Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поколение ‘Дети Войны’
GFUV-7357Дата: Среда, 11.07.2018, 17:46 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Недавно наша страна отметила День памяти и скорби. И мне хочется немного рассказать о событиях начала Великой Отечественной войны, происходивших в нашем лесном посёлке Нельше, который располагался на пути из Вязников в Южу.

В посёлке проживало около 20 семей — выходцев из Сталинградской, Саратовской областей и Пестяковского района Ивановской области. Свои края люди покинули из-за страшного голода в 1930-х годах и поселились в таком благодатном крае, как Нельша. Здесь шла интенсивная заготовка деловой древесины сосны. Этим здесь занимались ещё в 1898 году (до 1917 года леса принадлежали Савве Морозову и так и назывались — «морозовские»).

Перед войной жизнь в Нельше была налажена: были приличные заработки и отличное снабжение продовольствием. Когда же пришла весть об объявлении войны, люди поначалу растерялись. Мне было тогда 8 лет, и я немного запомнил, что тогда происходило в нашем посёлке. Некоторые говорили, что надо зарывать в землю своё имущество, и начали в лесу копать ямы. Другие собирались также в глухом лесу строить землянки и в них жить. Но потом немного успокоились, подумав, что ведь и так в лесу живут, — авось, враг сюда и не дойдёт. Кто-то захотел уехать — правда, не знали куда. Попросили лошадей у руководства, но те и так были на вес золота, да ещё и более крепких стали отправлять на фронт.
Но вот пришло время, когда стали приходить повестки на фронт. В некоторых семьях доходило до настоящих трагедий — ведь уходил, бывало, единственный или главный кормилец, а семьи до войны у многих были большими. Так было и у нас — младше меня было ещё четверо ребят. Хотя я и сам был почти ребёнок, считался уже за взрослого. Отец был инвалидом Гражданской войны; чапаевцем, воевавшим в уральских степях. Был контужен в голову, остался один глаз с 20 процентами зрения. Но всё равно трудился — сторожил на делянке агрегат, который вырабатывал электрический ток для электропил. Получал 600 граммов хлеба, а копеечная зарплата в войну почти ничего не значила.

В магазинах моментально всё пропало, появились хлебные карточки — 200 граммов на детей и иждивенцев (тех, кто не мог работать). Но и эти 200 граммов были наполовину с не чищенной тёртой картошкой, тяжёлой, как глина, и настоящего хлеба выходило не больше 150 граммов — почти как в осаждённом Ленинграде. В первые дни войны люди и не думали, что придёт ещё и такой коварный враг, как голод. Кто не испытал этого, не поймёт никогда, что это такое.
Помню, я начал ходить в школу за 4 километра от нас, в другой посёлок. Утром собираешься, искрошишь кусочек чёрного хлеба в кружку, зальёшь кипяточком, посолишь — и это всё. В школе ждёшь с нетерпением большой перемены, когда принесут маленькую кастрюльку чищеной картошки на два класса, положат в мисочку две ложки и кусочек чёрного хлеба, граммов 40. Всё это сильно раздражало наши желудки, но и этому были рады.

Те ребята, которые окончили 4 класса, дальше учиться уже не стали — начали трудиться на делянках лесоповала, выжигали сучья, подгребали мусор и тоже его сжигали. С этим было строго — в лесу после вырубки должна быть чистота и не дай бог случится пожар: сосновый бор потушить очень трудно. Сторожа и лесники постоянно находились в лесу, следили за порядком. Зимой чистили узкоколейку, по которой ходили паровозы, — это тоже была работа подростков. За это им полагалось по 400 граммов хлеба. К концу рабочего дня мастер раздавал талоны, на которые хлеб можно было получить в магазине. А, бывало, его привозили прямо на делянку. Так во время войны трудились, можно сказать, ещё дети — наравне со взрослыми. Они же после окончания войны, подросшие, восстанавливали страну и многое сделали для Родины. Но теперь о них почти и не вспоминают, с каждым годом их остаётся всё меньше и меньше. Счастья им и здоровья!

Письма, письма!.. Как же родные и близкие солдат радовались, когда треугольнички с текстом, написанным карандашом, приходили с фронта и в них сообщалось, что беспокоиться не надо, что воин жив и здоров!.. Но приходили и похоронки, и не все верили в эти печальные сообщения. Думали: а вдруг это ошибка? И писали в ту часть, откуда пришла эта страшная весть. Но оттуда отвечали, что сами похоронили, и указывали в ответе определённое место, село, деревню или город. И всё равно люди порой не верили. Ошибки, конечно, были, но редко… У нас в посёлке жила престарелая баба Настя, у неё погиб единственный сын. Получив похоронку, женщина сделалась как помешанная — уходила в лес, бродила там по тропам и всё кричала, звала своего Санюшку. Ведь она, можно сказать, только и жила им…

Мне приходилось выступать перед учениками Мстёрской школы. Я им рассказывал, как мы учились в то тяжёлое время. Учителям в школе тоже было несладко — жили и в холоде, и в голоде. Не хватало учебников, чернил и мела, чтобы писать на доске. Помню, когда я учился, наверное, классе в третьем, наша учительница, уже пожилая, Александра Григорьевна, как-то осенью после уроков пригласила нас на чай — кажется, в день какого-то советского праздника. Нас пришло человек пять. Женщина жила одна в маленькой комнатке. Поставила нам самоварчик и на стол — тарелку клюквы. Клала в рот клюквинку и пила из чашки чай… Мы делали так же. Вот такое было угощение во время войны — ни сахара, ни конфет, ни печенья. Но надо было жить, учить, учиться и не падать духом.

Выступая во Мстёрской школе, я невольно сравнивал её с нашей школой. Мне казалось, что я вижу сон, и думал: как же эти дети счастливы! Вот бы нам тогда такую школу и такую жизнь! Но на долю детей войны выпала совсем другая жизнь, другая участь — такая, которой не пожелаешь никому…

http://33mayak.ru/2018/07/10/22289
 
GFUV-7357Дата: Суббота, 09.01.2021, 10:06 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Владимирский фильм о детях войны удостоен награды Нью-Йоркского кинофестиваля.
«Ванька» - долгожданный проект Регионального Центра культуры, детского и авторского кино.
В объективе - ребята, которые, несмотря на юный возраст, трудились у станков наравне со взрослыми.
Фильм отсылает и к истории владимирской земли. Военную продукцию производили на станции Селиваново, в Муроме, Киржаче, Вязниках, Коврове.

Главные роли - у владимирского пятиклассника Димы Домахина.



Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Суббота, 09.01.2021, 10:09
 
GFUV-7357Дата: Вторник, 01.06.2021, 20:57 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Цена победы: «Детям войны» во Владимирской области выплатили по 1 тысячи рублей.

В этом году «дети войны», проживающие во Владимирской области получили, так называемую, финансовую помощь от государства – всего 1 040 рублей.

Пресс-служба «Белого дома» гордо рапортует, что выплаты получил 81 161 человек. Согласно областному законодательство к данной категории жителей принадлежат люди, родившиеся с 4 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года. На их поддержку потратят порядка 125,9 млн рублей в текущем году.

Отметим, что дети войны получают также льготу в размере 25% на оплату ЖКХ. Но это относится только к тем из них, кто не имеет иных видов льгот. За апрель этой льготой воспользовались порядка 7 038 человек.

Читать тут
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Воскресенье, 22.12.2024, 21:43
Форма входа
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница