Изменим Мстёру!
Нужен ли во Мстёре бункер для крупногабаритного мусора?
Всего ответов: 64
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск по форуму · RSS ]
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Книги о Мстёре
GFUV-7357Дата: Понедельник, 22.01.2018, 20:03 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
Цитата Варвара ()
Книга Краски Мстёры 1959 год

В детстве была похожая, тоже 1959 года, о художнике Морозове.
 
ВарвараДата: Пятница, 16.02.2018, 11:55 | Сообщение # 12
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline
Еще раз о книге Семеновского
(я теперь умею вставлять картинки в форум, а то первый пост пропали картинки)
=======

Семеновский Д. Мстера. Москва. Советский писатель. 1939 г. 208 с.,илл.+ 11 цв.вкл.

Заставки, концовки, виньетки и инициалы исполнены коллективом художников Мстеры.

Рисунок переплета по материалам мстеровцев художника Л.Эппле. Твердый переплет, узкий энциклопедический формат.

42 страницы тоновых иллюстраций, 11 цветных вклеек.

(кто ищет на бумаге старинные издания - имеет смысл поискать на alib.ru, я там нашла /купила 2 книги)











Добавлено (16.02.2018, 11:55)
---------------------------------------------
=======

Семеновский Д.М. Избранные произведения. Стихотворения. Очерки. М. Художественная литература 1976 г. 336с. Твердый переплет, обычный формат.

В книгу Дмитрия Семеновича Семеновского (1984-1960) вошли лучшие стихотворения, написанные поэтом в разные годы жизни, а также очерки "Мстера" - о его земляках - русских художниках - палешанах и мстерцах, о их жизни, быте и работе.

Прикрепления: 9563285.jpg (216.9 Kb) · 1733421.jpg (211.6 Kb) · 5174742.jpg (221.7 Kb) · 5116090.jpg (223.9 Kb) · 3100462.jpg (162.4 Kb) · 9898848.jpg (45.7 Kb)
 
ВарвараДата: Пятница, 16.02.2018, 12:56 | Сообщение # 13
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Награды: 27
Репутация: 13
Статус: Offline
Семеновский Дмитрий Николаевич (настоящее имя Семен Овский; 1894-1960 ) — известен в основном как поэт и мемуарист. Им написаны очерковые книги о Палехе и Мстере. Из семьи священника сельского прихода во Владимирской губернии.

В 1913-1915 посещал Народный университет Шанявского в Москве (вместе с С. Есениным). За учебу платил М. Горький, получивший в 1913 письмо и стихи молодого поэта. Общение и переписка с Горьким продолжались до 1935 и сыграли решающую роль в биографии Семеновского.

Начинал печататься как «новокрестьянский» поэт (поэтизация деревни, религиозная и фольклорная образность); в годы Первой мировой войны М. Горький печатал Семеновского в антивоенном журнале «Летопись». В 1919 Горький отправил его стихи А. Блоку (на отзыв для издательства З. И. Гржебина и публикации в журнале «Завтра»), и тот откликнулся на совершенно чуждую ему по духу поэзию предельно доброжелательно, выискивая малейшие «признаки живого дарования».

В 1934 году был делегатом I Всесоюзного съезда советских писателей. С начала 1930 годов поэт также занимался стихотворным переводом «Слова о полку Игореве».











Добавлено (16.02.2018, 12:56)
---------------------------------------------
=======

Безуспешно поискала эту книгу

Цитата Варвара ()
(Об установлении Советской власти в Мстере была написана в 1930 году книга, авторами которой являются Н. П. Рождественский, Н. Ф. Клевакин, И. М. Захаров, Сергиевский, Круковский.)


может быть, кто знает название?
Прикрепления: 3707585.jpg (167.0 Kb) · 5816523.jpg (124.1 Kb) · 5533832.jpg (127.3 Kb) · 4854180.jpg (133.0 Kb) · 2399721.jpg (137.3 Kb) · 0807768.jpg (146.5 Kb)
 
GFUV-7357Дата: Воскресенье, 11.03.2018, 19:17 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline




МСТЕРА ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
 
Окончательная ликвидация иконописного промысла произошла вскоре после революции, когда, не находя рынка для сбыта своей продукции, стали закрываться одна за другой мастерские дорогой и дешевой иконы. Некоторое время вырабатывалась фолежная икона, но и она прекратила существование. На икону потребителя не находилось. Новая жизнь и рожденные ею формы быта властно содействовали умиранию иконописного производства. Бывшим иконописцам пришлось переключиться на другие работы, не связанные с искусством. Многие обратились к сельскому хозяйству: огородничеству и земледелию (раньше Мстера земледелием не занималась), иные ушли на разные хозяйственные и промышленные предприятия в качестве рабочих.
 
Однако революция, разрушив иконное дело, открыла для кустаря совершенно новые пути: она освободила его от рабского подчинения капиталисту, дала возможность объединиться в трудовые коллективы-артели; в искусстве положила начало творческой деятельности, дотоле скованной требованиями и канонами феодального искусства.
 
Новое в Мстере возникло не сразу.
 
Первый период, примерно до 1923 г., отмечен попытками отдельных мастеров иконописцев сплотиться в артель, а также поисками новых художественных материалов, применительно к их искусству.
 
Пример подали многочисленные в Мстере кустарки-гладьешвейки, образовавшие в 1919 г. артель в 300 человек. К этой артели временно присоединились 40 иконописцев. Они начали работать по дереву, расписывая яичными красками матрешки, бураки, поставцы и коробки, покрывая живопись масляным лаком.
 
Деревянным «бельем» их снабжал Владимирский кустарный музей. Позднее еще прибавили к производству железные подносы; их расписывали также яичными красками и покрывали олифой и масляным лаком, но не полировали. Продукция сбывалась во Владимирский кустарный музей и через Главкустпром в Москве3.
 
Гладьешвейное дело и живопись объединялись механически. Подобная форма организации не могла быть прочной. Уже в 1921 г. живописцы выделяются в самостоятельную артель, правда, просуществовавшую лишь несколько месяцев. Причина распадения новой артели коренилась в низкой качественности ее продукции, плохо шедшей на рынке.
 
Живописцы вновь разбрелись кто куда в поисках заработка, но трое кустарей — Н. П. Клыков, А. И. Брягин и А. Н. Куликова, принимавшие участие в первоначальном собирании промысла, продолжали работать в индивидуальном порядке, расписывая деревянные ложки и тарелки из белой глины. Они содействовали образованию нового производства.
 
Начало ныне существующей артели «Пролетарское искусство» было положено в 1923 г. организацией небольшой артели под названием «Древнерусская народная живопись» в составе 9 мастеров.
 
Здесь начинается второй период развития промысла, характеризующийся созданием более или менее прочного коллектива, дальнейшим собиранием разрозненных иконописных сил района и опытами на новых художественных материалах.
 
Артель начала с росписи дерева. Толчок дал заказ для сельскохозяйственной и кустарно-промысловой выставок в Москве. Ассортимент изделий, которые вырабатывала артель, состоял из братин, ковшей, поставцев и коробочек. Товар направлялся в Главкустпром и Владимирский кустарный музей. Полуфабрикат артель покупала в готовом виде в Семенове, который являлся крупным центром деревообделочной художественной промышленности Горьковского края.
 
Невысокое качество продукции (изделия имели непрочную лаковую поверхность, грубость росписи, в которой мастера не сумели использовать свое мастерство) было причиной затоваривания, и в 1925 г. производство почти остановилось.
 
Из 24 кустарей в артели осталось только 7, наиболее сплоченных и решивших во что бы то ни стало наладить производство.
 
Временный выход нашли в изготовлении настенных ковров из холста, расписанных масляными красками. Живопись на коврах была очень груба и приближалась по характеру к малярной росписи подносного типа — широкой и простой. В сюжетике господствовал вкус мещанского мелкобуржуазного потребителя.
 
Образцами для копирования служили рисунки случайного происхождения, заимствованные из старых журналов и с пошлых открыток.
 
Писали на коврах «первый поцелуй», «русалок», «Стеньку Разина» и другие подобные темы.
 
Ковры имели успех, находя сбыт в мещанских слоях и отчасти в крестьянской и рабочей среде. Покупали ковры как украшение на стену, применительно к торжественным случаям, напр., в приданое невесте. Раскупались ковры в магазинах ширпотреба, на ярмарках и базарах Ивановской области, Горьковского края и смежных районов.
 
Промысел работал вслепую, не получая никакого художественного и идеологического руководства; малярная живопись, пошлые образцы угрожали деквалификацией мастерам.
 
Наряду с коврами артель пробовала использовать и другие виды материалов. Расписывали деревянную точеную и клееную игрушку, которую делали сами; формовали из бумажной массы игрушку папье-маше. Бумажную массу в виде пыли доставали из отходов бумажного завода в Вязниках.
 
В это же время в артель вошла группа столяров, никакого отношения к производству художественных изделий не имевшая. Кооперирование столяров началось с 1924 г. Существующее положение не могло удовлетворить лучших живописцев, заинтересованных в настоящей творческой работе; идею внушил соседний Палех.
 
Палех организовал у себя в 1924 г. лаковое производство, заимствовав его технику у старейшего лакового промысла СССР — Федоскинской артели. Мастера Палеха начали расписывать коробки из папье-маше тончайшей миниатюрной живописью и золотым орнаментом. Палехские лакированные шкатулки, сделанные из папье-маше, получили широкую известность как у нас, так и за границей.
 
Следуя примеру Палеха, артель в 1928 г. сделала несколько опытов живописи на папье-маше, но ее начинание осталось без последствий. Лишь в 1930 г. благодаря поддержке, оказанной Всекопромсоюзом, Мстера могла предпринять первые шаги, направив четырех своих мастеров в Кустарный музей в Москву и в Федоскинскую артель для изучения лакового дела4.
 
Живописцы И. А. Серебряков и Е. В. Юрин прошли в Кустарном музее трехмесячную практику работы на папье-маше, ознакомились с особенностями лаковой живописи и технологией красок. Двое других — А. Н. Куликов и И. Н. Клыков изучили в Федоскинской артели процессы выработки полуфабрикатов. Техника этого производства издавна стояла там на большой высоте. Возвратившись в артель, мастера применили на деле приобретенные ими знания и некоторый опыт.
 
Первого июля 1931 г. живописцы отделились от столярной группы и образовали собственную артель под названием «Пролетарское искусство». Артель начала серьезно налаживать производство папье-маше, преодолевая встречавшиеся на ее пути трудности. В этот период времени с 1931 по 1932 г. артель находилась в тесной связи с Федоскинским промыслом, неоднократно командируя туда своих членов и закупая там необходимый ей полуфабрикат.
 
К середине 1932 г. артель вполне наладила у себя производство собственного папье-маше, и окончательно организовался экспортный цех, включивший в себя живописцев и заготовщиков, изготовлявших полуфабрикат папье-маше.
 
Сперва расписывали папье-маше семь лучших живописцев Мстеры: Н. П. Клыков, А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, И. А. Серебряков, Е. В. Юрин, А. М. Меркурьев и В. И. Совин. По лакировке и полировке работали два мастера5.
 
В 1932 г. экспортный цех увеличился до 26 человек.
 
Артель постепенно переключала на роспись папье-маше мастеров из коврового цеха и привлекала ряд иконописцев, до тех пор не работавших в промысле. Ковристы, переведенные в экспортный цех, копировали рисунки лучших мастеров, и только после некоторого испытательного срока переходили к сочинению оригинальных композиций. Наиболее слабые мастера направлялись в заготовительное отделение, увеличивая его кадры. Ковровый цех решено было ликвидировать вследствие низкой художественной качественности его продукции, переключивши всех ковристов на новое производство. Ликвидация производства ковров закончилась в середине 1933 г.
 
В настоящее время в артели работает 65 человек. В экспортном цехе занято 25 живописцев по росписи папье-маше и 22 мастера по изготовлению полуфабриката, 19 человек работает над изделиями из дерева, папье-маше и гагата для ширпотреба6.
 
По социальному положению мастера являются бывшими иконописцами, до революции работавшими по найму у хозяев. Среди них есть дети кустарей и несколько рабочих с местной клееночной фабрики. Они числятся как кооперированные кустари, не связанные с земледелием. Их семьи состоят членами Мстерского колхоза, некоторые же работают в строчевышивальном промысле7.
 
Артельная работа проводится в общественных мастерских. Среди мастеров широко распространено соцсоревнование и ударничество.
 
Расстановка рабочей силы сделана побригадно. Каждой бригадой руководит лучший мастер — бригадир, отвечающий за вверенный ему участок работы.
 
Особые комиссии, состоящие из самих мастеров, проводят бракераж изделий и устанавливают расценки на живопись, которая распределяется на четыре сорта8. При отнесении живописи в тот или иной сорт, учитываются качество выполнения, значительность и новизна сюжета. Самые лучшие работы премируются.
 
Вся работа артели с первой половины 1932 г. проходит под непосредственным руководством Научно-исследовательского института художественной кустарной промышленности.
 
Институт направляет своих специалистов в артель для технологического и художественного инструктажа и проведения опытно-показательной работы среди мастеров.
 
Кроме того институт следит за художественным качеством продукции, рецензируя присылаемые ему артелью образцы.
 
Большое внимание институт уделил изучению стилистических особенностей мстерской традиции и характера современных художественных направлений в артели.
 
Производившееся изучение имело целью помочь мастерам преодолеть в своей живописи иконописную концепцию и найти выход к самостоятельному творческому отображению нашей советской действительности, основанному на реалистическом восприятии и на усвоении ценных положительных сторон художественной мстерской традиции.
 
Сейчас недостаточность средств не позволяет быстро расширять производство, организовать для мастеров экскурсии в музеи Москвы и Ленинграда, широко пополнять библиотеку артели. Во всем этом необходима помощь партийных, советских и общественных организаций и своевременное обеспечение средствами.
 
Заканчивая краткое описание артели «Пролетарское искусство», нужно отметить, что подъем мстерского дела в течение последних двух лет, прекрасная организация артели, выработка ее основных производственных установок, строгий подбор мастеров, умелое, сообразно способностям каждого, распределение между ними функций, расширение материальных и технических возможностей артели новыми видами производства, наконец, устройство школы для подготовки смены — все это то, чем в основном артель обязана ее настоящему председателю Л. В. Юрину. Его творческая энергия поддерживалась за эти годы содействием сплоченного актива мастеров: А. И. Куликова, Н. П. Клыкова, А. И. Брягина, И. А. Серебрякова, А. Ф. Котягина, сделавших все возможное для того, чтобы создать благоприятные условия для развития промысла, открывшего новую страницу в истории нашего лакового дела.
Прикрепления: 6977442.jpg (191.8 Kb) · 4757313.jpg (257.7 Kb)


Сообщение отредактировал GFUV-7357 - Воскресенье, 11.03.2018, 19:24
 
GFUV-7357Дата: Воскресенье, 11.03.2018, 19:30 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3732
Награды: 26
Репутация: 15
Статус: Offline
ПРИМЕЧАНИЯ
 
3 (к стр. 38). Возникновение Мстерского промысла, первые годы его существования тесно связаны с деятельностью Ф. Ю. Жоховского, оказывавшего артели постоянную помощь. Так, напр., им в 1923 г. был передан артели заказ сельскохозяйственной выставки.
 
4 Здесь следует отметить и ту большую, положительную роль, которую сыграли в деле налаживания и укрепления нового производства художественных лаков в Мстере, председатель Культобъединения (КПО) ВСПК М. А. Червонный и руководитель экспортного сектора КПО Н. П. Мизинов.
 
5 (к стр. 41). Оборудование заготовительного отделения состоит из двух строгальных верстаков, двух токарных и одного шарнирного станков, деревянных зажимов, одного пресса для картонных листов, особого пресса для листов, накрученных на деревянную болванку, и из семи железных шкафов, в которых производится сушка лакированных коробок. Каждый сушильный шкаф способен принять около 100 коробок среднего размера. За образец взято устройство шкафов Федоскинской артели. В ближайшее время артель собирается поставить еще два больших токарных станка для точки круглых вещей из папье-маше, дерева и гагата, приобрести пилы для разрезания картона и механизировать шлифовку и полировку изделий.
 
Дальше приводим список членов Мстерской артели, работающих по цехам:
 
НАБИВКА
1. Скворцов И. Г.
 
ОПИЛОВКА
2. Смирнов А. Д.
3. Одинцов В. Л.
4. Кибирев А. Л.
5. Саламатов Ф. И.
6. Саламатов Л. Ф.
7. Смирнов В. (ученик)
8. Подковырин Д. С.
 
ЗАГОТОВКА
9. Юрин В. В.
10. Киринов Ф. Ф.
11. Скворцов В. А.
12. Евдокимов Е. П.
13. Евдокимов Ф. А.
14. Евдокимов П. А.
 
ЛАКИРОВКА
15. Антоньевский Ф. М.
16. Богданов П. В.
17. Култышов П. Е.
 
ЖИВОПИСЬ
18. Брягин А. И.
19. Юрин Е. В.
20. Захаров П. И.
21. Морозов И. Н.
22. Кротов В. М.
23. Шилов Ф. Г.
24. Котягин А. Ф.
25. Овчинников В. Н.
26. Дмитриев Г. Т.
27. Клыков Н. П.
28. Меркурьев А. М.
29. Сеньков А. С.
30. Наугольнов Ф. В.
31. Чирин Н. А.
32. Тюлин И. И.
33. Кисляков А. М.
34. Сосин Я. В.
35. Голышев В. Ф.
36. Щадурин Д. Е.
37. Гурьянов Н. Т.
38. Култышов Н. М.
39. Бобров М. И.
40. Совин В. И.
 
ПОЛИРОВКА
41. Серебряков И. А.
42. Морозов П. А.
43. Клыков И. Н.
44. Малеев С. Я.
45. Смирнов О. В.
 
6 (к стр. 42). Артель в своей работе не одинока. В самой Мстере и ее районе сосредоточено большое число промыслов, обнимающих самые разнообразные отрасли.
 
Всего более в Мстере развит гладошвейный промысел — Татарово-Мстерский промколхоз имени Крупской, организованный в механизированную с электроустрйством фабрику, он объединяет больше половины строчевышивального дела Мстерского района. Промколхоз охватывает 1482 кустарок. На фабрике проведено разделение труда по бригадам в 13—18 человек с системой конвейерной работы и хронометражем. Производство распадается на отдельные цеха: раскройный, гладье-швейный, пошивочный и стирально-гладьевой. Вырабатывают разные скатерти, белье на экспорт и внутренний рынок. Рисунки делаются частично кустарками, частично по образам, поступающим из торгующих организаций и от художников самого промколхоза.
 
Следующая организация гладье-швейного дела — это артель инвалидов Всекоопинсоюза в 120 человек. Выполняют гладье-строчевую работу на предметах женского туалета (платье, белье и т. п.). Работа происходит в общественных мастерских и на дому.
 
Далее видное место занимает металлообрабатывающий промысел. Завод «Прокатчиков» с 90 рабочими вырабатывает листовую зеленую, красную медь и латунь для прокладки автомобильных машин и занимается различными монтировочными работами.
 
Художественной обработки металла, к сожалению, больше не существует, хотя умелая постановка дела смогла бы многое сделать в этом направлении. Несколько квалифицированных кустарей — специалистов по художественной обработке металла — работает на заводе утилитарные изделия. Среди них имеются два мастера, хорошо знающие финифтяное дело, трое — чеканку, пять мастеров — штамповку, гравировку и чеканку по фольге. Кроме того, много старых кустарей чеканщиков находится вне сферы применения своего труда. Мстерская артель «Пролетарское искусство» в 1933 г. сделала попытку использовать чеканщиков, но неудачно.
 
Так пропадает даром большое умение и художественная культура металлического дела.
 
Необходимо, чтобы этому старому производству была оказана помощь и было бы начато его возрождение на новых началах.
 
7 (к стр. 42). Общая стоимость рисунка берется с размера коробки по числу сантиметров. Цена за один сантиметр живописи колеблется в зависимости от сорта — 1 руб. 25 коп. до 3 руб. 50 коп.
 
Калькуляционная цена на коробку из папье-маше с живописью слагается из следующих элементов: 1) стоимости материала, 2) зарплаты мастеру, 3) из начислений на зарплату, отпусков, страхования, административных, управленческих и цеховых расходов. Себестоимость одного сантиметра в среднем выражается в 4 руб. 49 коп., 4) на стоимость накладываются начисления вышестоящим звеньям, прибыль, культфонд, кооперативное строительство. Отпускная цена сантиметра в среднем выражается в 5 руб. 36 коп.
 
Артель принимает все меры для снижения себестоимости продукции.
 
Средняя заработная плата по специальностям следующая: 1) живописец — 137 р., 2) опиловщик — 168 р., 3) заготовщик — 81 р., 4) лакировщик — 112 р. и 5) полировщик — 120 р.
 
8 (к стр. 44). Обычно лаковыми изделиями называются разные предметы, сделанные из картона или бумажной массы, прогрунтованные, расписанные живописью и покрытые лаком. Лаки представляют собой особые растворы смол, образующие после высыхания тонкую и прочную пленку. Родиной лакового производства считают Японию и Китай — страны Дальнего Востока, достигшие высокого совершенства в обработке и отделке этих изделий. Они изготовляются из бумажной массы, которая в сыром виде подвергается формовке, а потом, после сушки, грунтуется и кроется прочным и прозрачным лаком.
 
Самый процесс обработки продолжителен и нередко длится несколько месяцев. Иногда вместо бумажной массы для основы применяется дерево, также потом грунтуемое и покрываемое лаком.
 
Другой значительный центр лакового дела находился в Персии, лаки которой были по технике своеобразной разновидностью восточных, сильно уступая им в изяществе отделки и в прочности. Изготовлялись они из бумажных листов, склеенных между собою, причем никогда не подвергались прессованию из-за своей хрупкости. Полировка их была слабой.
 
Лаковые изделия, имевшие практическое применение, часто соединялись с богатой живописью и инкрустировались металлом или перламутром, реже костью. Инкрустация практиковалась только в Японии и Китае, персидские же лаки, вследствие своей хрупкости, не могли ее выдержать.
 
Повидимому, японские и персидские лаки, а также персидское папье-маше становятся известными в Европе с XVI века, применяясь вначале только для декоративных целей (делали статуи, украшения и т. д.). Окончательно они входят в моду под видом коробок и табакерок, украшенных миниатюрами, в XVIII веке в Англии, Франции и Германии, получая там широкое распространение.
 
Живопись, украшавшая эти лаки, обычно следовала за господствовавшими современными художественными течениями, но одновременно выработала оригинальные приемы, заключавшиеся в декоративном понимании рисунка. Европейские лаковые изделия, в противоположность восточным, изготовлялись из склеенных и спрессованных листов картона, подвергавшихся горячей сушке и приобретавших прочность дерева, и обрабатывались столярным способом.
 
Лучшими поставщиками лакированного папье-маше были следующие фирмы: во Франции фирма братьев Martin, в Германии — в городе Брауншвейге фабрика Иоганна Штабвассера, основанная в 1740 г. и просуществовавшая до 1856 г. Ее изделия пользовались большой известностью и охотно раскупались; огромное количество брауншвейгских табакерок ввозилось в XVIII веке в Россию. Изящные миниатюры, воспринявшие наследие классицизма и рококо, служили драгоценным украшением изделий. Этому браунгшвейгскому производству пришлось сыграть крупную роль в деле организации у нас лаков. В 1795 г. русский купец П. И. Коробов, посетивший Брауншвейг, вывез оттуда несколько мастеров, знавших секреты выделки папье-маше. Он основал в своем имении Данилове около Москвы первую мастерскую лаков. Там изготовлялись так называемые «коробовские» круглые табакерки, напоминавшие по своим формам брауншвейгские, и делались козырьки из папье-маше для русской армии. Техника производства была пересажена немецкая со всеми характерными для нее чертами. У Коробова работали сначала одни немецкие мастера. В 1825 г. фабрика перешла от Коробова к его зятю П. В. Лукутину, который перенес ее в село Демидово, неподалеку от Данилова.
 
Настоящего своего развития промысел достигает в 30—40-х годах — количество его работников увеличивается до 100 человек, имеется специальная рисовальная школа с 20 учениками.
 
Благодаря запрещению на ввоз заграничных лаков, изданному в начале 30-х годов XIX века, Лукутин получил монополию на внутреннем рынке.
 
Качество самого полуфабриката было очень высокое, формы изящные и простые. Табакерки и шкатулки расписывались масляными красками, применялась часто металлическая подкладка, усиливавшая яркость цвета.
 
Писали на перламутре, обрабатывали поверхность металлом.
 
У Лукутина уже работали только русские мастера. Они копировали образцы западной и русской живописи, а также создавали самостоятельные композиции. Большое влияние на промысел оказали Венецианов и его школа.
 
Лукутинская живопись выработала собственный стиль, отличавшийся реализмом и декоративным пониманием цвета. Лукутинские мастера разделялись на две категории. Самые лучшие копировали и перефразировали западные и русские оригиналы, очень недалеко отходя от них. В их живописи было сильно пластическое начало. Вторая группа, менее квалифицированных мастеров, была более склонна к упрощению формы и цвета и декоративному разрешению композиции. Здесь чувствовалась близость к крестьянскому примитиву. Рисунок был прост и выразителен, симметрично построен, краски ярки и контрастны. В этой среде и сложились оригинальные художественные приемы и типичные темы «троек», «чаепитий» и «крестьянских плясок», создавшие славу лукутинского дела. Копии с картин западных и русских мастеров, исполнявшиеся первой группой, отвечали запросам высших классов. Работы второй группы, наоборот, раскупались средним и мелким купечеством, городским мещанством.
 
Во второй половине XIX века производство, развиваясь экономически, стало вырождаться художественно: живопись потеряла декоративность цвета, стало усиливаться простое копирование образцов, чуждых художественной технике промысла. В 1900 г. лукутинское дело совсем прекратилось.
 
Кроме Лукутина в первой половине XIX века был еще ряд других производств, работавших с ним параллельно.
 
В 20-х годах XIX в. в селе Жестово около Москвы возникло вишняковское дело, отличавшееся от лукутинского дела дешевым характером изделий и примитивностью живописи.
 
Еще были другие небольшие мастерские папье-маше, но самостоятельного стиля они не создали, будучи продолжателями западной художественной традиции. Их деятельность падает на первую половину XIX века. Самые известные из них: в Москве мастерская Аустена, в Петербурге — Мартина Бооля и Волленшнейдера. Есть данные о существовании в то время лаков в Сибири и на Урале — Нижнем Тагиле. Сибирские лаки по своей живописи близки к стилю крестьянского лубка. В 70-х годах, в связи с расцветом у нас промышленного капитализма сильно расширилось производство лакового дела.
 
В Троицкой и Марфинской волостях Моск. губ., поблизости с лукутинским делом, возникли самостоятельные крестьянские лаковые предприятия. Работали лаки в 10 селениях. Из них наиболее известно было предприятие Бурбышева и Тупилина (в нач. XX в.), их лаки отличались дешевизной, грубостью отделки. В живописи было еще больше черт крестьянского искусства. Форма была уже совершенно плоскостной, краски очень просты и ярки.
 
Вскоре после ликвидации лукутинского дела в 1910 г. бывшие мастера Лукутина организовали в селе Федоскино артель живописцев по папье-маше. Первоначально артель состояла из 10 человек. Федоскино, усвоив технику лукутинского производства, перешло всецело на путь копирования, творческая деятельность исчезла у мастеров.
 
В своей живописи они лишь сохранили ряд ценных старых художественных приемов и некоторые лукутинские традиционные мотивы.
 
Все мастера сейчас могут быть разбиты на три группы. Первая группа занимается копированием сложных оригиналов и пробует создавать самостоятельные композиции. Чисто лукутинские мотивы встречаются у них редко, но стилистические приемы лукутинской живописи выражены очень сильно.
 
Вторая группа, обладающая меньшим мастерством, выполняет менее сложные рисунки; в ней всего глубже пустили корни отрицательные тенденции, разрушающие стиль промысла.
 
Что же касается последней, самой слабой в техническом смысле группы мастеров, то она пишет почти исключительно традиционные мотивы. Ее живопись характеризуется наивным реализмом, простотой и яркостью колорита, построенного на нескольких основных раскрытых цветах. Сюжет всегда несложен, в нем очень мало действия. Как указывалось выше, техника обработки полуфабриката, его отделка и полировка стоят в Федоскине на прежнем высоком уровне. Сейчас в промысле работает 20 живописцев и 10 заготовщиков, есть школа с 60 учениками. Лучшие мастера артели в настоящее время И. С. Семенов, А. А. Кругликов, Рановский, Лавров, П. Н. Борисов, Платонов, Бородкин и Петров.
 
Такова краткая история наших лаковых промыслов, технику которых через Федоскинскую артель заимствовали сперва Палех, а затем и Мстера, приспособив ее к своей живописи и внеся некоторые изменения в характер обработки.
 
  • Страница 3 из 6
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
Поиск:

Четверг, 21.11.2024, 20:11
Форма входа
Наши проекты

Спасти дом Панина

Мстёрская кузница

Возродим деревню вместе!

Никто не забыт, ничто не забыто!

Мстёрская кузница