церковь села Шустово, а в 1882 году – благословение Святейшего Синода без грамоты за заслуги и пожертвования по духовному ведомству.

О жизни его брата С.А. Крестьянинова (около 1828 – 11.07.1898) известно меньше. О том, что он имел хорошую репутацию среди жителей слободы, говорит избрание его мстёрским сельским сходом 7 декабря 1875 года опекуном малолетнего И.Ф. Шталёва.

Сам Семён Андреевич с супругой Дарьей Антоновной (около 1831 – 13.11.1912) имел десять детей… О предпринимательской деятельности С.А. Крестьянинова найти какие-то сведения пока не удалось. То, что он имел заведение во Мстёре, связанное с производством икон, сомнений не вызывает. Его сын Василий, который в начале XX века являлся владельцем крупнейшей фабрики этого профиля, в рекламе своего предприятия отмечает, что фирма существует с 1859 года.

Естественно, что в то время она принадлежала его отцу». Краевед также сообщает, что предпринимательством занимались ещё две ветви рода Крестьяниновых.

Так, в 1911 году на потомков Якова Андреевича были официально зарегистрированы два заведения – фолежное и ризочеканное. Фолежное заведение числилось и за сыном Фёдора Андреевича – Иваном Фёдоровичем Крестьяниновым – и его женой Евлампией Поликарповной. Торговый дом и мастерские Василий Семёнович Крестьянинов был владельцем крупнейшего предприятия по производству икон во Мстёре.

К 1901 году у него уже наладилась торговля иконами и киотами в Москве в Верхних торговых рядах. «Строительство корпусов фабрики, которые дошли до сегодняшнего дня, — пишет Владимир Борисов, — было начато в 1906 году. Василий Семёнович постоянно стремился к усовершенствованию, механизации и увеличению производства. Так, в 1908 году им была основана меднопрокатная фабрика, на которой вырабатывалась фольга для изготовления икон.

Для неё построили двухэтажный кирпичный корпус, оснастили двигателем в 40 сил. К 1910 году на фабрике работали 25 человек, фольги изготавливалось на 14 тысяч рублей в год. К 1912 году количество рабочих увеличилось до 30, а годовой выпуск продукции – до 23 тысяч рублей. К 1916 году владельцами фабрики были построены позолотная и две литейные мастерские.

27 июня 1913 года в Москве зарегистрирован Торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями». Род деятельности – торговля иконами, киотами и другой церковной утварью. Полными товарищами (распорядителями) Торгового дома были крестьянин Василий Семёнович и его сыновья Фёдор, Василий и Николай Крестьяниновы с капиталом в 15 тысяч рублей.

Главная контора и магазин были в Москве в Верхних торговых рядах. Торговля производилась также на Нижегородской ярмарке. Мстёрская фабрика вошла в Торговый дом. Полное название предприятия: «Фабрика икон, киот, лампад и меднопрокатный завод фольги». Хорошая работа «С современной точки зрения, возникает вопрос, что лучше: икона «с намалёванными безобразными ликами святых» или качественно выполненная машинным способом?

По воспоминаниям внучки В.С. Крестьянинова Юлии Николаевны Бычковой, хозяин следил за качеством и заставлял переделывать плохо выполненную работу или не платил за неё. О хорошем качестве икон, которые изготавливались на фабрике, красноречиво говорят следующие факты.

На Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года Василием Семёновичем экспонировались фольговые иконы в киотах. Хотя они не были отмечены наградами выставки, но прошли строгий экспертный отбор, прежде чем стать её экспонатами.

На Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1901 года в Санкт-Петербурге В. Крестьянинов был награждён бронзовой медалью «за исполнение штампованных риз, украшенных орнаментами в старинном русском стиле и по цене общедоступных». Сам фабрикант в рекламе своего производства, опубликованной в 1907 году, отмечает, что им получены высшие награды на выставках в Лондоне, Вене и Париже.

Значит, продукция фабрики заслуживала внимания». В Мстёрском художественном музее сегодня хранится икона, произведённая тем самым, фабричным способом. Богоматерь с младенцем на руках в обрамлении пышных цветов из бумажных лент даже спустя век смотрится нарядно и празднично. Директор музея Валентина Владимировна Позднякова провела для корреспондента «Маяка» небольшую экскурсию, рассказав о способе производства и изготовления такой иконы. Наклеенное на деревянную основу изображение было недолговечным, но ярким, а самое главное – дешёвым, поэтому и пользовалось такой популярностью среди населения.

«Металло-штамп» «У Василия Семёновича и Александры Зосимовны было шесть детей, — рассказывает Владимир Борисов. –Зарабатывая достаточные средства, В.С. Крестьянинов в начале XX века рядом с деревянным домом, перевезённым из Нижнего Новгорода в конце XIX века, построил двухэтажный каменный дом (с которого и началась вся эта история. – Прим. ред.)

Другой источник утверждает, что первоначально был построен каменный дом, а деревянный построен позднее для сына Николая. Недалеко от усадьбы находился сад (сейчас на этом месте улица Садовая). Кроме предпринимательской деятельности, Василий Семёнович принимал участие в общественной жизни. Он был почётным попечителем Мстёрской пожарной дружины, старостой Троицкой единоверческой церкви.

Начиная с 1904 года, Вязниковское уездное земское собрание избирало В.С. Крестьянинова в члены уездного раскладочного по промысловому налогу присутствия. События 1917 года круто изменили жизнь в стране. Все крупные предприятия были национализированы. Не стала исключением и фабрика Крестьянинова.

В 1923 году она была сдана в аренду частным лицам и стала называться заводом «Металло-штамп». Интересно, что заведующим заводом вплоть до его закрытия 1 апреля 1925 года был В. Крестьянинов. 10 декабря 1925 года Владимирский губернский совет народного хозяйства передал завод в аренду Мстёрской кооперативной артели. Советская власть не давала Крестьяниновым жить спокойно.

У Василия Семёновича и его сыновей Василия и Николая были отобраны дома во Мстёре. Николай Васильевич неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1937 году В.В. Крестьянинов был арестован в Москве и выслан в Казахстан. Такая же участь постигла многих предприимчивых людей в нашей стране».

Автор благодарит В.В. Борисова, В.В. Позднякову и весь коллектив Мстёрского художественного музея за предоставленный материал и помощь в подготовке публикации.

Автор: Никита Ефимов
По материалам газеты «Маяк»

Прикрепления: 2256281.jpg (107.2 Kb)
 
GFUV-7357Дата: Четверг, 11.10.2018, 19:54 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Хоромы Крестьяниновых во Мстёре

https://proofreader-z.livejournal.com/610844.....1510940
 
ВарвараДата: Пятница, 12.10.2018, 11:53 | Сообщение # 25
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline
Очень интересная статья, спасибо автору и Юрию за ссылку.

Цитаты из статьи:

Пишут, торговать в Первопрестольной наш фабрикант начал не позже 1901 года и не абы где, но таки в Верхних торговых рядах. В Москве же с 1913 г. зарегистрирован "Торговый дом «В.С. Крестьянинов с сыновьями»

Вроде бы есть сведения, что фирма Крестьяниновых "существовала с 1859 г.", т.е. была уже при отце, Семёне Андреевиче (ок. 1828 - 1898), а по этому же адресу иль нет, не ясно.

на Миллионной хозяйство их было весьма обширным и богатым, о вот история возведения крайне скудна и противоречива.

При сложении различных (и отнюдь не первичных) источников, выходит: иконная фабрика "начата строительством" в 1906 г., меднопрокатный завод "основан в 1908 г.", позолотная и две литейные мастерские - "построены к 1916 г.".

Каменный дом почти все дружно датируют началом ХХ в. и называют домом именно В.С. Крестьянинова. На счёт деревянного имеются разногласия. Одни пишут, он более старый (кон. XIX в.), другие же считают, что он наоборот моложе каменного и поставлен уже для сына, Николая Васильевича, при чём в обеих версиях иногда добавляется, что дом перевезён из Нижнего. Здание именуется либо "дом Н.В. Крестьянинова", либо более обобщённо, типа "дом, принадлежавший семейству Крестьяниновых".

В описаниях каменного дома (про деревянный молчат) повторяют "в Русском стиле", хотя его тут не так уж и много. Часть наличников обоих домов имеют разорванные фронтоны, которые любили их у нас и в XVII в., и в Русском стиле XIX в. А ещё епанча над главным фасадом, да карнизы с язычками - и собственно всё, список окончен. Пологие лекального профиля с перехватом кровли боковых надстроек ассоциируются у меня скорее с чем-то барочным или "условно восточным". Лопатки каменного дома и карнизы деревянного - явно из ордерных стилей.

Каменный дом имеет нетрадиционную ориентацию, главный фасад с парадным входом, балконом и епанчей смотрит не на улицу, как у всех нормальных людей, а на юго-восток, прямо в сторону монастыря, давшего начало слободе.

При товарищах и дома, и бизнес естественно отняли, но интересно, что до 1925 г. управляющим производством упоминается В. Крестьянинов, только вот не ясно - В.С.(отец) или В.В. (сын).

Пишут, Василий Васильевич в 1937 г. "был арестован в Москве и выслан в Казахстан", а брат его, Николай Васильевич "неоднократно подвергался тюремному заключению".

Картинки из статьи:

План жилого и хозяйственного комплекса усадьбы Крестьяниновых. Ул. Ленинградская дома 38, 40


План жилого и хозяйственного комплекса усадьбы Крестьяниновых. Ул. Ленинградская дома 38, 40


План каменного дома Крестьянинова, ул. Ленинградская дом 38


План деревянного дома Крестьянинова, ул. Ленинградская дом 40


оба дома на одном фото


каменный


деревянный


Сообщение отредактировал Варвара - Пятница, 12.10.2018, 11:56
 
Поиск:

Четверг, 21.11.2024, 16:31
Форма входа
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница