|
Мстёрские староверы
| |
Борода | Дата: Среда, 21.04.2010, 13:26 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Доброго времени суток. Скажите пожалуйста, остались ли сейчас во Мстёре старообрядцы? Если да, то как с ними можно связаться? Дело в том, что я сейчас пишу работу о старообрядчестве в Вязниковском крае, о его истории и современности. О истории вообщем-то много информации, в том числе и две статьи Владимира Борисова о мстёрских староверах, а вот современностью туговато
|
|
| |
Администратор | Дата: Четверг, 22.04.2010, 00:04 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 119
Статус: Offline
| Добрый день!К сожалению,у нас информации такой нет.Может кто-то из пользователей что-то знает.Старообрядческая церковь есть в с.Рытово.
|
|
| |
Борода | Дата: Четверг, 22.04.2010, 13:45 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Статус: Offline
| - Да, в Рытово я был неоднократно беседовал с местными. Просто во Мстере раньше ведь тоже аж две официально зарегистрированных общины было, поэтому мне кажется, что вероятность того, что кто-то из староверов еще остался, велика. И еще такой вопрос - бывшие единоверческие храмы во Мстере сейчас официальной церкви принадлежат?
Сообщение отредактировал Борода - Четверг, 22.04.2010, 13:46 |
|
| |
Администратор | Дата: Понедельник, 26.04.2010, 03:44 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 119
Статус: Offline
| Может кто-то и придерживается староверчества,но это не афишируется.Может кто-то и объявится на форуме...Троицкая церковь не действует.Состояние её очень плохое.Что касается Никольской церкви,то нам эта информация неизвестна.Можно позвонить настоятелью храма,координаты есть на сайте: http://mstera-temples.ru/
|
|
| |
Варвара | Дата: Воскресенье, 11.03.2018, 22:31 | Сообщение # 5 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 889
Статус: Offline
| Специфика вязниковского старообрядчества
Вязники исторически — центр старообрядчества. В середине XVII века здесь жило до 400 купцов, которые вначале категорически не приняли никоновской реформы.
Кандидат исторических наук Алексей Морохин работает доцентом кафедры истории средневековых цивилизаций Нижегородского госуниверситета и параллельно ведёт краеведческую деятельность, активно занимается исследовательской работой.
Сферу научных интересов А.В. Морохина составляет и история вязниковского старообрядчества.
Алексей Владимирович Морохин родился в Вязниках. В 1993 году окончил СОШ №9 и поступил на исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. На втором курсе там читался специальный курс «История нижегородского старообрядчества», в значительной мере определивший судьбу студента Алексея Морохина.
Под его влиянием он углубился в детальное изучение истории Русской Православной Церкви и политической истории России XVII-XVIII веков; издал серию научных работ; принимал неоднократное участие в международных конференциях.
Сегодня кандидат исторических наук Алексей Морохин работает доцентом кафедры истории средневековых цивилизаций Нижегородского госуниверситета и параллельно ведёт краеведческую деятельность, активно занимается исследовательской работой. Сферу научных интересов А.В. Морохина составляет и история вязниковского старообрядчества.
«Поповцы» и «беспоповцы» — Добрый день, Алексей Владимирович. В чём примечательность Нижегородской и Вязниковской земель для изучения истории старообрядчества? — Нижний Новгород и его окрестности – это, собственно, тот регион, откуда пошло движение ревнителей древнего благочестия (30-40-е годы XVII века), из которого потом вышли все ключевые лидеры раскола – патриарх Никон, Иван Неронов, Аввакум Петров, Павел Коломенский и так далее. Вообще же, старообрядчество делится на два основных течения – «поповцы», которые приемлют институт священства, и «беспоповцы», которые этот институт полностью отрицают.
После принятия Никоном реформ «беспоповцы» отринули церковь, и их общинами стали управлять мирские наставники. Наш край имел интересную старообрядческую структуру. Есть Керженец (Нижегородская область), известный как центр «поповщины». Есть и знаменитая Выговская пустынь на севере России – центр «беспо-повщины». Вязники находятся примерно посередине, и у слободы, которую современники характеризовали как «в расколе подобной Керженцу», сложились очень тесные и духовные, и экономические связи и с поповцами, и с беспоповцами.
Здесь чувствуется сильное влияние обоих направлений, в чём и заключается, как мне представляется, специфика вязниковского старообрядчества в период его окончательного «оформления» в XVIII столетии. — Получается, что в нашем крае произошло своеобразное смешение разных направлений?
— Именно. Вязниковские исторические сюжеты играют в понимании этого вопроса очень важную роль. Так, настоятельницей Введенского девичьего монастыря была Марфа. Есть свидетельства того, что она тесно общалась с представителями кружка «ревнителей древнего благочестия», влиятельном при царском дворе, члены которого пытались поднять авторитет церкви в глазах верующих, выступали со многими важными инициативами и сыграли ведущую роль в церковной реформе.
Кружок этот возглавлял духовник царя Стефан Вонифатьев. Он имел тесные контакты с игуменьей Марфой, которая, я полагаю, искренне разделяла многие церковные мероприятия «боголюбцев». При этом сама Марфа в Вязниковской слободе пользовалась непререкаемым авторитетом и среди местных духовных особ считалась самой главной фигурой.
Когда Никон приступил к реформам и власти начали репрессии против староверов, те же вязниковские старообрядцы прямо говорили, что они не хотят совершать обряды по новым образцам, потому что их духовная мать (то есть Марфа) это запрещает. Настоятельница поддержала двоеперстие и, по сути, выступила против реформы Никона, найдя в Вязниках немало своих последователей.
Даже после смерти Марфы её авторитет в Вязниках оставался высоким. Второй очень важный и любопытный персонаж нашей местной истории – старец Капитон, который проповедовал в Вязниковской округе аж с 30-х годов XVII века. У исследователей имеется масса вопросов относительно того, являлся ли он старообрядцем. Но последователей у него была масса, и его учение пользовалось огромной популярностью.
— А что с «беспоповцами»?
— Один из организаторов центра «беспоповщины» – Выговской пустыни – вязниковский подъячий Михаил Вышатин. Вся семья Вышатиных, видимо, была очень авторитетной среди старообрядцев. По ревизиям они значатся жителями Вязников и во второй половине XVIII века. Через Вышатина контакты с пустынью сохранялись; они были весьма активными, причем как духовными, так и экономическими.
Так, выговцы приезжали в Вязники собирать милостыню на содержание своих скитов; активными были и их торговые контакты с вязниковскими староверами. Специфика вязниковского старообрядчества любопытна и не совсем укладывается… В каноны – это ладно. Многие старообрядцы торговали, предприниматель в их среде – норма.
Одни вязниковцы работали на знаменитой Макарьевской ярмарке, другие перебирались в крупные города, например, Рукавишниковы. Если мы посмотрим имперский период, то очень многие крупные российские предпринимательские семьи (Рябушинские, Бугровы и другие) – старообрядцы. Формировались они как раз в XVIII веке.
Занимались этой деятельностью для того, чтобы поддерживать своих единоверцев. Несмотря на все разногласия, «поповцы» и «беспоповцы» в минуту опасности могли объединиться и стоять единой сплочённой массой.
Москва – третий Рим
— Алексей Владимирович, в чём суть конфликта между старообрядцами и официальной церковью?
— Старообрядцы прошлых поколений были более грамотны и подготовлены в догматическом плане – это чётко прослеживается. Разбирались в обрядовых тонкостях и мелочах, которые сейчас кажутся незначительными, но для людей того времени являлись ключевыми моментами.
Когда Никон вводил реформы, это означало, что вся старая церковная традиция (а на тот момент церковь от общества была не отделена) рушится. В этом причина конфликта.
— Так ли нужно было менять устоявшиеся обычаи?
— Россия вела активную внешнюю политику. При Алексее Михайловиче начала постепенно воплощаться идея создания мирового православного центра. «Москва – третий Рим».
Первым шагом в этом направлении стало присоединение Украины в 1654 году. Когда православие пришло на Русь, был один церковный устав, однако потом в той же Византии он поменялся. Никон как раз и хотел ввести тот обряд, который фигурировал там, в Греции и на Балканах. Так как этот вопрос подкреплялся активной внешней политикой, то переставал быть чисто церковным.
Здесь государство шло с церковью рука об руку — до той поры, пока личные амбиции Никона не привели к конфликту с царём.
— Как эти нововведения восприняло население?
— Новые обряды вводили, но это не означало, что на практике и на местах их тут же стали активно применять. Надо было заменить всю богослужебную литературу – это долгий процесс. До поры до времени значительная часть населения продолжала служить по-старому. Это проявлялось повсеместно.
Жёсткие преследования и репрессии в отношении староверов начались где-то с 60-х годов XVII века, когда патриарха не было и делами церкви занялся царь. Старообрядцы чётко попадали под действие статьи Соборного уложения 1649 г., становились преступниками.
За церковное преступление была чётко обозначена казнь – сожжение живьём в срубе. Собственно, с этого момента мы можем говорить о расколе. 1666-1667 годы – церковный собор, на который царь приглашает византийских патриархов. Те официально принимают реформы и проклинают всех, кто не будет совершать новые обряды.
Впрочем, власти прекрасно понимали, что путём репрессий заставить людей верить по-новому нельзя. Так что отношение к старообрядцам было двойственное. Я бы не сказал, что, начиная с царя Алексея Михайловича, власти начинают исключительно жёстко преследовать старообрядцев. Были случаи, когда на двоеперстие смотрели сквозь пальцы, причем в самых разных регионах. Имели место эпизоды, например, в рамках Стрелецкого восстания 1882 г., которое было связано с попыткой старообрядцев доказать свою правоту публично.
Однако, по большому счёту, до 1716 года серьёзных репрессий не было.
— Вязниковцы, насколько понимаю, придерживались старых традиций?
— У нас все ключевые вязниковские фигуры вплоть до середины – второй половины XVIII века, все местные бургомистры были, в подавляющем большинстве, купцами-старообрядцами, причём как явными, так и тайными. По законодательству Петра I старообрядцы не могли занимать государственных должностей, и чтобы сохранить свой политический вес и влиять на ход дел, они шли на откровенный подлог. Официально переходили в православие, при этом тайно сохраняя старую веру для того, чтобы помогать своим собратьям по вере, прикрывать их от всех проблем.
Есть материалы ревизии, переписи населения, где чётко обозначены все имена и фамилии вязниковских последователей старой веры. В принципе, сейчас имена и именитых, и простых староверов мы знаем от и до, это доступно.
Двойной налог на веру
— Отношение к староверам во многом зависело от монарха и политической обстановки. Когда им приходилось откровенно туго?
— Пётр I по сей день для старообрядцев является самым ненавидимым персонажем российской истории. Принцип веротерпимости он стал эксплуатировать самым нещадным образом, причём исключительно из-за прагматических и экономических соображений. Государство вело бесчисленные войны, и казна нуждалась в деньгах. Стали вводить новые налоги. При Петре I даже официальная должность была для придумывания новых налогов – «прибыльщик».
С подачи Нижегородского епископа Питирима провели перепись населения. Сделали это для того, чтобы переписать старообрядцев и заставить их платить двойной налог. Проблема заключалась в том, что у крестьян (а более 70% населения страны на тот момент – крестьяне) денег просто не было, тем более на двойной налог. Это привело к массовым озлоблениям, и староверы начали массово сбегать с нажитых мест в Сибирь, за Урал. Они хотели, чтобы их оставили в покое.
— Наш край пострадал наравне со всеми?
— Вязниковские старообрядцы, по моим наблюдениям, держались упорно до второй половины XVIII века. Все эти законы они умудрялись обходить. Пётр I приписал Вязниковскую слободу по всем церковным и раскольническим делам в ведомство Нижегородской епархии, которую возглавлял Питирим. Епископ пытался навести здесь порядок, но не совсем успешно. Местные власти, будучи сами старообрядцами, своих земляков и единоверцев не выдавали.
Сохранилось любопытное свидетельство того, что когда Питирим в 1724 году проезжал через Вязниковскую слободу, его принимали как антихриста. С точки зрения вязниковских старообрядцев он был воплощением зла на земле. К слову сказать, это учение об антихристе тоже не было никогда единым. Например, одни считали, что новые времена, связанные с преследованием староверов, — это и есть царство антихриста.
Другие говорили, что антихрист воплощается в конкретных исторических фигурах. Заметный спад старообрядческой активности в Вязниках наблюдается только со второй половины XVIII века, когда многие жители были вынуждены перейти в официальное православие. В основном – по экономическим соображениям. Однако и в это время старообрядческая составляющая жизни города заметна. (Продолжение следует).
Автор: Антон Агеев. По материалам газеты «Маяк».
|
|
| |
|